Тел.: +7(495) 960-80-48
Моб.: +7(903) 576-75-96

Италия, горные лыжи, Червиния.

12 – 26 января 2008 г.

12 января, суббота

День первый. Отъезд

В этом году мы опять собрались кататься на лыжах в Италии. Дело в том, что нас в основном интересуют горнолыжные курорты с длинными и разнообразными трассами, а кроме Италии, Швейцарии и Франции таких условий больше не предлагает ни одна страна. В Австрии и Андорре сравнительно скромные регионы катания – не больше 200 км в общей сложности на каждом курорте. А Червиния, которую я выбрала, позволяет кататься в Швейцарии, и совокупная длина трасс составляет около 400 км. Швейцарский курорт Цермат славится качеством своих трасс и их сложностью, но поехать покататься туда (так же, как и во Францию) на пару недель стоит раза в два, а то иногда и в три дороже, чем в Италии. Вот почему в Червинию едут в основном желающие дешево покататься в Швейцарии. Мы тогда еще не знали, что съездить в Цермат нам удастся всего один раз, и что это путешествие окажется не из легких из-за неблагоприятных погодных условий, но это будет известно потом, а до отъезда мы лелеяли в душе надежду укататься в Швейцарии до одури.

Червиния — самый “высокий” итальянский курорт. Городок расположен на отметке 2050 м, а верхняя точка катания — на высоте 3488 м. Редко, где в Европе удастся подняться на подъемнике над облаками, затем проехать через них, выехать и кататься уже под ними. А в Червинии это просто. Зима здесь очень солнечная. Снег лежит с декабря по конец мая. Летом можно кататься на ледниках. Величественный ряд альпийских четырехтысячников: Monte Rosa (Монте-Роза, 4663 м), Breithorn (Брайтхорн, 4165 м), Castore (Касторе, 4228 м) и, наконец, Matterhorn (Маттерхорн, 4478 м) являют собой потрясающую картину. Трассы в Червинии обслуживают 8 фуникулеров, 2 кабинных, 11 кресельных и 10 бугельных подъемников. Первые лыжные станции и курорты открылись в долине ещё в конце 19-го века, а последний замок-виллу Савойя построили в начале 20-го века. Уже тогда Курмайер становился шикарным, Бреуль (Червиния) спортивно-аристократичным, Грессоней спокойным и демократичным. В 30-е годы любимым местом Муссолини и наиболее развитой лыжной станцией становится Бреуль (Червиния). Тогда же и фуникулёры запустили. Богатые фанаты лихих горных спусков съезжались со всей Европы. И по сей день Червиния остаётся одним из самых прославленных и спортивных культовых посёлков. Более 200 км. различных по сложности трасс (одна из самых интересных - почти 12 км от Плато Роза к деревне Валтурнанш с перепадом высот 1700 м). Возможность катания на швейцарской стороне, подъёма почти на 4000 м, вот что ценят здесь завсегдатаи.

Тур заказали, как и в прошлом году, в компании «Пак групп». Тогда мы остались очень довольны предложением, поэтому и сейчас решили ничего не менять, а пойти по проторенной дорожке. Отдых в Червинии стоит дороже, чем в Валь ди Фасса. На этот раз за гостиницу 3* недалеко от локальных подъемников мы заплатили около 1300 Евро на человека. Самолет вылетал из Домодедово в 5.00 утра, поэтому из дома нам пришлось выезжать в 1.30. На этот раз авиакомпания «Вим авиа» ввела ограничения по багажу 20 кг на каждого пассажира без учета лыж. Правда, в памятке для туриста фраза была так странно сформулирована, что можно было предположить, что весь багаж не должен превышать 20 кг, что, естественно, является условием невыполнимым, так как одни только лыжи с ботинками весят уже около 15-20 кг. Кроме этого, туристов предупреждали, что в каникулярный период даже за доплату нельзя провезти лишний багаж. А куда, спрашивается, его девать? В сумме весь наш багаж весил 52 кг. Но мы зря волновались, лыжи в этом весе не учитывались.

Самолет вылетел по расписанию, без задержек. В аэропорт города Турина мы прилетели в 6.45. В Италии в такое время было пусто, народу никого. Гид встретил сразу, и нас рассадили по автобусам. Ехать до Червинии 3 часа. Этот курорт расположен в регионе Валле д Аоста (столицей является город Аоста, единственный город в этой горной долине, все остальные населенные пункты – небольшие деревушки). В 10.00 мы уже были на курорте. Автобус выкинул нас на центральной площади, откуда наши вещи забрал хозяин гостиницы “Grivola” на пикапе L200, кузов которого он даже не удосужился почистить от снега. Здесь нет скибассов, все лыжники ходят до подъемников пешком, так что и нам пришлось идти до гостиницы минут 10 по заснеженным и заметенным метелью улицам. Курорт этот не новый, здесь уже давно катаются на горных лыжах, а застроен он был, судя по всему, в 60-х годах. Наша гостиница – одна из первых появилась на этом курорте. К счастью, номер наш оказался свободным, и нас поселили сразу, не дожидаясь стандартного времени заселения 14.00. Комната была сравнительно просторной, весь номер с санузлом занимал около 20 м, окна выглядывали прямо на пик Маттерхорн, на соседнюю гостиницу и на наши локальные кресельные подъемники. Нам сразу все очень понравилось. К этому времени мы уже порядком проголодались и устали, так что срочно нужно было пообедать и завалиться спать.

В ближайшем ресторанчике мы перекусили в 12.00. На 50 Евро съели вкусную курочку и запили ее сладким вином. После такого сытного обеда проспали 3,5 часа, и в 19.00 пошли на ужин в ресторан Alsolitoposto, что переводится с итальянского «В уединенном месте». Все наши ужины были проплачены в этом ресторане на весь срок нашего пребывания. Там можно было выбрать по меню разные блюда на сумму около 15-20 Евро без напитков. В ресторане мы познакомились с ребятами из нашей группы, они летели с нами в самолете. На 5 человек мы заказали дополнительно кофе и вино на 15 Евро. Оказалось, что литровый кувшин домашнего вина стоит всего 3 Евро, поэтому мы его стали заказывать всегда.

В 18.30 пришел гид, мы с ним мило побеседовали и выяснили всю необходимую нам информацию о подъемниках, трассах, экскурсиях. Правда, гид сама практически ничего не знает, она и на лыжах-то толком никогда не стояла, поэтому меня спасло знание итальянского, поскольку хозяева гостиницы рассказали нам больше. На 16 января мы записались на экскурсию в замок Fenis. На ресепшене познакомились с гостиничной собакой Фланкер. Это был очень приятный бело-рыжий охотничий пес, ему было уже 8 лет, но он выглядел совсем как новый. Вечером мы провели разведку на местности, выяснили, где находятся наши местные кресельные подъемники, прогулялись по центральной улице города.

13 января, воскресенье

День второй. Разведка местности

Погода с утра нашего первого лыжного дня не порадовала нас. В 8.30 мы встали и пошли на завтрак в гостинице к 9.00. В это время все нормальные люди уже обычно бывают на горе. После завтрака решили прогуляться на подъемнике пешком, без лыж провести рекогносцировку. Это у нас такая форма мазохизма. Хотя на самом деле подняться на кабинный подъемник («яйцо») на лыжах – это настоящий подвиг. Я до сих пор не понимаю, как можно в лыжных ботинках пройти около километра по городу, потом подняться по крутым ступенькам несколько пролетов на высоту около 15-20 метров и потом еще походить по ступенькам самой станции вверх-вниз. Вот такие трудности нужно преодолеть для того, чтобы, наконец, сесть на это самое злосчастное «яйцо», на котором едут без лыж (лыжи ставятся на специальную подставку за пределами «яйца»).

Мы купили скипас на 8 непоследовательных дней за 264 Евро (+ залог 5 Евро) на каждого человека. Этот скипас позволял кататься по всей доступной национальной зоне. Сразу же без лыж мы поднялись на станцию PlanMaisonс видеокамерой, поснимали панораму. Погода была пасмурная, облачная, видимость очень плохая, так что мы не очень расстраивались, что поехали без лыж. Вчера весь день и всю ночь шел снег. Снегопад по интенсивности напоминал турецкие снежные «заряды». Утром все развеялось, температура ночью была -7 градусов, а днем внизу +4 градуса.

К 12.00, когда мы уже наконец решили сделать вылазку на лыжах, выглянуло солнце, погода установилась отличная. Наша гостиница расположена в 300 м от локальных подъемников. Это новые кресельные дороги, построенные всего год назад. Сидения на ночь собираются и убираются в какой-то специальный гараж, чтобы их снегом не засыпало, с утра их достают и запускают подъемник. Добираться до них очень удобно, так что нам повезло больше, чем тем лыжникам, которые живут у основных станций, куда все равно нужно карабкаться в ботинках по ступенькам. Мы поднялись выше облаков и покатались в свое удовольствие с видеокамерой. В этот день совершили всего 6 спусков и проехали около 15-20 км. На первый день нам хватило. Трассы понравились, хотя из-за снежных заносов открыто было очень мало спусков, все верхние станции на высоте свыше 3000 м были закрыты. Внизу все спуски были с большими буграми, видимо, их не удалось разровнять после вчерашнего снегопада. С непривычки кататься по такому «могулу» у нас получалось плохо. Хотя после ValdiFassaэто обстоятельство нас совсем не удивило. Ноги заболели сразу, хотя я ни разу не упала.

Панорама открывалась с гор великолепная. Красотища просто необыкновенная. Вокруг долины возвышаются величественные горы с заснеженными вершинами. Мы были просто в восторге, так и хотелось впитывать всю эту красотищу глазами. Народу на подъемниках почти нет, а на спусках в воскресный день людно. Очень мешают новички, которые забивают все пологие и простые склоны. Синие трассы спокойные и продолжительные, ехать по ним – одно удовольствие. Мы с Антоном на последних спусках умудрились даже потеряться. Внизу встретили наших соседей по гостинице и все вместе вернулись домой в 16.00. Вечером после чая мы прогулялись по местным магазинчикам, купили в супермаркете воды, печенья, сладостей, хлеба. 13 января для русских местные магазины устроили на площади Старый новый год с дегустацией национальных продуктов: сыров, колбас и вин. Мы тоже отведали этих угощений, после чего пошли на ужин с девчонками из нашей гостиницы. К 22.00 вернулись в отель и легли спать очень уставшие, но довольные.

В этот день все русские заметили, что батареи в номерах не работают. Они включаются автоматически, когда температура достигает определенного минимума. Днем они почти не греют, а ночью начинают жарить (если включаются). Служащие гостиницы посоветовали нам выхолодить помещение, открыв окно, чтобы включить батарею. Но наши сообразительные русские мужчины придумали другой способ, недоступный уму европейцев. Они нашли датчик температуры и стали прикладывать к нему комок снега. Батарея тотчас же включалась, обезумев от сумасшедших показаний датчика, и продолжала греть на полную катушку уже всю ночь так, что в номере можно было задохнуться от жары.

14 января, понедельник

День третий

В понедельник мы проснулись в 8.00. Теперь такое раннее пробуждение стало для нас режимом. На завтрак мы стали ходить к 9.00, а потом отдыхали, собирались и около 11.00 выходили «на лыжню». Но сегодня мы вышли совсем поздно, в 12.10, ждали просветления в горах. Так и не дождались. Наверху был туман, все горы были окутаны облаками. Мы поднялись до станции PlanMaison, оттуда доехали до отметки 2860 м и скатились до подъемника, ведущего на RoceBianche. С этой вершины мы опять спустились до PlanMaison, а потом по синей длинной трассе №5 поехали к себе вниз. Последняя трасса по уклону и по качеству нам очень понравилась: она спокойная, приятная. Мы решили еще пару раз по ней скатиться, но погода опять нам помешала. Пошел сильный снег. Мы поднялись наверх и только начали спуск, как снегопад зарядил со всей силой. В тот же момент видимость ухудшилась, я ехала за Антоном и видела, как он носом навернулся прямо в сугроб. Не желая повторить его полет, я свернула с его траектории, и тут же сама влетела носом в мягкое и пушистое. Снег забился в рукава, под шапку и под очки. От холода стало невыносимо больно. Я быстро сняла очки и стала отряхиваться сидя в сугробе. Антон тоже неподалеку чистил перья. Оказалось, что мы не увидели границ трассы и съехали прямо в целину. Выбраться из мягкого снега было нелегко, палки проваливались в снег полностью. За нами еще кто-то повторил такой же трюк, так что мы были не единственные каскадеры на склоне. Больше кататься в такую погоду желания у нас не было. По дороге встретили наших соседей, они проехали мимо нас, пока мы отряхивались. Так что в этот день мы покатались всего 2 часа, до 14.10.

Мы отметили, что большинство подъемников на курорте старые пластиковые, длинные, скрипучие и холодные. Ехать на них некомфортно. Температура в поселке была +2, а наверху -7-9 градусов. Вот какая разница! Внизу жарко, хочется расстегнуться, а наверху уже ветер и прохладно, хочется одеться потеплее, и даже иногда жалеешь, что не поддел ничего лишнего. Когда солнце уходит за гору и трасса находится в тени, практически ничего не видно. Нам подсказали опытные лыжники, что от этого помогают поларизованные очки, которые мы купили потом уже в Москве.

На этот раз тоже долго покататься не удалось: 4 подъема и 5 спусков, всего – около 25-30 км. Дома отдыхали до 18.30, потом опять пошли гулять по городу, недалеко от центральной площади нашли офис по туризму, где на витрине вывешивали прогноз погоды на 3 дня вперед. Вот уже третий день, как проезд в Цермат был закрыт из-за плохой погоды. Ничего хорошего не обещали и на следующие два дня.

Ужинать пошли в 19.10, опять встретились всей нашей большой и шумной русской компанией, обсуждали прошедший день и плохую погоду. Домой разошлись в 21.00

15 января, вторник

День четвертый. Прогулка в тумане

Сегодня мы решили встать и пойти кататься пораньше, как все нормальные люди, вышли на гору к 10.00. Это был для нас настоящий подвиг. Мы забрались на вершину TheodulPass – 3301 м, за прошедшие дни это был настоящий рекорд по высоте. На этот раз мы поехали вместе с нашими соседями по гостинице: Наташей и Вадимом. Честно говоря, когда мы ехали еще на первом подъемнике, меня охватил ужас. Видимость просто нулевая, везде туман, ничего не видно на расстоянии вытянутой руки. Куда мы едем? Зачем? В такую погоду можно было запросто свернуть себе шею. Мы катались буквально на ощупь, стараясь не терять друг друга из виду. Каково же было наше удивление, когда уже к 11.30 стало появляться солнце местами, и зоны тумана чередовались с просветами и хорошей видимостью на разной высоте. На RoceBiancheсветило солнце, а на высоте 3300 м был ужасный ветер, настоящий ураган, пурга, заносы. На PlanMaison – «молоко» с нулевой видимостью. В 14.00 мы решили возвращаться назад: 6 спусков и 6 подъемов, всего около 35 км. Закончили мы свой день двумя спусками по любимой синей трассе №5, я прошла ее первый раз без остановок (это около 5 км). Когда катаешься вчетвером, то волей-неволей приходится выдерживать средний темп, поэтому мало остается времени на созерцание. Мне понравилось, что мы старались ездить быстро, практически без остановок. А то Антон любит поглазеть на красоты, от этого сбивается ритм, и много времени уходит просто на ожидание его фотосессии. К концу нашей лыжной прогулки солнце уже светило вовсю. Красотища вокруг необыкновенная, освещенные солнцем горы – зрелище, приводящее в неописуемый восторг любого, даже того, кто не любит лыжи.

Как только мы собрались домой, спустился густой туман, буквально мгновенно. Это был знак того, что пора заканчивать. В номер вернулись уставшие, у меня болели не ноги, а руки, будто я на руках все время ездила. В 17.30 была очередная встреча с гидом, на которой можно было записаться на экскурсии в Турин, Милан и по замкам. В 19.00 мы пошли на ужин, теперь наша команда за столом состояла уже из 7 человек. Вечером с 22.00 до 23.00 мы пили чай в номере у соседей и премило болтали.

16 января, среда

День пятый. Экскурсия в замок Фенис

Сегодня нам предстояла экскурсия в замок Fenisи на винный завод. Проснулись мы поздно, в 9.00. Посмотрели в окно и обрадовались – шел сильный снег. Нам повезло, не зря мы записались на экскурсию. Автобус отправлялся в 13.30, поэтому мы завтракали, не спеша, и до 13.00 отдыхали в номере. Но многие в это время успели покататься на лыжах в самую пургу.

Для экскурсии был заказан автобус на 50 человек. Мы ехали в район Аосты. В окрестностях этого города на крутых горных склонах разбросаны средневековые замки местных феодалов, предназначавшиеся для охраны торговых путей. Всего насчитывается порядка 70 замков. Некоторые из них практически полностью разрушены, но многие неплохо сохранились. Замок Фенис - один из самых живописных и хорошо сохранившихся замков всей Европы. Он был построен в 1340 г. Свидетели тех тревожных времен - его многочисленные сигнальные башни цилиндрической и квадратной формы. Несмотря на то, что в XIX в. замок Фенис восстанавливали, его вид остался прежним. Здесь сохранились не только древние стены, но и фрески XV в. работы Джакопо Джакерио. Сегодня в замке располагается музей, в котором представлены интерьеры разных эпох. Внутри замка очень промозгло и сыро. Бродить там некомфортно, зато очень интересно. Нас особенно поразил огромный камин, занимающий полкомнаты 5Х2 м и высотой 20 м, в котором коптили мясо. Также произвела впечатление тюрьма в подвале, где заключенные умирали сами от сквозняков и холода.

После перекуса в кафе мы отправились на акведук, построенный в 3 г. до н.э. Это грандиозное, но с виду очень утонченное, хрупкое сооружение высотой 136 м и длиной 200 м, возвышающееся над небольшой горной речкой. По желобу этого чудо-моста раньше текла вода, а для пешеходов внутри сделали темный узкий проход, по которому и теперь можно прогуляться, если взять с собой фонарь. Сейчас рядом с ним расположилась заброшенная деревушка.

Cвоеобразным рекордом провинции Вале д Аоста можно считать самые высокогорные виноградники в Европе, которые расположены у подножья великой альпийской вершины. Здесь виноград растет вопреки всем законам природы, крепко цепляясь за плодородный слой почвы и лестницей поднимаясь вверх по скалистым склонам. Даже если вино сделано из лозы французского происхождения (гаме, сира, рислинг, пино и др.), оно все равно имеет своеобразный характер, свойственный винам именно этого края. Гордость виноделов Валле д’Аоста – местные сорта винограда, из которых производятся такие прекрасные вина, как белые сухие Petite Arvine и Muscat blanc di Chambave, красное сухое Fumin, марочное белое сухое Blanc de Morgex et de la Salle и другие. Всем винам, производимым в долине, присвоена категория DOC Валле д’Аоста. Благодаря прекрасному тонкому вкусу и богатому аромату, они занимают достойное место на европейском рынке. Все производство вин расположено по обоим берегам реки Дора Бальтеа (Dora Baltea), пересекающей провинцию с севера-запада на юго-восток.

После экскурса в прошлое мы перенеслись в настоящее. Нас отвезли на самую большую в долине Аосты корпоративную винодельню. 11 коммун и 120 хозяйств сдают на эту фабрику виноград. Производство самое, что ни на есть современное, фабрика производит 450 000 бутылок в год: 7 сортов вина и граппы, из которых только одно десертное, сладкое, которое мне нравится, а все остальные обычные сухие вина с кислым вкусом. В Аосте летом прохладно, поэтому сладкий виноград не вызревает, и десертное вино – большая редкость. Нам показали весь цикл производства с различными процессами ферментации и фильтрации. Гостеприимные хозяева устроили дегустацию, а потом в магазине наш русский народ скупил у них все вино. Мы купили 2 бутылки понравившегося мне десертного белого вина Chateauxза 23,40 Евро, которое потом с удовольствием распили на мой день рождения.

Вернулись в Червинию после экскурсии в 19.30. К 20.00 пошли на ужин, опять сидели за столом всемером. Снегопад в горах не кончился до вечера, поэтому все те, кто не поехал на экскурсию, катались по настоящей целине весь день. Зато внизу в городе уже светило солнце, и ничто не выдавало признаков плохой погоды в горах.

Завтра у Наташи день рождения. Мы стали обдумывать планы его празднования. В итальянских горах можно встретить день рождения различными способами: заказать прогулку на вертолете, полетать на параплане, покататься на лыжах по целине, погонять на снегоходах и, наконец, посетить Швейцарию и подняться на высоту 4000 м! Решили остановиться на последнем варианте. После ужина посетили кафе «Самовар», там до 23.00 пили чай со сладостями. Это мероприятие обошлось нам в 24 Евро на 4 человек.

17 января, четверг

День шестой. Швейцария, Цермат

Проснувшись с утра, мы сразу поняли, что Бог решил подарить Наташе на день рождения отличную погоду и поездку в Цермат на Швейцарской стороне. Светило солнце, погода была безветреная, спокойная, ясная. Цермат наконец-то открыли. Изголодавшийся по экстриму народ рванул туда. На итальянской стороне не осталось никого. Мы позавтракали в 9.20 и к 11.00 выползли на гору. Купили специальные скипасы на Цермат за 44 Евро (+ 5 Евро залог) на человека и отправились в наше «зарубежное» путешествие. За 40 минут мы поднялись на PlatoRosaи сфотографировались там. А оттуда уже рукой подать до границы. Швейцария встретила нас трассами для беговых лыж. Я, честно говоря, не ожидала такой подставы. Несколько километров приходилось отталкиваться палками. Нашей целью был пик Кляйн Маттерхорн, или Пикколо Червино, («червино» - по-итальянски значит – «серебряная гора», стар. «Монт Сервин»). Величественный Маттерхорн со стороны Швейцарии смотрится совсем по-другому, он напоминает большой птичий клюв, потому и называется так.

На шестой день мы уже вошли в хорошую спортивную форму, мы были готовы покорить любые вершины, не взирая ни на какие трудности и лишения, и все складывалось, как нельзя лучше. Отличная погода, мороз, скрипучий снежок под лыжами, необыкновенной красоты виды вокруг. От PlatoRosaмы добрались до подъемников Furggна высоте 2432 м, на двух вагонах и не без длинных очередей поднялись на высоту 3883 м. Мы были уже почти у цели нашего путешествия. Оставалось каких-нибудь 200 м пешком по металлической лестнице в лыжных ботинках – и мы на самой верхотуре, откуда открывается великолепная панорама на заснеженные горы-гиганты. Эту красоту невозможно описать словами. Дух захватывает и в переносном, и в прямом смысле – от нехватки кислорода.

Цермат на наш взгляд оказался не очень интересным курортом. Не все трассы удобные: то не хватает крутизны, то ширины. Да и самих трасс не так-то много, как хотелось бы. Подъемников достаточно, но они расположены не очень продуманно с т.з. комфорта: частенько приходится снимать лыжи и переходить с одного подъемника на другой пешком, иногда эти пешие переходы оказываются сравнительно длинными и утомительными, добивают подъемы вверх в ботинках или необходимость прогулок по городу. Даже по карте видно, что добраться с одного курорта на другой бывает проблематично: теоретически возможно, а практически получается долго и нерационально. Вообще систему подъемников можно сравнить с метро. Есть города, где все пересадки в метро удобные и в любую точку можно добраться быстро кратчайшим путем, а есть неразвитые системы метрополитена, где пересадок мало и ездить на метро неудобно. Вот так и горнолыжные курорты бывают спроектированы грамотно, а бывают – не очень.

После небольшого отдыха на самой высокой точке мы спустились в ледяной грот, где демонстрируют скульптуры изо льда. Бродить там в лыжных ботинках, да и в условиях нехватки воздуха после продолжительного путешествия – тоже дело не из легких. У самого выхода из пещеры у меня потемнело в глазах. А ведь нужно было еще возвращаться назад. Несколько километров путешествия по пологим склонам, отталкиваясь палками - и мы у себя в Червинии! С MonteRosa по трассе № 7 (около 7 км) спустились к себе в город, оттуда на «яйце» и на 4-х кресельном подъемнике поднялись до ресторана ChateletEtoile, где решили немного передохнуть и отметить день рождения. Но нам не дали этого сделать противные итальянцы. В 16.30 они выгнали нас, предварительно накормив чем-то мало съедобным. Все рестораны на горе закрываются в 16.45, потому что подъемники к 16.00 уже не работают. Так что душевно посидеть на горе нам не удалось.

Около 17.00 уставшие, но довольные мы спустились к себе. В этот день мы стояли на лыжах около 6 часов, проехали 35-40км, перепад высот с 3900 м до 2000 м = почти 2000 м. После такого трудного дня до самого ужина валялись в номере настоящими трупами. На ужин пошли к 19.30, там продолжили отмечать день рождения Наташи креветками, коньяком и вкусным итальянским десертом тирамису.

А другая наша команда ездила сегодня в Цермат в город, им удалось спуститься вниз, правда, это путешествие их не очень впечатлило, они сказали, что там очень скучно. Городишко «мертвый», невеселый. А вот на самую высокую точку они не забирались, пропустили самое интересное.

В эту ночь у Антона заболел зуб. Ему пришлось пить анальгин.

18 января, пятница

День седьмой. Вальторнанш

Мы не на шутку забеспокоились из-за зуба. Попробовали решить как-то проблему с гидом, но ничего так и не прояснилось по телефону. Приближались выходные, а в субботу-воскресенье врачей в Италии найти трудно. Антон решил, что зуб простудился на ветру, поэтому стал тепло одеваться и кутать нос и рот в шарф.

В этот день мы решили поехать на соседний курорт Вальторнанш. В 11.00 мы стартовали опять вчетвером, но очень быстро потерялись, и наши дорожки разошлись. Поднявшись на Плато Роза, мы спустились по трассе №1 около 15 км вниз на соседний курорт. Перепад высот с 3500 до 1500 м = 2000 м. Погода очень отличается на этих высотах. Наверху сильный ветер от 30 до 50 км в час и метель, температура – 15 градусов. Ветер просто сдувал с ног, поднимал снизу тучи снега и даже на крутом спуске задерживал движение так, что можно было без усилий останавливаться на склоне. Я чувствовала себя как в экспедиции на северный полюс. Плюс к этому на многих переходах приходилось идти пешком, отталкиваясь палками. Это очень затрудняло движение и сбавляло скорость. А вот внизу температура была почти +15 градусов, жарища, проталины, мокрый снег и слякоть. Трассы в районе Вальторнанш в основном хорошего качества, укатанные, народу никого.

Вверх поднялись на «яйце», на двух кресельных подъемниках и на бугеле, один раз спустились по трассе №5, потом по трассе №7 около 12 километров скатились в центр Червинии, сели на «яйцо» и оттуда добрались к себе по красной трассе №3. Домой вернулись в 15.00, температура у нас была +10 градусов, начинался мокрый снег, наползал туман. Мы вовремя ушли с горы.

Пообедали дома, перед ужином зашли в аптеку Антону за лекарствами от зубной боли. В местном обувном магазинчике я купила себе демисезонные непромокаемые ботинки за 65 Евро. Погода начиналась такая слякотная, что зимние сапоги уже были не к месту. По улицам текли ручьи, таял снег, шел дождь.

Группа, которая приехала на неделю отпраздновала в ресторане свой последний день. Девочки поделились с нами своими запасами таблеток от зубной боли. В пятницу городок ожил, на выходные съехалось много туристов, в ресторанах и на улицах стало шумно.

19 января, суббота

День восьмой. Я сама

Зуб у Антона болел всю ночь, он больше не захотел идти кататься, поэтому мне пришлось осваиваться самой и проходить курс ориентации на знакомой уже местности. Я каталась одна. В 11.20 встала на лыжи. Сначала на пяти подъемниках поднялась на высоту 3400 м, сразу же навернулась носом в сугроб так, что даже обе лыжи отскочили. Одеть их на крутой горе стоило мне больших усилий. Скатилась до PlanMaisonи повторила путь до 3041 м, съехала по другой стороне склона. С Антоном мы переговаривались по рации, пока не сели батарейки.

Это была разминка. После чего я осмелела и два раза поднялась на TheodulPass, оттуда съехала 2 раза по разным трассам. За этот день совершила 6 подъемов и 7 спусков, каталась 3 часа практически без остановок, проехала около 30 км. В 14.20 пошла домой. Антон в номере в это время управлялся по хозяйству. Погода в этот день была отличная, соседи опять рванули в Цермат.

К вечеру Антон совсем упал духом из-за своего зуба. Щека стала опухать. Мы твердо решили завтра поехать к врачу. До 22.00 мы с ребятами посидели в «Самоваре», после чего отправились спать. Вечером в гостинице я позвонила в страховую компанию по поводу лечения зуба. Утром нам обещали позвонить из стоматологического кабинета. Зуб начал болеть и ночью, пришлось пить сильные таблетки.

20 января, воскресенье

День девятый. Зубной врач, Аоста

Ровно в 9.00 нам в номер позвонили из представительства страховой компании «Корис» («Ресо») и предложили пригласить врача в гостиницу. Дантиста в Червинии нет, зубной кабинет, обслуживающий туристов по страховке есть только в Аосте, но он не работает по выходным. Нужно было ехать в Шатильон, это ближайший город. Я отказалась от терапевта, тогда в 10.30 позвонил дантист из Шатильона и предложил приехать к нему через час. За эти услуги нам нужно было заплатить самим, а потом в Москве нам обещали все расходы возместить.

Представитель вызвал нам такси из Шатильона, которое за 60 Евро отвезло нас к врачу по фамилии Taverna. Оказалось, что у Антона в зубе умер нерв уже давно и сгнил там. Этот нерв доктор удалил буквально за пару минут и за 100 Евро, он оставил канал открытым для того, чтобы выходил гной. Через 2 дня нужно было придти поставить временную пломбу. Антон очень обрадовался, что все, наконец, закончилось, и мы решили в хорошем расположении духа поехать погулять в Аосту прямо на такси.

Этот день нас не переставал удивлять. Сначала четко организованная медицинская помощь, потом таксист, который не взял денег, когда привез к стоматологу. Он сказал, что мы можем после оплатить поездку, когда будем возвращаться назад. Мы были просто в шоке от такого доверительного отношения к иностранцам, которое итальянцам вообще не свойственно. Потом шустрый врач, который справился с мертвым нервом за считанные мгновения, и, наконец, замечательный город Аоста.

Аоста была основана еще римлянами. От тех времен осталось немало интересных памятников: Триумфальная арка, крепостные стены, театр. В окрестностях Аосты на крутых горных холмах возвышаются угрюмые замки местных феодалов, стоявших на страже торговых путей. По центру города петляют узкие улочки, по которым крайне интересно бродить. Город был назван в честь римского императора Августа, который в 25 году до н. э. одержал победу над обитавшими здесь племенами кельтов и основал свой форпост.

Аоста - это самая малонаселённая и молодая область Италии, граничащая с Францией и Швейцарией. Официально признаны два языка - итальянский и французский, но жив и местный диалект - патуа, а в долине Грессоней в обиходе немецкий. Gran Paradiso (Великий Рай) - имя горной гряды на юге области, бесспорно подошло бы для всей Долины Аосты. Райское место для альпинистов, художников, натуралистов и, конечно же, лыжников. Область Аоста занимает территорию 326,3 тыс. кв км. Здесь проживает приблизительно 120 000 жителей. Большинство населения говорит на французском диалекте. Административно делится на 74 муниципалитета. Столица — горный город Аоста. Сельское хозяйство сосредоточено главным образом на виноградниках, а в животноводстве уделяется внимание разведению коров, что позволяет получить хорошие показатели в производстве молока и сыра. Здесь высоко развит туризм и сфера обслуживания, привлекающие любителей горнолыжного спорта зимой и отдыхающих в долинах и горах летом.

Валле д’Аоста славится своими сырами, самый знаменитый из которых – фонтина. Его производят по оригинальной рецептуре с 1270 года на небольших сыроварнях в Альпах, используя молоко особой породы коров – пятнистой рыжей. Буренки-«альпинистки» предпочитают траву высокогорных пастбищ. В результате получается один из лучших итальянских сыров, имеющий плотную консистенцию и обладающий характерным резким запахом. Из фонтины готовят местное блюдо под названием фондута вальдостана. Это разновидность сырного фондю, то есть расплавленного горячего сыра, в который обмакивают кусочки хлеба.

В Аосте мы были в 13.30, бродили по городу до 17.00, за это время нам удалось посмотреть много древностей: Арку Августа, Преторианские ворота 25 г до н.э., римский театр в процессе реконструкции, церкви и старые памятники архитектуры. Впечатление от средневекового города остается неизгладимое. Много ли у нас найдешь таких мест, где люди продолжают жить и работать прямо в памятниках архитектуры, которым уже по 2000 лет?! Прогулка по древним камням навевает мысли о вечности, и хочется отведать настоящей душистой, нежнейшей итальянской пиццы прямо на ходу. Кажется в этот момент, что ничего вкуснее этой пиццы в мире не существует! На улицах все сделано для туристов: указатели памятников на каждом углу, заблудиться невозможно. В милых магазинчиках накупили разные сувениры для всей нашей семьи. В 14.30 дошли до автобусной станции и купили обратные билеты до Шатильона по 2,60 Евро на человека. В 17.00 мы уехали в Шатильон, дорога занимает 45 минут. Там сразу же можно сделать пересадку на автобус до Червинии. Билет стоит столько же. В 19.45 пошли на ужин. Вадим на этот раз не захотел есть, и мы сидели втроем с Наташей до 22.00 в нашем ресторанчике, болтали о способах воспитания собак. Завтра с утра Наташа с Вадимом решили поехать в Милан за покупками на 3 дня.

Хорошо все, что хорошо кончается. Слава богу, что нам так легко и быстро удалось справиться с зубной болью. И отдельная благодарность представительству страховой компании, которая четко и оперативно обеспечила нам помощь. Как оказалось потом, возместить расходы в Москве не составило никакого труда. Антону сразу же выплатили 200 Евро по предоставлении справки от врача.

21 января, понедельник

День десятый. В поисках черных трасс

Обретя наконец долгожданную спортивную форму и силы в мышцах, мы решили заняться покорением черных трасс. Из гостиницы мы вышли в 11.30 и поехали в CieloAltа на поиски экстрима. Долго мы их искали, но так и не нашли. Оказывается, их там просто нет! Они только на карте обозначены, а в реальности их не существует. Как же мы расстроились! Только захочешь установить мировой рекорд, а тут такой облом! Друзья наши в 7.20 на автобусе укатили в Милан. Мы остались совсем одни.

Не найдя черных трасс, поднялись на двух «яйцах» и погоняли по направлению к Вальторнаншу по хорошим красным трассам. Оттуда на вагоне поднялись на MonteRosaи проездом через Швейцарию спустились к себе вниз. Я решила немного поснимать нас на видеокамеру и отправилась за ней в номер. Недалеко от нашей станции отходит маленький, но крутоватый склоник, под ним удобно расположиться с видеокамерой на скамеечке у ресторана. 5 раз мы снимали свои спуски. Получилось неплохо для первого раза. Домой ушли уже в 16.20. За этот день мы преодолели около 35-40 км. Настроение было превосходное, погода отличная, склоны в хорошем состоянии. Что еще нужно для счастья! Антон почувствовал кайф от быстрой езды и перестал останавливаться для созерцания красот. Мы стали присматриваться к профессиональным лыжникам для совершенствования техники катания. К десятому дню нашего пребывания мы уже изучили наизусть весь курорт. Становилось скучновато. Мы стали подумывать о том, чтобы опять наведаться в Шейцарию в Горнеград. Но этим планам не суждено было сбыться.

Вечером в 20.00 мы пошли в ресторан на ужин и застали там вновь прибывших русских из другой гостиницы, которые устроили в ресторане истерику из-за стоимости блюд и меню, а меня позвали улаживать конфликт, как единственного переводчика в этом ресторане. Хозяйка очень обиделась на жадных и невоспитанных русских, которые в первый же день умудрились закатить скандал. Одним из открытий этого дня стал вкуснейший десерт тирамису, который я попробовала впервые, и больше уже не могла от него оторваться.

День завершился вечерней прогулкой за прогнозом погоды. Он обещал на завтра облачность.

22 января, вторник

День одиннадцатый. Зубной врач, метель

Завтра Антону должны были поставить временную пломбу. Но погода изменила наши планы. Метель не дала нам покататься, поэтому мы передоговорились с зубным врачом на сегодня, чтобы не терять день. В 12.00 мы пошли гулять по магазинам, посетили спортивный бутик, магазин сыров и колбас, где все это свисает прямо с потолка и ужасно воняет. Навестили сувенирные лавки, но умудрились купить только 1 открытку. В такую погоду даже по лавочкам бродить и то противно, поэтому уже через час вернулись в номер. Перекусив в гостинице, в 15.20 пошли на автобусную остановку, чтобы к 16.30 попасть к зубному врачу. Еще у нас осталось время заглянуть в местную церковь, где мы увидели потрясающую вещь. Вместо традиционных свечек прихожане зажигают электрические фонарики в форме свечей. Достаточно бросить монетку и щелкнуть выключателем – и свечка горит! Вот как удобно и практично.

В 15.40 мы были в Шатильоне у врача. Еще за 100 Евро Антону поставили временную пломбу. Сегодня врач был шутливый и разговорчивый. Он все пытался узнать у нас о нашей жизни в России, с интересом расспрашивал обо всем, что у нас происходит. Пока ждали автобуса обратно, зашли в местный супермаркет. В 17.45 сели на автобус и поехали назад. В 19.30, как обычно, были уже на ужине.

23 января, среда

День двенадцатый

В этот день мы стояли на лыжах уже в 11.00 и катались до 16.00. Маршрут был такой. Сначала мы направились в Вальтурнанш, с CimeBianca 2982 м спустились до Salette 2245. При нас только начинали открывать подъемник LagoGoiletи DuCol, в Вальтурнанше сегодня мы были на них первыми. Плато Роза и Цермат опять были закрыты. Наверху дул очень сильный ветер, хотя было совсем не холодно. На высоте 2000 – 2400 м – 0 градусов, а на высоте 3000 м - -2. Мы два раза скатились с отличных длинных красных трасс в Вальтурнанше и посидели в ресторане около вершины Salette, выпили горячего шоколада, позагорали в шезлонгах, как настоящие горнопляжники, и поехали дальше. После бугеля в CimeBiancaнас застал ужасный ураган, было очень трудно продвигаться, сдувало на ходу. После этих испытаний по 7 и по 13 трассам спустились к себе, перепутав в страшной метели дорогу, случайно попали на черную трассу №57 (первую и единственную!). Далее снизу на «яйцах» вернулись на PlanMaisonи поднялись на TheodulPass, откуда без остановок скатились прямо к себе по уже излюбленному маршруту. День сегодня был плодотворным.

После отдыха в 19.30 пошли на ужин. На двенадцатый день мы нашли новое блюдо в нашем ресторане, ужин в котором стал уже напоминать нам день сурка. Сегодня мы отведали тушеное мясо и белые грибы местного сбора. Оказывается, и итальянская кухня тоже бывает приличной. Со скуки и от желания разнообразить наше пребывание на горнолыжном курорте мы решили отыскать новые развлечения, например, школу парапланеризма. Но она оказалась настолько далеко расположена, что мы до нее не дошли, так что и в этом году мои надежды полетать разбились в пух и прах. В 21.30 вернулись в гостиницу.

24 января, четверг

День тринадцатый. Соревнования

Сегодня мы решили совершенствовать технику катания и ездить по всем правилам, повторяя движения за спортсменами. Мы отправились на черную трассу 52, которая на этот раз показалась нам сложной, потому что она во многих местах была покрыта льдом. С этого места мы увидели, что по трассе №7 проходят соревнования, судя по всему, это был местный национальный турнир. Красивое и приятное зрелище. Насмотревшись на асов, мы отправились на трассу №6 bis, на которой тоже устраивают чемпионаты кубка мира. Это действительно очень достойная трасса: широкая и в меру крутая. Преодолев ее, мы отправились на RoceBianche. Засекли время подъема и спуска. Снизу вверх от нас туда ехать на подъемниках 30 минут, а спускаться вниз на лыжах 9-10 минут (около 8 км). Получается средняя скорость 50 км в час, местами скорость может достигать 60-70 км в час (а самые быстрые лыжники гоняют со скоростью 250 км в час!). Мы пару раз съехали оттуда на скорость, но, конечно, мировые рекорды не побили пока. Очень устали сегодня. Ноги уже хуже слушаются под конец дня. Антон один раз даже запутался в подъемнике (правда, по моей вине) и очень прикольно упал прямо под сидения. У него ноги практически узлом завязались. Служащий подъемника даже рот от удивления открыл, а потом быстро остановил канатку. Если бы этот кадр на видео заснять, то никакой комедии не надо! Ни один каскадер такого не повторит нарочно!

Сегодня катались с 10.50 до 15.30, было тепло и солнечно, погода комфортная, тихая, небо безоблачное и фиолетовое. Антон даже очень загорел, а у меня нос покраснел.

На ужин пошли в 19.30, теперь мы уже шли туда с удовольствием. Под конец нашего пребывания мы каждый день открывали для себя новые интересные блюда из тушеного мяса. Наши соседи наконец-то вернулись из Милана, причем только на четвертый день. А мы уже стали за них переживать. В голову лезли всякие страшные мысли. Антон начал придумывать детективные истории с похищениями, потому что иначе мы не могли объяснить такого долгого их отсутствия. Приехал народ на лыжах кататься и укатили в Милан! Но оказалось, что им так понравилось, что они передумали возвращаться, поэтому задержались.

25 января, пятница

День четырнадцатый. Последний день на лыжах

За завтраком мы встретили своих загулявших соседей и очень обрадовались наконец-то нашей долгожданной встрече. Погода была отличная, но скипасы к этому дню у нас уже закончились. Мы решили на сегодня взять скипас на полдня за 27 Евро, поэтому до 12.00 побродили по городу вчетвером, фотографировались, покупали сувениры.

Я взяла с собой на гору видеокамеру, и мы поехали на трассу 6 bis, чтобы посниматься всем вместе. Сегодня мы никуда не спешили, просто катались в удовольствие, наслаждались приятным снегом и веселым солнцем, снимая друг друга на камеру по очереди. Нам даже удалось заснять на видео тренировки лыжной школы Цермат, которая устраивала на склоне групповые шоу и фигурами. Но самый живописный кадр получился спонтанным, когда я навернулась прямо в сугроб на RoceBianche, а потом долго не могла из него выбраться.

Под конец нашей прогулки интересы у нас разошлись. Наташа отправилась в номер с камерой, Антон решил на время поставить рекорд спуска с TheodulPass. Восхождение на 5 подъемниках заняло у него 45 минут, а спуск – 15 минут. А мы с Вадимом последний раз скатились с трассы 29 без остановок. Вот так и завершился наш последний день на лыжах.

Вечером в ресторане отмечали день свадьбы Наташи и Вадима. Им стукнуло 6 лет.

26 января, суббота

День пятнадцатый. Отъезд

Спали мы мало совсем в этот день. Полночи после ужина собирали чемоданы, а в 4.00 утра нужно было вставать, чтобы успеть на автобус к 5.00. Вещи из гостиницы забрали на такси, а мы пешком пошли на центральную площадь. Автобус по дороге забирал разные группы из других гостиниц и городов. До Турина добрались без приключений.

В аэропорту огромная группа представителей туроператора «Пак тур», побывавших в рекламном туре, устроила настоящий скандал. Они всей толпой стали регистрироваться на рейс, не пропуская никого, в результате чего получилось настоящее столпотворение: крики, ругань, истерики, толкучка. Очень некрасиво у них это вышло. Народ на них реально обозлился, ругань слышалась на протяжении всего полета.

Наташа с Вадимом пытались в аэропорту получить налоги за купленные в Милане вещи, но у них это не вышло. Не знаю, удалось ли им в Москве вернуть свои кровные. Об этом история пока умалчивает.

Рейс слегка задержали, но не критично. Мы полчаса посидели в автобусе. На обратном пути в самолете все пассажиры, изголодавшись по родной кухне, мечтали о нормальной русской еде: о картошке с селедкой и солеными огурцами. Итальянской ресторанной пищей все мы были уже сыты по горло.

Домой из аэропорта приехали в 17.00 на такси. Очень устали, спать завалились тут же. А ночью нам снились Альпы, лыжи, снег и солнце …

2006 - 2012 г. © Все права защищены
«Мастерская слова»

Разработка: ViPro
Дизайн: Студия web-дизайна Miracle.