Тел.: +7(495) 960-80-48
Моб.: +7(903) 576-75-96

Поездки в Венскую оперу: март-апрель 2016 года

10 – 14 марта 2016 года,

Австрия: Вена – Халляйн – Лангеллойс

Эти поездки стали возможными благодаря тому, что нам с папой в итальянском посольстве еще в сентябре 2015 года выдали визу на целый год, а ее нужно было «укатать». А еще благодаря опере Верди «Дон Карлос», которую мы послушали в Большом театре. После нее папе захотелось продолжения банкета, а в наших московских театрах ничего достойного больше не предлагали на ближайшее время. Я как-то в шутку сказала тогда: «Остается только Венская опера». А папа принял это предложение всерьез и занялся подбором репертуара…

Очень приятно, конечно, осознавать, что наступили теперь такие времена, что можно вот так запросто махнуть в Венскую оперу на любой спектакль, который придется тебе по душе. Могли ли мы мечтать о таком еще лет 15-20 назад?..

В декабре 2015 года папа нашел в репертуаре Венской оперы на март 2016 года «Аиду» Верди, а я настояла на том, что уж если и ехать так далеко, то чтобы сразу как минимум на 3 спектакля, а потому нашла в апреле еще три интересующие меня оперы почти подряд: «Дон Паскуале» Доницетти, «Дон Жуан» Моцарта и «Бал-маскарад» Верди (в последней, кстати, нам обещали Хворостовского). Билеты можно без труда достать и у перекупщиков в день представления, только втридорога! А посему я решила попытать судьбу и купить их официально через сайт по номиналу. И, о чудо! У меня получилось!

Сначала пришлось встать в лист ожидания за три месяца до представления на самые дешевые билеты и оставить номер банковской карты. Буквально недели через две с моей карты стали списывать деньги за выбранные спектакли и присылать на почту электронные билеты. Из-за того, что сначала моя карта Сбербанка не давала возможности переводить деньги иностранным получателям платежей, я по ошибке заказала билеты на «Аиду» 2 раза. А потому в итоге у нас их получилось аж 4 вместо 2. Но это меня не очень расстроило, цены-то были реально невысокими – всего по 14 Евро за штуку! Конечно, это были плохие места, да еще и не вместе. Но зато рисковать не пришлось, ведь у нас еще даже авиабилетов не было! Поездка вообще могла не состояться, тогда эти билеты просто пропали бы. Итак, в течение недели я получила на свой адрес билеты на все 4 спектакля. А это значит, что можно было спокойно заказывать уже и авиабилеты. Их нам удалось купить по 13 000 руб. в оба конца и на март (с 10 по 14), и на апрель (с 20 по 25) в авиакомпании «Австрийские авиалинии». Так что еще до Нового года примерные планы обеих поездок у нас уже были сформированы.

Теперь осталось определиться с экскурсиями не только по самой Вене, но и по Австрии. А сделать это оказалось намного сложнее, чем предполагалось. Главная проблема заключается в том, что в марте в Австрии большинство знаковых достопримечательностей закрыто: замки, гроты, шахты, дворцы. Мне пришлось сломать голову, чтобы найти доступные на общественном транспорте и интересующие меня места, открытые в марте. Для этого я вдоль и поперек перечитала два путеводителя и перерыла весь интернет.

Австрия славится различными шахтами – соляными, серебряными, железнорудными. Мы с Антоном давно еще мечтали их посетить, но все они открываются с мая месяца. Мне чудом удалось найти открытую в марте шахту Дюррнберг в г. Халляйн. Вторым местом для посещения были выбраны винные погреба в городе Лангеллойс.

Однако все эти места находились на значительном удалении от Вены, и добраться туда на поезде можно было только с пересадками. Помощь в планировании маршрута мне оказали в австрийском туристическом центре в Москве. Спасибо им за это большое! Очень любезная служащая проинструктировала меня, как взять ж/д билеты, подобрать расписание, спланировать пересадки, и ответила на много других важных вопросов. Благодаря ей мы были очень хорошо подготовлены еще в Москве и уже знали, куда идти и что делать. Кроме того, мы дома через интернет купили ж/д билеты Вена – Зальцбург – Халляйн по акции всего по 19 Евро! (Для справки: их обычная цена – 54 Евро).

С гостиницей тоже повезло: в системе бронирования booking.com я чисто случайно наткнулась на двухкомнатные апартаменты площадью 70м2 (с кухней) по стоимости почти в 2 раза дешевле обычного тесного гостиничного номера.

Да и лишние билеты в Оперу мне удалось «загнать» еще дома, я их «пристроила» на каком-то туристическом форуме одной семейной паре из Ямало-Ненецкого округа, которая примерно в этих числах тоже собиралась в Вену. Мы договорились встретиться в день представления прямо у входа в театр.

В связи с тем, что с января мы с Антоном уже жили в Сочи и возвращаться до апреля не собирались, мне пришлось в начале марта прилететь в Москву, чтобы 10 уехать в Вену, а потом 16 марта вернуться в Сочи.

День первый

10 марта, четверг

Прибытие

Вылет из аэропорта Домодедово у нас был по расписанию в 15.35. До аэропорта добирались на аэроэксперессе с Павелецкого вокзала. В аэропорту еще успели вкусно пообедать в ресторане «Елки-палки экспресс», и правильно сделали. В самолете я бы осталась голодной, так как там на обед давали макароны с грибами.

Из-за разницы во времени в Вене мы были уже через час – в 16.35. Русскоязычное такси заказали еще в Москве по телефону. В назначенное время за нами приехал очень любезный дагестанец, за 36 Евро и за 15-20 минут домчал прямо до дома по адресу: Давидгассе, 32 – рядом со ст. метро Ройманплац (это конечная красной ветки).

Жилой дом, в котором располагалась наша квартира, представлял собой обычное для окраин Вены многоэтажное серое квадратное строение, скорее всего, довоенных времен. В офисе фирмы Bonusfilm (которая сдавала время от времени излишки своих площадей туристам) нам выдали ключи от квартиры №17 и проводили на 3-ий этаж.

Апартаменты поразили нас своим простором: 2 огромные комнаты, большой санузел с окном, длинный коридор, а при входе сразу кухня со всем необходимым оборудованием и посудой. Полотенца и постельное белье – в неограниченном количестве в шкафу. Интернет – быстрый. Ну что еще русскому туристу надо!

Мы заплатили за проживание наличными представителю компании 140 Евро + 25 Евро за финальную уборку, и она оставила нас, пожелав приятного отдыха и объяснив, как найти магазины и станцию метро.

Не распаковав вещи, мы тут же помчались за продуктами в супермаркет, пока он не закрылся. Нашли мы его довольно быстро и легко, 5-7 минут пешком. В первый же день накупили продуктов и вина на 58 Евро – еле донесли все это до квартиры.

Поужинали очень вкусно и даже опьянели от прекрасного вина (каждый выбрал себе свое: папа красное сухое, а я - белый мускат). Посуду мыли в посудомоечной машинке, которая наполовину не работала (от старости), приходилось ей вручную открывать диспенсер для средства, сама она этого не делала. В тот же день я разбила им один бокал для вина, который никак в эту самую машинку не влезал, – видимо, на счастье! Так оно и получилось: забегая вперед, скажу, что поездка у нас прошла как по маслу, и даже лучше, чем мы ожидали.

Спать в этот день легли очень поздно, т.к. нужно было не только разобрать вещи, принять душ, но и посидеть в интернете по работе.

День второй

11 марта, пятница

Вена и Венская опера

Выспаться, конечно, в этот день не удалось. С утра нас ждали важные дела. Около 11.00 мы вышли из дома и без труда нашли ближайшую станцию метро Ройманплац. От нее до Оперы (ст. м. Карлсплац) всего 4 остановки – минут 7-8. На нашей станции купили проездной сразу на 4 дня на двоих за 38,60 Евро. Очень выгодный тариф, который позволяет целый день ездить в общественном транспорте по цене одной поездки туда-обратно.

Следующим пунктом нашей программы была касса театра, где мы должны были забрать выкупленные билеты – сразу все 10 штук. Ее мы нашли без особого труда. Кассир оказался русскоговорящим, он стал нас пугать, что с наших мест мы ничего не увидим, только лишь услышим. Мы, конечно, немного расстроились, но унывать раньше времени не стали.

Получив билеты, отправились в магазин «Сваровски», где папа должен был купить сувенир одной своей сотруднице в благодарность за то, что она его подменяет на время путешествия. Бутик «Сваровски» тоже в центре, рядом с Оперой, далеко ходить не пришлось. А до этого мы еще посетили офис по туризму. Ничего дельного не нашли, зато запаслись бесплатными картами города.

Теперь нам предстояло изучить вокзалы, с которых нужно будет уезжать в Зальцбург и Лангеллойс завтра и послезавтра: Главный вокзал (Хауптбанхоф) - бывший Южный вокзал и маленький вокзальчик Франц Йозеф Банхоф. На последнем вокзале мы прикупили еще еды в супермаркете Billa и отправились домой пообедать и отдохнуть перед спектаклем.

В этот день мы прошли более 6 км и успели устать. Но после обеда пару часов смогли отдохнуть и набраться сил перед походом в театр до 18.00.

Опера Верди «Аида»

В 18.30 у входа в Оперу мы встретились с русской парой, которой договорились уступить лишние билеты на «Аиду», и продали их с «наваром» аж в целых 2 Евро!

За полчаса до спектакля мы освоились в театре и нашли свои места. Мы сидели в разных местах, практически напротив друг друга: я - на балконе, почти там же, где мы с Антоном слушали Риголетто, а папа - в ложе партера. Зря нас кассир пытался испугать! Места были, конечно, не самые хорошие, но сказать, что ничего с них не видно, было нельзя. Мне приходилось иногда наклоняться, тогда 70-80% сцены было видно, а чтобы увидеть всю сцену, нужно было при желании чуть-чуть привстать. А папа вообще сидел, хоть и сбоку, но сравнительно близко к сцене и видел все лица актеров даже без бинокля.

Представление было прекрасным. Слава богу, что режиссер его не осовременил, как это модно делать в последнее время. Зал был полным – ни одного свободного места. Дирижер – женщина с очень своеобразной манерой, а две главные героини – русские певицы. Мы получили огромное удовольствие от спектакля. А я еще потом всю неделю напевала понравившиеся мне марши из этой оперы!

У выхода мы встретили наших русских друзей, кому продали билеты. Им, как мы догадались по разговору, опера не очень понравилась, т.к. они ничего не поняли из содержания. Это и немудрено. Нужно же было готовиться заранее! Вот мы, например, изучили полное либретто еще в самолете, поэтому титры на английском нам помогали. Лично я понимала около 80% текста. И этого было более чем достаточно.

Домой вернулись в 23.00. Поужинали, чуть-чуть посидели в интернете и легли спать. Завтра нам предстоит самая дальняя и сложная поездка в соляные шахты.

День третий

12 марта, суббота

Соляные шахты Дюррнберга в Халляйне

Недалеко от города Зальцбург есть очень интересная достопримечательность - соляная шахта Халляйн (Salzbergwerk Hallein) - место древнего соляного промысла в местечке Дюррнберг. Вот туда-то мы и отправились сегодня.

Встать пришлось около 6.00 – покой нам только снился. На Главный вокзал Вены нам нужно было попасть к 8.00, чтобы в 8.30 сесть на поезд до Зальцбурга. Электронные билеты мы купили еще дома по интернету на сайте австрийских железных дорог oebb.at и в распечатанном виде взяли их с собой. Дорога на поезде в общей сложности с учетом пересадок и ожиданий поезда составляла 3 часа. Из них около 2,5 часов до Зальцбурга в комфортабельном поезде дальнего следования, в котором мы даже смогли устроить себе второй завтрак. Потом около 20 минут заняла пересадка на электричку Зальцбург – Халляйн, которая идет до места 10 минут. В Халляйне мы были в 11.30. Там не спеша стали искать автобус №41 до шахт Дюррнберга. Полчаса примерно пришлось подождать этого автобуса, который за 10-15 минут и за 2,4 евро довез нас до места. От автобусной остановки мы пешком дошли до входа в шахты и попали на экскурсию в 12.30. Народу набирается каждый час очень много, особенно в выходные дни. Однако общественным транспортом приехали, похоже, только мы одни – совершили такой геройский поступок. Все остальные посетители добираются на личном автомобиле или на больших экскурсионных автобусах группами.

Экскурсия в глубь горы

Организованная экскурсия стоит 21 евро на человека и продолжается ровно час, примерно полчаса идет подготовка группы к посещению «особо опасного объекта»: всем выдают специальные защитные костюмы, которые нужно надеть прямо поверх своей одежды. Сумки и всякие ненужные вещи можно сдать прямо тут же в гардероб. После этого посетители верхом садятся на маленький поезд, что увозит их в глубь горы. Поезд движется по очень узкой штольне, по которой после остановки поезда еще приходится некоторое время идти пешком.

В первом зале шахты демонстрируют фильм о том, как в этом подземелье добывали соль еще со времен кельтов и как соль превратилась в богатство данного региона. Когда-то здесь было океанское дно, а потом в девственных лесах появились первые жилища кельтов. Океан оставил в этом подземелье свои соленые следы, они и были найдены древними народами. Их тяжелый труд стал началом многовековой истории добычи соли.

Гид-переводчик говорила по-немецки, а потом переводила всю информацию на английский и итальянский язык. Нас - «итальянцев» - оказалось всего двое: я и еще какой-то, видимо, настоящий итальянец.

Экскурсия проходит по узким темным проходам, в которых воссозданы сцены тяжелого труда шахтеров, демонстрируются орудия и различные специальные приспособления, в том числе и примитивное вентиляционное оборудование шахт. Но самое интересное приключение – это спуск по деревянным желобам (своеобразным тобогганам) на глубину до 200 м под землю. Здесь посетителей катают на деревянном пароме по подземному озеру.

Странно, но самой соли в шахте я так и не увидела, зато она в виде сувениров в избытке продавалась в магазинчике: были там и баночки с пищевой солью, и декоративные кристаллы розовой и белой соли. Один из таких небольших кристаллов я потом купила за 50 центов в сувенирной лавке у выхода. А баночка с пищевой солью каждому посетителю полагается бесплатно по окончании экскурсии – ее выдают при выходе из шахты.

Я долго приставала к папе с вопросами, что же делают с непищевой розовой солью и зачем она вообще нужна. И он мне все это время рассказывал разные интересные истории.

После такой насыщенной информацией экскурсии мы посидели в кафе и на 21 Евро перекусили жареной картошкой, сосисками и шницелем. В кафе уже мы были единственными посетителями, т.к. последняя экскурсия отправилась в недра в 15.00.

До обратного автобуса у нас еще оставался целый час. Поэтому мы совершили самостоятельную экскурсию в реконструированную кельтскую деревню, находящуюся неподалеку, - самый большой в Европе музей кельтов, где хранятся ценные археологические находки. Здесь построены деревянные домики и воссоздан их внутренний интерьер.

Любопытно, что до этого момента мы так и не успели никуда бросить монетки – не было водоемов. И даже проплывая на пароме по соляному озеру, забыли это сделать! Зато вот в кельтской деревне мы нашли прекрасный горный водопад, куда накидали с полкило наших русских денег.

С погодой, можно сказать, нам почти повезло. Солнца не было, но не было и дождя – а это самое главное. Воздух был сырой. Температура в шахте +10 С, а наверху холоднее, поэтому мы во время экскурсии даже погрелись.

В 16.15 мы сели на обратный автобус и до 17.30 ждали на вокзале своей электрички, которая по техническим причинам умудрилась опоздать на 8 минут. За время ожидания мы успели сходить к реке Зальцах, чтобы бросить туда монетки, и посидеть в каком-то странном прокуренном привокзальном кафе.

Слава богу, что опоздание электрички никак не сказалось на нашей пересадке в Зальцбурге - мы не только успели на следующий поезд, но даже еще какое-то время побродили по привокзальным магазинчикам. Там мы обратили внимание на очень любопытные приготовления к Пасхе: везде продаются цветные яйца – шоколадные, пластиковые, деревянные и даже настоящие; детские иллюстрированные книжки, лежащие на прилавках, посвящены только «яичной» тематике. Кроме того, яйцами украшают цветы, кусты и другие растения при входе в дома или магазины. Я такого пасхального декора раньше в других странах не замечала. Что это было? Чисто австрийская традиция? Ответа на этот вопрос у меня пока нет.

В Вену мы приехали в 20.30. На вокзале нашли камеру хранения, где собирались оставить багаж в понедельник – до отъезда в аэропорт. Прошли за сегодняшний день около 10 км, судя по показателям папиного шагомера.

День был трудный, мы очень устали, поэтому завтра решили позволить себе немного поспать и отправиться на очередную экскурсию в винные погреба не к 8.00, а к 12.15.

День четвертый

13 марта, воскресенье

Винные погреба Лоизиум в Лангеллойсе

Усталость за эти несколько напряженных дней взяла свое, поэтому мы решили сегодня немного поспать и сесть на электричку не в 8.00 утра, а в 12.15. Путь наш лежал в маленький городок Лангеллойс, единственной достойной внимания достопримечательностью которого был комплекс Лоизиум - винные погреба и спа-курорт.

Город этот находится не очень далеко от Вены – всего в часе езды на электричке с небольшого вокзала Франц Йозеф Банхоф. Основной сложностью данного маршрута была пересадка в городе Хадерсдорф, где нужно было за 2 минуты успеть сесть в другой поезд, едущий в Лангеллойс. Причем без права на ошибку: следующий поезд идет в том направлении только через 4 часа! Нас такой расклад немного смутил, но выбора все равно не было.

Зато на вокзале Франца Йозефа нас ждал настоящий сюрприз-подарок: в кассах нам выдали билеты туда-обратно за полцены! Я даже не сразу поверила в такое и несколько раз переспросила у кассира, все ли он правильно понял. Оказалось, что это акция такая по выходным дням – билет по льготной цене на целый день на пригородные поезда, независимо от пункта назначения и маршрута следования. На двоих мы заплатили 33 Евро вместо 60!

Из Вены до Хадерсдорфа мы ехали целый час практически в пустой электричке. При приближении к станции мы уже стали заранее продвигаться к выходу, чтобы моментально выскочить на перрон при открытии дверей и добежать с первой платформы до третьей, где нас должен был ждать другой поезд. А он нас действительно уже ждал. Это был даже не поезд, а всего один(!) вагон – он же электровоз. Через 6 минут мы были на станции Лангеллойс, которая смотрелась очень убого: никаких тебе электронных табло и залов ожидания – захудалый полустанок под крышей, даже перрона как такового не было, рельсы проложены, как у трамвая, - на одном уровне со станцией, и напоминают узкоколейку.

С этой станции по схеме и указателям мы двинулись в комплекс Лоизиум - до него всего 15 минут пути (не больше километра). Нашли его быстро, только не сразу поняли, где же вход. Со стороны основное здание (серый современный бетонный куб) выглядело безжизненным и непосещаемым. А вот внутри оказалось сравнительно много народу. Мы купили билеты по 13 Евро, взяли аудиогиды на русском языке и стали ждать экскурсию, которая начиналась в 14.00.

Экскурсия в древние винные погреба

Сначала нас спустили на лифте под землю в самые длинные в Австрии винные погреба – 1,5 км 900-летних загадочных лабиринтов. Экскурсия начинается у большого поющего фонтана, а потом переходит в длинные коридоры с огромными бочками. Здесь демонстрируются не только древнее производство и хранилище вина, но и быт ремесленников местной деревни начала прошлого века (так называемый «Двор винодела»). Кроме всего прочего организаторы украсили выставку небольшим лазерным шоу и различными артефактами. Современное производство тоже показывают – через прозрачный лифт, на котором посетителей медленно поднимают по этажам.

Пока полтора часа бродили по сырым подвалам, папа изрядно продрог (температура под землей +10С), поэтому дегустация местного вина в винотеке по окончании экскурсии была как нельзя кстати. С бокалом вкусного красного вина мы пристроились за столиком в дегустационном зале, вытащили свои бутерброды, пиццу и неплохо подкрепились.

Потом еще долго изучали ассортимент в местном магазине, выбирая, какое вино купить себе сегодня на ужин, но так и не остановились ни на чем. Зато купили папе сувенирные медальки. Так и не заметили, как время прошло. Обратно до станции добежали буквально за 10 минут, сели на поезд в 16.30 и в 17.40 были в Вене.

Сегодня мы завершили день изучением камеры хранения на другом вокзале – Ландштрассе Вьен Митте, т.к. еще не решили, куда мы завтра отвезем свои вещи. Здесь же мы нашли и аэроэкспересс до аэропорта, а зря потратили время – оказывается, с ближайшего к нам вокзала тоже идут электрички в аэропорт, только никто нам почему-то об этом заранее не сказал.

День пятый

14 марта, понедельник

Катакомбы собора св. Стефана и замок Бельведер (Вена). Возвращение домой

Апартаменты, которые нас приютили в Вене, нам с папой так понравились, что мы захотели их забронировать и на следующий раз – на апрель. Однако не тут-то было! На период с 20 по 25 апреля они, оказывается, уже были заняты, да и цена ближе к маю вырастает очень сильно. Теперь уже их стоимость на сайте booking.com была в три(!) раза дороже – от 35 000 до 41 000 руб. на нужный нам период. Мы, конечно, очень расстроились, т.к. уже привыкли здесь, все изучили вокруг и были решительно всем довольны. Но ничего не поделаешь. Придется искать что-нибудь другое.

С трудом удалось уговорить хозяев разрешить нам остаться хотя бы до 11.00. Вообще-то мы были бы не против продлить проживание до 17.00, но у них уже планировался следующий заезд гостей.

Ровно в 11.00 мы сдали ключи и с чемоданами вышли на улицу, направившись на вокзал Ландштрассе, чтобы сдать вещи в камеру хранения. Однако удача, сопутствующая нам все предыдущие дни и делающая поездку просто идеальной, слегка отвернулась. Конечно, не на 180 градусов, но чуть-чуть, вполоборота J Сегодня с нами начали происходить разные мелкие пакости. Они, конечно, были абсолютно некритичные, безобидные и общего впечатления от поездки не испортили, но побегать заставили изрядно!

Началось все с того, что камера хранения на вокзале Ландштрассе, куда мы уже приехали, была полностью занята – ни одной свободной ячейки! Не долго думая, мы вернулись на Главный вокзал: там камера хранения была огромная, места всем хватало. А это лишние 4 остановки на метро и одна пересадка! Избавившись наконец от багажа, мы решили узнать, нельзя ли с этого вокзала уехать в аэропорт на электричке. Оказалось – никаких проблем: 2,4 евро, 20 минут – и ты на месте! Электрички отходят каждые полчаса. И зачем мы только голову себе ломали?! И ведь никто из тех, кого мы спрашивали об этом, не сказал, что в аэропорт идут электрички не только с Ландштрассе, но и с Главного вокзала тоже! Знай мы это раньше, не потеряли бы столько времени и сил…

И вот тут-то нам бы сразу пойти пешком в замок Бельведер, южный вход в который был уже неподалеку… Ан нет! Мы сегодня не искали легких путей и направились сначала в центр города – в собор св. Стефана – Штефансдом. А это опять туда же, откуда только что приехали, то есть 4 остановки на метро.

Экскурсия в катакомбы Штефансдом

Я решила завершить наши подземные прогулки предыдущих дней посещением катакомб главного собора Вены. Очередная экскурсия должна была начаться в 13.00 (стоимость 5,5 евро с человека). В ожидании ее мы прогулялись по сувенирным лавкам на площади.

Катакомбы собора св. Стефана относятся к 14 – 18 векам. Старинная часть по-прежнему используется для захоронений венских архиепископов и кардиналов (в Епископском склепе), поэтому она неоднократно подвергалась реставрации.

В Герцогском склепе с 1360 по 1470 года хоронили членов династии Габсбургов: в нишах расположены медные урны с внутренними органами ее представителей. Сами тела бальзамировали и захоранивали под церковью Капуцинов, а сердца в серебряных урнах держат в церкви св. Августина. Вот так этих Габсбургов после смерти делили аж на 3 части и помещали в разные места!

Следующий зал носит название Музея камней, здесь собраны чаши для святой воды, надгробные плиты и скульптуры, украшавшие ранее собор снаружи (теперь они заменены на копии).

Новая часть катакомб, относящаяся к 18 веку, уже давно не используется, а потому и не реставрировалась никогда. В 1739 году здесь было сооружено общественное кладбище, где захоронили более 11 000 человек за 40 лет. Здесь же находится и чумовая яма 1713 года, куда было сброшено около 1000 трупов. Последний объект катакомб – оссуарий (костница). Здесь штабелями складируются останки предыдущих захоронений, которые ранее занимали слишком много места. С помощью заключенных местной тюрьмы их перенесли в небольшие помещения, чтобы освободить пространство для новых захоронений. В 1783 году это общественное кладбище было окончательно закрыто, и катакомбы теперь превратились в музей.

Замок Бельведер

Поскольку проездной на общественный транспорт у нас был почти дармовой, мы решили не стеснять себя в выборе средств передвижения и катались сегодня на метро и трамваях целый день. На площади Карлсплац мы отыскали трамвайную остановку и стали изучать маршрут следования трамвая «В», идущего в замок Бельведер. И почему-то решили, что другие трамваи, которые указаны на этом же маршруте, тоже туда идут. Оказалось, что здесь обозначены лишь пересадки! А мы по ошибке, не разобравшись и не успев никого спросить, сели на первый же попавшийся трамвай и сразу уехали не туда. Пришлось сходить на следующей остановке и возвращаться обратно. Со второй попытки в Бельведер мы все-таки попали, сделав лишний крюк.

Сам дворец меня не очень-то впечатлил. После нашего Петергофа и прочих грандиозных памятников архитектуры Санкт-Петербурга он выглядит, мягко говоря, скромно, хотя этот комплекс начала 18 века (Schloss Belvedere) считается настоящим чудом архитектуры и ландшафтного дизайна. В состав ансамбля входят два дворца (Верхний и Нижний) и парк. Бельведер создавался по приказу полководца, принца Евгения Савойского, и стал его летней резиденцией.

Мы увидели только Верхний Бельведер, где была приёмная принца, здесь проходили торжественные встречи гостей, важные переговоры. Сейчас в этом дворце художественный музей.

А вот Нижний дворец мы почему-то упустили из виду. В нем находились жилые покои принца с роскошными интерьерами и необычными орнаментами. Сейчас - это музей барокко и средневекового искусства. В составе комплекса бывшие дворцовые конюшни и оранжерея, превращённая в выставочный зал.

Между дворцами разбит регулярный парк, украшенный фонтанами, живыми изгородями, статуями и водоёмами. За этими водоемами ревностно наблюдает злобный служитель, он не дает посетителям подойти близко к пруду, назидательно показывает таблички «Ходить по газонам запрещено!» и гоняет всех, кто на этих газонах пытается фотографироваться. Мне он так и не дал бросить в пруд монетку. А вот папа успел!

На территории парка есть сад, куда мы тоже заглянули. Здесь высажены многочисленные альпийские растения. Особенно красив этот сад в мае-июне - в период цветения. А в марте он выглядит немного скучновато и даже запущенно.

Выйдя с южной стороны дворцового ансамбля, мы пешком добрались до Главного вокзала, нашли там Макдональдс и целый час отдыхали, поглощая филе-о-фиш и сладкие пирожки.

Путь домой

В 17.00 мы сели на поезд до аэропорта и расслабились. До отправления уже оставалось 2 минуты, когда меня вдруг осенило: я же не прокомпостировала билетики! Последние дни мы столько катались в поездах, что привыкли к ним и даже не вспомнили, что перед посадкой в электричку ближайшего пригорода билетик нужно прокомпостировать так же, как в метро. Пока я пребывала в шоковом состоянии, не зная, что делать, папа не растерялся, схватил оба чемодана и пулей выскочил из вагона. Риск был велик: за непрокомпостированный билет полагается штраф не менее 100 Евро. А после Италии с их бескомпромиссными контролерами мы уже стали настолько дисциплинированными, что и подумать не могли о том, чтобы нарушить какие-то правила. Другие пассажиры вагона на нас смотрели с удивлением, они, видимо, решили, что мы перепутали поезд! Не успели мы выйти, как поезд тронулся…

А проблема осталась: где компостировать билетик, я так и не поняла. Мы спустились в здание вокзала, обыскали все выходы на перрон, но компостера не нашли. Пришлось спросить у путешествующего пенсионера. Он указал нам все на тот же выход к путям, где мы уже были. А потом и сам подошел туда и удостоверился, что никаких компостеров у эскалаторов нет. Получается, что даже сами местные жители не знают, как у них тут на вокзале все устроено. Любезный дедушка на том не успокоился, он поймал для нас служащую вокзала и спросил ее на своем языке, где находятся компостеры. Оказалось, что они располагаются на улице – уже на самом перроне. И мы опять поднялись на эскалаторе к путям. Вот только тут мы заметили рыжий автомат, куда нужно было засунуть билетик. Теперь получилось!

Через 15 минут мы сели на следующую электричку и на сей раз благополучно добрались до аэропорта. Времени у нас было еще очень много. Мы нашли свободные лавочки и, расположившись на них, переобулись, переоделись, перепаковали чемоданы, а я так даже и немного вздремнула.

Поскольку мы покупали самые дешевые авиабилеты, то взяли тариф Лайт - без права провоза багажа. Нам полагалась только ручная кладь определенных габаритов не более 8 кг. Казалось бы, куда нам больше вещей на три-то дня! А по факту вышло, что мы еле влезаем в эти 8 кг, ведь сам чемодан еще весит примерно 2 кг! Поэтому на полезный груз остается всего 6 кило! Дома мне пришлось взвешивать на весах каждый предмет, чтобы определиться, что засунуть временно в маленький рюкзачок, который не проверяли. В аэропорту я снимала с чемодана колесики, вытаскивала путеводители, зарядку для нетбука и прочие вещи, которые в сумме могли весить до 1,5 – 2 кг. А после регистрации перекладывала все это обратно в чемодан. То же самое пришлось сделать и на обратном пути в аэропорту Вены.

Регистрация на рейс прошла без проблем и очередей, вот только при досмотре наших чемоданов заставили показывать все тюбики с жидкостями (кремы, пасты, аэрозоли, шампуни и пр.). В Дьюти фри я очень выгодно приобрела 2 литровые бутылки Бейлиса по 13 Евро за штуку и на том успокоилась. А зря! Приключения еще не закончились. Когда мы уже сели в самолет, я вдруг обнаружила, что рюкзачка со мной нет! Я забыла его на скамейке в зале ожидания (а ведь там был кошелек и прочие документы). Сбивая с ног всех пассажиров в проходе, я кинулась обратно из самолета. Не помню как, но за секунду я очутилась у выхода. Я уже готовила стюарду фразу по-английски типа: «Я сейчас быстро вернусь, я забыла сумку», когда увидела, что мой рюкзак у него в руках. Какой-то добрый человек нашел его оставленным на скамейке и взял с собой, чтобы передать стюардам. Этого человека мне тоже показали потом, и я его успела несколько раз от всей души поблагодарить…

В 20.40, когда все пассажиры расселись по местам, самолет включил двигатель – и тут свет погас. Никто не обратил на это внимание. И только через 20 минут мы задались вопросом: почему до сих пор никуда не улетели? Как будто услышав его, командир корабля стал что-то долго объяснять по-немецки. Из его тирады я поняла только два слова: «дефект» и «генератор». И их было достаточно для того, чтобы Штирлиц догадался: что-то пошло не так. При переводе на английский ситуация уже прояснилась совсем: автономная система электроснабжения судна вышла из строя и экипаж принял решение поменять самолет. Мы все сидели в недоумении еще несколько минут, многие стали звонить родственникам, а стюардессы бегали по салону туда-сюда. Потом капитан корабля сообщил, что они нашли решение и мы сейчас полетим. Видимо, пораскинули мозгами и наплевали на свой генератор, не такая уж это важная деталь в самолете, все равно ночью свет не нужен никому, все спят уже J

В результате рейс задержали минут на сорок, но в полете нагнали время, и самолет приземлился в Москве с опозданием всего в 20 минут. Примерно в 3.00 утра мы уже были в Домодедово.

А дальше за папой приехало такси, а за мной – Олег, который отвез меня сразу на дачу, где скучал в гордом одиночестве любимый собакин…

Уже через день, 16 марта, я улетела обратно в Сочи, а там еще целую неделю приходила в себя: спала по 12 часов в сутки и отдыхала от такой сложной, но очень интересной поездки, переваривая полученную информацию и яркие впечатления.

20 – 25 апреля 2016 года

Австрия: Вена – Мельк – Грац - Клостернойбург

И вот почти через месяц с небольшим мы опять отправились в Вену, чтобы посмотреть уже сразу 3 оперы подряд! К большому сожалению, наша предыдущая квартира была занята, поэтому мне пришлось искать новый вариант для проживания. Ухудшать условия нам никак не хотелось, а потому мы ориентировались на просторную двухкомнатную квартиру с кухней, недалеко от метро. И такой вариант нашелся в агентстве airnb: апартаменты 70 м2 с просторной террасой, хорошей кухней и раздельным санузлом. Правда, стоило это удовольствие уже не 165 евро, а все 300! Конец апреля – начало туристического сезона, цены на проживание резко возрастают. Хотя, если учитывать тот факт, что мы в этот раз уже пробыли в Вене на 1 день дольше, да и выехать имели возможность не утром, а в 17.00, как нам было нужно, то переплата по сравнению с предыдущим вариантом составила всего 78 Евро (около 5000-6000 руб. на двоих за весь срок пребывания).

Хозяин квартиры был очень любезным и заботливым. Он сразу списался со мной, выслал схему проезда, уточнил время нашего пребывания, предложил организовать траснфер, от которого мы отказались.

А вот ж/д билеты в этот раз мы покупать заранее не стали, а зря! Из-за чего влетели в кругленькую сумму при поездке в Грац.

Чтобы попасть в Австрию, мне пришлось возвращаться из Сочи 17 апреля. Поехали вместе с Антоном на машине, даже не завершив монтаж кровли. Восемнадцатого апреля были на даче, в следующую ночь уехали в Москву и уже наутро 20 апреля Антон провожал меня в аэропорт…

День первый

20 апреля, среда

Прибытие

Как обычно, до аэропорта добирались на аэроэкспрессе. По традиции плотно перекусили в ресторанчике «Елки-палки экспресс» в аэропорту (я ведь толком и позавтракать не успела перед выездом). Багажа у нас в этот раз было с папой с общим перевесом в 3 кг! Это хорошо, что служащие на стойке регистрации оказались лояльными и не стали придираться, хотя габариты папиного чемодана проверили (он вызвал подозрение) и потом пропустили.

Вылет из Домодедово состоялся по расписанию в 14.35, а в 16.35 мы уже приземлились в Вене. Выйдя из самолета, мы ощутили себя завсегдатаями этого аэропорта и были уверены в себе: как-никак все знаем уже! Твердой походкой направились к электричкам, идущим в город, купили билеты на обычный поезд по 4,80 Евро, нашли первый же ближайший рейс в 18.09 и побежали к нужной платформе – время уже оставалось в обрез.

Когда мы увидели поезд, то меня смутило, что он был зеленый – это фирменный цвет аэроэкспресса, который стоит 14 евро. Но времени на раздумья не было, у нас оставалась всего одна минута до отправления, поэтому мы быстро вскочили в него… и тут же напоролись на контролера! Она и объяснила нам, что это аэроэкспресс, а потому наши билетики недействительны и нам придется оплатить проезд в полном объеме. Пришлось выложить еще 28 Евро на двоих. Мы, конечно, сразу не могли взять в толк, как же это мы перепутали поезда?! Пока отходили от шока, поняли, что время сейчас, оказывается, не 18.09, а 17.09! То есть наш поезд пойдет через час, а до этого времени других поездов не было в расписании. А сейчас отправляется именно аэроэкспресс, на него-то мы и сели.

Этот наш промах вылился в сумму 36,8 Евро – примерно столько же мы бы заплатили за такси! А так пришлось на метро за эти же деньги с чемоданами добираться до нужного адреса. Хотели сэкономить, думая, что мы теперь крутые и все знаем, но фокус не удался…

Ну да ладно! Не самая большая проблема. Всю дорогу пришлось стоять. Поезд был битком – все два этажа. Зато быстро доехали до станции Ландштрассе, не успели даже опомниться. В метро пересели на прямую ветку до конечной станции Heiligenstadtи около 18.00 уже были на месте.

Квартиру по схеме нашли очень быстро. От метро пешком всего 10 минут. Хозяин встретил нас радушно, показал, где и что лежит, как найти супермаркет, где находятся мусорные баки, а также ближайшие достопримечательности района на карте.

Как только мы остались одни, тут же побежали в супермаркет MERCUR, который располагался в нашем же доме, и накупили там еды на 68 Евро, не пропустили и вино.

А вот теперь можно было и освоиться в квартире. Апартаменты нам понравились: просторно, уютно, есть все необходимое. Второй раз нам достается огромная терраса, где можно ужинать на свежем воздухе. И второй раз погода не позволяет этого сделать. Террасу папа использовал как курилку. На этот раз в квартире присутствовали все чистящие и моющие средства, шампуни, мыло, гели для душа и даже еда: макароны, соль, сахар, кофе, чай, кое-какие консервы, сок, сливки, подсолнечное масло, приправы и специи. Лишнего покупать не пришлось.

А вот уборка могла бы быть и получше. После ужина я сразу принялась перемывать всю посуду в посудомоечной машинке, а также дезинфицировать ванну, унитаз, раковину и кухонную мойку. Создавалось впечатление, что это все вообще никто никогда не мыл. На полках была пыль, дверцы, кнопки и ручки плиты, холодильника и посудомоечной машинки были заляпаны, а из-под мойки (в месте, где стоит мусорное ведро) как-то неприятно пахло. Посуды тоже было ограниченное количество: кроме тарелок, чашек, стаканов, бокалов, кастрюль и приборов почти ничего больше не было. Не хватало мисок, кастрюль среднего размера, острых ножей и таких мелочей, как терка, колпак для СВЧ. Даже штопора не нашлось. Но с этим пришлось мириться, а штопор купить в супермаркете. Зато все остальное было на уровне: кровати хорошие, интернет быстрый, бытовая техника в полном комплекте, отопление регулировалось по желанию, шумоизоляция прекрасная, да и сам дом был современный, новый, чистый.

Район тоже спокойный, тихий. Он не выглядел жилым, скорее наоборот – офисным. На улице не встретишь много народу, дороги какие-то пустынные.

Отдохнув после ужина, разобрав чемоданы и приведя квартиру в порядок, я немножко посидела в интернете, и мы пошли спать. Уже завтра рано утром нам предстояла первая дальняя поездка в город Мельк.

День второй

21 апреля, четверг

Аббатство Мельк, опера Доницетти «Дон Паскуале»

Встать сегодня пришлось рано – в 6.30 утра, чтобы выйти из дома в 7.20. В 8.20 отходила электричка до города Мельк, куда мы собирались, чтобы посетить знаменитое Аббатство, послужившее прототипом Умберто Эко места действия его романа «Имя Розы». Я, конечно, если честно, в свое время до конца этот роман осилить не смогла, но первая его часть, где как раз описывался сам монастырь, в котором произошло загадочное убийство, отложилась в памяти. Больше всего мне запомнилась библиотека, я как-то очень живо ее себе представила… Забегая вперед, скажу, что эта библиотека предстала перед нами именно в том виде, как я ее себе и рисовала в воображении, основываясь на описаниях У. Эко.

Отъезд наш состоялся с Восточного вокзала Вены. Билеты взяли прямо на месте и еле успели добежать до перрона. Поезд отходил через 5-7 минут.

Доехали, как всегда, с комфортом, всего за 1 час, без пересадок. Монастырь нашли без труда – прямо от вокзала идет дорога с указателями – всего 10 минут пешком.

Мельк

Мельк - культурный и духовный центр религиозной мысли Австрии. Основная его достопримечательность – Бенедектинское аббатство, основанное в 1089 году, - стоит на гранитной скале и возвышается над Дунаем. С тех самых пор и по настоящее время здесь непрерывно по правилам св. Бенедикта живут и трудятся монахи. Уже в 12 веке при монастыре была основана школа, начали собираться ценные рукописи.

Войдя на территорию монастыря, мы купили билеты по 11 Евро и начали обход с императорских покоев, нагнав какую-то экскурсию. Среди различных экспонатов музея нам особенно запомнился ритуальный гроб с откидывающимся дном (он служил для символичных погребений монахов) и древний ларец-сейф с причудливым замком (гид нам показала даже, как он работает).

Далее туристы проходят в мраморный зал, служивший когда-то столовой для членов императорской семьи, а также для приема гостей во время торжеств.

Терраса (Альтана) соединяет Мраморный зал и библиотеку. Отсюда открывается великолепный вид на Дунай, долину, а также на исторический центр города Мельк.

Вторым по значимости после церкви помещением монастыря является библиотека. Ее прекрасное художественное оформление свидетельствует о большом уважении монахов к этому помещению. Потолочные фрески аллегорически изображают веру, окруженную главными добродетелями: мудростью, смелостью, благоразумием, справедливостью. Четыре деревянные скульптуры, размещенные по бокам от дверей, являются изображением четырех факультетов: теологии, философии, медицины и юриспруденции.

На сегодняшний день в 12 помещениях библиотеки находится 1888 рукописей, 750 первопечатных изданий до 1500 г., 1700 произведений XVI в, 4500 – XVII в, 1800 – XVIII в, что вместе с более поздними изданиями составляет 100 000 томов. В большом помещении библиотеки находится около 16 000 изданий, которые упорядочены по темам.

Во втором (маленьком) помещении библиотеки находятся преимущественно исторические труды XIX в.

Из библиотеки по винтовой лестнице можно попасть в церковь (богато украшенное помещение в стиле барокко) - кульминационный пункт экскурсии по монастырю. В 1701 г. было задумано полное обновление церкви. В ее художественном оформлении участвовали знаменитые мастера. Убранство церкви и правда поражает, по сравнению с другими католическими храмами она выглядит очень торжественно, даже вычурно помпезно.

Со смотровой башни хорошо виден чайный домик и парк монастыря, выполненный в 1750 г. в стиле барокко, а в 1822 в большей части перепланированный в английском стиле. В парке растут древние липы, которым уже 250 лет! Однако этот объект открыт для посещения только с 1 мая, поэтому туда нас не пустили, хотя мы настойчиво пытались прорваться в ворота. Местный рабочий агрессивно нам что-то объяснял по-немецки, а я ему задавала вопросы по-английски. В результате никто ничего не понял, но двери перед нами захлопнули.

К моменту завершения экскурсии мы уже проголодались и хотели подкрепиться. Бродя по территории монастыря в поисках кафе, мы вышли на запах еды в один из внутренних дворов, где толпилось много народу с чашками и бокалами в руках. Мы последовали за людьми в здание и наткнулись сначала на столовую, а потом и на банкет. Я попыталась отыскать прилавок, где можно купить чашечку кофе, но его не было. Все посетители сами себя обслуживали: наливали напитки, брали закуски. А кому же деньги давать? Наши растерянные глаза заметила какая-то служащая и, задав несколько наводящих вопросов, пригласила следовать за ней. Она не поленилась вывести нас во двор и показала жестом, куда нам нужно идти J. Удостоверившись, что мы повторно не собираемся проникнуть на халявный банкет, она удалилась. А мы догадались, что здесь проводится какое-то закрытое мероприятие для специально приглашенных лиц, коими мы, естественно, не являлись.

Зато буквально через пару минут мы нашли аппарат и за 2 евро купили себе кофе и какао. Удачно расположившись за стоящим тут же столиком, мы съели взятые с собой бутерброды и не спеша двинулись к вокзалу.

Уже в 12.36 мы сели на поезд до Вены с одной пересадкой в г. Poltenи через час были на Главном вокзале.

Времени сегодня у нас было достаточно, чтобы пообедать, отдохнуть и пойти в оперу к 19.00.

Опера Доницетти «Дон Паскуале»

В этот раз папа сидел в ложе второго яруса, а я - на галерке в третьем ряду. Мне практически ничего не было видно, зато во втором действии я пересела на другие свободные места в нашем же ряду, откуда уже обзор был намного лучше.

Опера оказалась осовремененной. Занавес подняли еще до начала спектакля, и зрителям представились декорации во всей своей красе: барная стойка, высокие стулья и прочие атрибуты кафе. Артисты на сцене что-то обсуждали, а как только погас свет, стали играть.

Музыка была, конечно, необычайной красоты, но современные декорации немного смущали, не давая привыкнуть к такой обстановке. Однако уже во втором действии мы перестали это замечать и полностью погрузились в веселую атмосферу шуточной оперы. Зрители бурно реагировали: смеялись, долго аплодировали и не отпускали актеров со сцены. В результате они на бис исполнили одну из партий прямо во время спектакля. Наверняка это было домашней заготовкой, но получилось так естественно и удачно, что равнодушных в зале не осталось никого. Зрители принимали актеров очень тепло, искренне реагировали на шутки и комичные сцены, а по окончании спектакля долго не расходились, вызывая их на сцену еще и еще…

Мы остались очень довольны постановкой, домой возвращались в приподнятом настроении. Ну как тут было не выпить за ужином за такой прекрасно проведенный вечер!

День третий

22 апреля, пятница

Поездка в Грац

Сегодня у нас единственный день, свободный от оперы, поэтому мы решили отправиться в дальнюю поездку – в город Грац. Еще вчера вечером мы поняли, как ошиблись, не взяв заранее билеты на поезд по акции за 9 Евро! Теперь их пришлось покупать по 35,5 Евро в один конец!

Отъезд состоялся с Главного вокзала в 10.00 утра. В поезде я изучала либретто опер, которые нам предстояло увидеть. Так что время пробежало незаметно. Через 2,5 часа мы были на месте и принялись сравнивать карту города с местностью. Без вопросов прохожим не обошлось. Первым делом путь наш лежал к развалинам крепости Шлоссберг – минут 20-30 пешком от вокзала. Пока поняли, где на карте вокзал, долго шли почти вслепую, только потом определили точно свое местоположение и продолжили идти к мосту через реку Мюр, оттуда уже до фуникулера на гору Шлоссберг рукой подать. Однако мы долго его не могли найти, даже стоя рядом. Оказывается, вход в фуникулер расположен в каком-то обычном здании, с виду оно похоже на маленький кинотеатр. Все вывески указывают на двери этого здания, а самого фуникулера не видно! Пока разобрались, минут десять прошло… На месте сегодняшнего рельсового фуникулера раньше был «грузовой лифт» для доставки товаров в крепость.

Шлоссберг (нем. Schlossberg) - Замковая гора высотой 450 м — самое популярное у туристов место в Граце, вошла в книгу рекордов Гиннеса как крепость, которую никому не удалось взять. У Шлоссберга более чем тысячелетняя история. Возведен замок в 1125 году на месте старого оборонительного сооружения. Сегодня – это парковая зона с прогулочными дорожками, вход туда бесплатный.

Благодаря этой крепости город Грац долгое время был важной оборонительной точкой на границе Римской империи и успешно отбивался от нападений врагов. В 1809 году армия Наполеона заняла Вену, но взять Грац многотысячное войско так и не смогло.

Тогда Бонапарт применил шантаж — пообещал сжигать здания Вены до тех пор, пока крепость Шлоссберг не откроет ему ворота. Только это заставило гарнизон, насчитывающий менее 1000 солдат и офицеров под командованием майора Хакнера, сдаться после 8 атак Наполеона, чьи силы превосходили 4000 человек. После входа в Грац Наполеон приказал сравнять крепость Шлоссберг с землёй. Жители города собрали деньги и выплатили денежную компенсацию за часовую башню и колокольню. Так они спасли два исторических памятника от уничтожения. А майору Хакнеру установили скульптуру-памятник в виде льва, т.к. его изображений не сохранилось.

Из немногочисленных достопримечательностей Шлоссберга остались:

· Часовая башня – символ города

· Турецкий колодец 94 метра, снабжавший крепость дождевой водой во время осад

· Казематы (здесь сейчас проходят концерты и оперы)

· Колокольня 34 м

· Музей «Пушечная хижина» с 4 сигнальными пушками, раньше на этом месте была тюрьма

Со смотровых площадок Шлоссберга открывается великолепная панорама города и виды на реку, рядом с которой можно увидеть два оригинальных современных архитектурных сооружения: Кунцхаус – музей редкостей (в виде подводной лодки) и Мюринсель – стеклянный ресторан-остров на одном из мостов реки Мюр.

После такой приятной прогулки под ярким солнцем нас немного разморило, но нужно было двигаться дальше. Обратный путь вниз мы проделали на лифте, который опускает в штольни.

Эти штольни в горе соединяли разные части замка, а во время Второй мировой войны служили жителям города бомбоубежищем. Сейчас по ним можно совершить увлекательное подземное путешествие на поезде. Но мы не стали ждать, пока отправится поезд, т.к. внутри было очень холодно, да и времени у нас уже оставалось почти в обрез на посещение второй достопримечательности – замка Эггенберг.

Чтобы попасть туда, нам пришлось сесть на трамвай, а как найти остановку, нам подсказал добрый старичок, сам предложивший помощь, когда мы стояли на тротуаре и вертели карту города. В Граце в наземном общественном транспорте билетики можно купить в автоматах, расположенных прямо внутри автобуса или трамвая. Мы этого сначала не знали, поэтому я стала совать деньги водителю, которая очень удивленно на меня посмотрела и отправила меня в салон. Вот такие интересные особенности, которые узнаешь, только открывая город самостоятельно.

В Эггенберг мы приехали около 16.00. К этому времени все музеи уже были закрыты, но на саму территорию мы смогли попасть и даже пробежаться по этажам и коридорам крепости.

Замок был построен в 1625 году князем Эггенбергом в лучших традициях буддизма, хотя люди того времени не знали об этом. Солнце светило во все его окна в течение дня, а окон было именно 365, что напоминает знаменитый японский “сад камней”. Солнце, проходя свой путь, заглядывало в каждое окошко по очереди. Парк, который расположен рядом, имеет двенадцать ворот, а по углам замка выстроены четыре башни, которые символизируют четыре времени года или четыре стихии.

Прогулка по саду тоже доставляет удовольствие, там спокойно расхаживают павлины, они даже разрешают детям дергать их за хвост.

В 17.00 мы покинули замок и чудом успели на обратный поезд, отходящий в 17.25. А то бы пришлось ждать еще целый час! Уже по дороге домой, листая проспекты и путеводители по Грацу, мы узнали, что в этом городе есть много оригинальных музеев: музей замка и ключа, музей криминалистики, музей Шварценеггера, музей авиации, музей трамвая и пр. Только попасть в большинство из них без предварительной записи и групповых экскурсий затруднительно. Поэтому мы все равно не смогли бы их посетить.

В Вену прибыли в 20.00 и через полчаса были уже дома. Времени на остановки в кафе у нас сегодня не было, поэтому перекусывали прямо на ходу тем, что взяли с собой. Но этого нам не хватило, так что в поезде ехали очень голодные. Но и в вагон-ресторан тоже не пошли – нагуливали аппетит. Зато дома устроили себе королевский ужин с вином, как обычно. Завтра можно расслабиться: с утра никуда торопиться не нужно.

День четвертый

23 апреля, суббота

Блошиный рынок, шопинг, опера Верди «Бал-маскарад»

Сегодня мы отдыхали от дальних поездок и, выспавшись, поехали на Венский блошиный рынок, расположенный прямо в центре города, недалеко от Оперы – от станции метро Кетенбрюкен до станции Карлсплац. Папа хотел найти там что-то антикварное, очень редкое, дорогое и за бесценок. Но фокус не удался. После двух часов поиска единственным трофеем стала монетка - канадский доллар, выторгованный за 2 Евро.

Здесь каждую субботу до 16.00 много народу. Продавцы приносят что-то им ненужное, а покупатели ищут что-то очень ценное и оригинальное. При нас, например, четыре мужика выносили с рынка какой-то очень красивый, недавно отреставрированный обеденный стол, времен Людовика XIV. По их лицам видно было, что они очень довольны своей находкой, долго искали! А мне понравилась коллекция мясорубок начала века, выставленная на одном из прилавков. Мы видели в музеях разное: чайники, самовары, утюги и прочие предметы кухонной утвари, но чтобы мясорубки – никогда! Я долго и с интересом разглядывала каждый экземпляр по отдельности, а потом попросила папу запечатлеть этот прилавок на фото.

После такой самобытной экскурсии мы вернулись на станцию Карлсплац и, проходя мимо Оперы, удостоверились по афише, что вечером на спектакле нас ждет Хворостовский. Вот уж повезло! Правда, папа так не считал, он стал говорить, что с одного нашего места – с самой крайней ложи партера над оркестром – вообще ничего видно не будет. На что я предложила пойти в оркестр, а ему оставить его привычную ложу второго ряда. На том и порешили. Скажу наперед, что я не прогадала…

Сегодня у нас был день шопинга. Папа опять заглянул в бутик Сваровски, чтобы выполнить Настин заказ. А потом мы поехали на метро к главному вокзалу, где я присмотрела магазин Интерспорт и кроссовки Wilsonв интернете. Последняя поездка была неудачной. Магазина такого по указанному адресу не оказалось, а кроссовок – тем более. Зато мы купили в супермаркете очень вкусную копченую курочку, совсем еще горячую, и побежали домой обедать, пока она не остыла.

Спектакль сегодня у нас начинался в 19.30, поэтому времени на отдых и даже послеобеденный сон было предостаточно.

Опера Верди «Бал-маскарад»

А вечером нас ожидало настоящее чудо! Не просто удивительной красоты опера, а в исполнении Дмитрия Хворостовского партии Ренато – обманутого мужа. Как мы потом выяснили, судьба Хворосовского была очень похожа на судьбу этого героя. Ему тоже в свое время изменила первая жена – балерина театра. Поэтому свою партию он исполнял очень проникновенно и со знанием дела, особенно, когда порывался убить неверную супругу J.

А мне так повезло вдвойне! Из своей ложи над оркестром я видела всех актеров так близко, что и бинокля не надо, прямо с расстояния метра в три-четыре! И такое впечатление создавалось, что Хворостовский прямо в нашу ложу все время смотрел. Ну а музыка была – просто выше всяких похвал. Эта опера оказалась самой красивой из всех тех, что я успела послушать. Особенно мне понравились дуэты Хворостовского с молодой актрисой Хила Фахима (видимо, арабского происхождения), она исполняла партию пажа и играла в мужском платье. Ее звонкий голосок и задорная улыбка, не сходящая с лица, так контрастировали с баритоном и грустным видом Хворостовского, что эти их дуэты получались просто божественно-гениальными!

После каждого действия и после всего спектакля зрители очень долго не отпускали актеров, вызывая их на сцену еще и еще. А я встала в первый ряд и щелкала на фотоаппарат Хворостовского каждую секунду, чтобы запечатлеть такие уникальные моменты. Неизвестно, когда еще так повезет!..

Ушли мы с папой чуть ли не самые последние, когда все аплодисменты иссякли. Впечатления переполняли и душу, и сердце. Да уж! Наверное, ради таких моментов и стоит жить…

За ужином, как водится, выпили и за прекрасную оперу, и за Верди, и за здоровье Хворостовского, чтобы подольше он нас радовал своими выступлениями!

День пятый

24 апреля, воскресенье

Дунайская башня, опера Моцарта «Дон Жуан»

Сегодня с погодой нам не повезло, было ветрено и холодно. Но время терять просто так не хотелось, поэтому свою программу мы продолжили и, одевшись потеплее, насколько могли, поехали на Дунайскую башню на метро до станции Kaisermuhlen – там расположен Венский международный центр. Этот комплекс очень похож на выставочный, скорее всего, здесь проходят международные конференции, семинары, симпозиумы, выставки и пр. Но сегодня здесь было тихо и безлюдно.

Чтобы попасть к башне, нужно пройти через парковый комплекс и сквозь несколько зданий – в некоторых местах ветер с Дуная дует такой силы, что буквально валит с ног. По дороге в парке заметили играющих в бампербол – это такая командная игра: люди, надевшие на себя большие прозрачные шары, гоняют мяч по полю, а когда сталкиваются, то падают прямо на этот шар и встают уже с большим трудом, так помочь себе не могут – руки-то находятся в шаре. Зрелище интересное, мы и дальше бы понаблюдали за этой игрой, но было очень холодно.

Donauturm, или Дунайская башня, - одно из самых привлекательных высотных сооружений австрийской столицы. С виду она похожа на телебашню, но на самом деле это только смотровая вышка, расположенная в Дунайском парке, - детище архитектора Ханнеса Линтля, спроектированное в 1962-64 годах для Международной садовой выставки.

Дунайская башня имеет высоту 252 м – наивысшая точка Вены, ежедневно на смотровой площадке, которая расположена на высоте 150 м, любуются видом столицы сотни туристов, дальность видимости – 80 км. Попасть наверх можно на скоростном лифте всего за 35 секунд. А для желающих проверить себя на прочность предусмотрено 779 ступенек.

Хорошо, что стеклянный купол смотровой площадки защищает от порывов ветра, а то нас бы сдуло моментально – наверху ветер еще сильнее, там и двух минут не продержишься.

Любители экстрима и выплеска адреналина облюбовали смотровую площадку для прыжков с высоты, банджи-джампинга. На 10 и 20 м выше смотровой площадки расположены два вращающихся ресторана. Мы бы с удовольствием выпили там чашечку кофе, но оба ресторана были зарезервированы на сегодня, о чем нас предупредили еще внизу, когда мы покупали билеты. Стоимость посещения башни 8 Евро. Вдоволь налюбовавшись панорамой города, мы все равно попытались прорваться в ресторан, но нас туда не пустили.

Спустившись, долго еще разглядывали любопытные сувениры в местном магазинчике, а потом отправились домой. Культурная программа на сегодня была завершена. В такой холод гулять по городу не хотелось. А вот по возвращении домой нас ждал неприятный сюрприз! Супермаркет в воскресенье не работал. А мы совсем забыли об этом. Голодными, конечно, не остались, но кое-какие продукты были на исходе.

Опера Моцарта «Дон Жуан»

Сегодня в оперу мы вышли пораньше, чтобы зайти в сувенирный магазинчик в центре города. Папа захотел купить фирменные венские конфеты, которые понравились ему еще в прошлый раз.

Опера начиналась в 18.00. На этот раз мы сидели на совершенно одинаковых местах в ложах №8 второго ряда, только в разных сторонах – друг напротив друга. Режиссер оказался англичанином, который как-то непонятно осовеременил оперу: сначала актеры вышли в современных костюмах, потом их плавно заменили на костюмы времен Моцарта, правда, декорации так и остались скудными – напоминали виды Нью-Йорка.

Опера нам не очень понравилась. И дело даже не в декорациях и костюмах, а в музыке: очень много т.н. «речитативных» партий, когда актеры то ли поют, то ли говорят без какой-то внятной мелодии. Хотя увертюра и редкие мелодичные партии очень красивы, в духе Моцарта, но их мало – не больше 10-15%.

В первом действии зрители очень вяло реагировали, после каждого акта раздавались скудные аплодисменты. А во втором действии дело пошло поживее, и нас даже немножко зацепило. В итоге вытянули они эту оперу на четверочку с минусом.

А мне так опять очень повезло! В первом ряду нашей ложи сидел какой-то японец. В начале второго действия он встал и пригласил меня занять его место. Сказал, что он не может долго сидеть, у него ноги болят, поэтому ему нужно стоять. Так что почти все второе действие я сидела в первом ряду за 134 Евро, а он стоял надо мной!

Конечно, мы все равно остались довольны, хотя сделали для себя вывод, что в оперном искусстве Моцарту до Верди очень и очень далеко!

Домой вернулись не поздно, как обычно вкусно поужинали, допили свое прекрасное вино. Собирать чемоданы сегодня не стали, у нас завтра еще целых полдня впереди!

День шестой

25 апреля, понедельник

Аббатство Клостернойбург, возвращение домой

Сегодня – последний день нашего пребывания в Вене, но мы не собирались его терять, и даже плохая погода не остановила нас от посещения очередной достопримечательности – монастыря Клостернойбург (Klosterneuburg). Это тихий и живописный пригород Вены, расположенный у самого Венского Леса и у подножия горы Leopoldsberg. Чтобы добраться до него, нам даже не нужно было ехать на метро – мы просто сели на пригородную электричку, отходящую от нашей станции, и ровно через 9 минут были на месте.

Аббатство Клостернойбург (в переводе «монастырь – новый город») – одно из самых старых в Австрии, основано в 1133 году. После канонизации основателя Леопольда III он превратился в национальную святыню.

Свой теперешний вид в стиле барокко монастырь приобрел в XIXвеке. Интерьер церкви с замечательными фресками и старинным органом 1642 года представляет большую художественную ценность, а главное сокровище монастыря, Верденский алтарь (Verduner Altar), считается наиболее значимым произведением искусства XII века. На протяжении всей своей многовековой истории монастырь был известным винодельческим центром. И в наши дни в нем работает Федеральный институт виноградарства. Здесь и сейчас есть экспозиция, посвященная виноделию. Библиотека монастыря хранит более 30 000 томов старинных томов. Но всего этого мы не увидели – то ли не нашли, то ли было закрыто, то ли пускают туда только с группой.

Единственное, что мы осилили, – это сокровищница монастыря: три комнаты с реликвиями, церковной утварью и предметами церковной одежды. Многие экспонаты представляют собой настоящие святыни для австрийского народа. Вход стоит 11 Евро. Аудиогид на русском языке помогает узнать историю каждого экспоната очень подробно, поэтому провели мы в сокровищнице больше часа. За это время успели согреться, чтобы добежать обратно до железнодорожной станции.

Сегодняшней экскурсией мы остались довольны. А дома у нас еще было достаточно времени, чтобы пообедать, собрать чемоданы и не спеша отправиться в аэропорт.

Хозяина квартиры встретили по дороге, ключи ему мы заблаговременно оставили на столе. Попрощались очень душевно, как близкие друзья.

Обратный путь до аэропорта проделали с Главного вокзала на старой электричке, которая была полна народу, не то, что в прошлый раз – пустой комфортабельный поезд.

Вылет состоялся по расписанию, в 20.40. Жаль только, что в Дьюти фри закончилась акция на ликер Бейлиз… Зато папа купил другой фруктовый ликер – фирменный австрийский – который мы выпили потом на Настин день рождения. Он тоже оказался очень вкусным.

А вот к купленному штопору в аэропорту прицепились служащие досмотрового контроля: они заставили папу вытащить его из чемодана, долго вертели в руках, искали какой-то подвох. Видимо, никак не могли понять зачем человек вывозит из страны штопор в упаковке? В чем его ценность и редкость? Неужели в Москве таких не продают?

Финансовые итоги обеих поездок нас порадовали. Очень экономно получилось (в пересчете на рубли по курсу):

· Авиабилеты – 26 000 руб.

· Проживание – 19 000 руб.

· Опера – 4000 руб.

· Транспорт – 15 000 руб.

· Питание – 8 000 руб.

· Билеты в музеи – 7000 руб.

Итого (ориентировочно): около 80 000 руб. за обе поездки на 1 человека.

2006 - 2012 г. © Все права защищены
«Мастерская слова»

Разработка: ViPro
Дизайн: Студия web-дизайна Miracle.