Тел.: +7(495) 960-80-48
Моб.: +7(903) 576-75-96

Италия с севера на юг и обратно на север

15-21 сентября 2016 года,

Бергамо – Катания (Сицилия) – Милан

Эта поездка получилась у нас с папой, наверное, самой авантюрной и самой сложной за всю историю путешествий! После составления ее плана даже я (которую мало чем можно испугать) пришла в ужас от обилия стыковок, переездов, ранних подъемов и прочей неизвестности. А начиналось все безобидно: папа просто предложил съездить в театр Ла Скала и нашел в репертуаре оперу Моцарта «Волшебная флейта». Виза у нас заканчивалась 22 сентября, и не использовать эту возможность было просто грешно. Я попыталась купить билеты в оперу через интернет еще летом на 19 сентября… и у меня получилось! Деньги с карты сняли тут же и написали, что билеты пришлют почтой. Ровно через 3 недели папа нашел в почтовом ящике конверт с билетами из Ла Скала. Вот так чудо!

С авиабилетами в Милан тоже несказанно повезло: наш новоиспеченный бюджетный авиаперевозчик - компания Победа выполняет рейсы из Москвы в Бергамо (50 км от Милана) за сущие копейки – по 11 000 руб. в оба конца. Их мы тоже купили, не раздумывая. А потом у меня начались всякие фантазии. Я предложила съездить на какие-нибудь острова и быстро отыскала авиабилеты местного лоукостера Ryanair на Сицилию (г. Катания) из Бергамо всего за 7000 руб. в оба конца. Конечно, пока мы долго думали да гадали (больше месяца), стоит ли туда лететь на один день, чтобы совершить восхождение на вулкан Этна, билеты подорожали и стали стоить уже 10 500 руб. Но папа твердо решил не отступать, и мы быстро купили билеты, пока они еще раз не выросли в цене.

Дело оставалось за малым – найти хорошие квартиры на 3 дня в Бергамо и на 3 дня в Милане. Этот вопрос мы оставили напоследок. С Бергамо все проще, этот маленький городок не отличается завышенными ценами на жилье, и я быстро отыскала подходящий вариант за 150 Евро в пешей доступности от ж/д вокзала. А вот с Миланом пришлось повозиться. Цены здесь кусаются, как-никак мировая столица моды! Даже на окраине жилье стоит очень дорого. Вот почему мы специально решили пожить первые три дня в Бергамо, чтобы сэкономить, да и на Сицилию лететь из Бергамо удобнее и дешевле. За две недели до отъезда я забронировала апартаменты в Милане по цене 168 Евро (+ 75 Евро финальная уборка), недалеко от станции метро Фамагоста (почти конечная зеленой ветки, на юге).

Итак, к отъезду все было готово, оставалось только решить, как мы доберемся до Этны из аэропорта Катании. Я прошерстила весь интернет в поисках информации и нашла неутешительные сведения: рейсовый автобус идет туда только 1 раз в сутки в 8.15 с ж/д вокзала, а мы прибываем в аэропорт в 8.30. Все организованные экскурсии (которые тоже неизвестно как заказать в день приезда, да и стоят очень дорого) отъезжают в 9.00 из центра города – опять не успеваем. Вариант был только один – заказать такси. Я это тоже сделала из Москвы заранее, воспользовавшись сервисом Киви-такси.

Вот теперь все оргвопросы были решены, неизвестность стала мало-помалу развеиваться, начала появляться какая-то определенность…

День первый

15 сентября, четверг

Прибытие в Бергамо

Вылет наш состоялся строго по расписанию в 12.15 из аэропорта Внуково, прибытие в 14.30 по местному времени. Меня некоторые люди пугали тем, что авиакомпания Победа очень плохая, летать ею неудобно и невыгодно. Однако лично мы остались всем довольны. Конечно, есть некоторые нюансы, которые нужно иметь в виду, когда летишь по дешевке, но все эти мелкие неудобства с лихвой окупаются. Да, в самолете не кормят, не разрешают провозить бесплатно ручную кладь, рюкзаки, ограничение на багаж – 10 кг. Если все это знать заранее, то никаких проблем не возникнет. Лично я пронесла на борт даже сумку, превышающую по габаритам установленные нормы, и еду! Никто строго ничего не проверял. Чемоданы пришлось взвешивать еще дома, я уложилась ровно в 10 кг! А перекусить удалось в Аэроэкспрессе. Но и на борту самолета мы спокойно достали свои бутерброды и без всяких проблем съели их. Стюардессы вообще по салону мало ходили, они просто тихо сидели в углу и спали.

Оказавшись в аэропорту Бергамо, мы не торопились уехать в город, ведь уже ровно через 10 часов мы опять должны были быть здесь, чтобы улететь на Сицилию. А потому нам нужно было осмотреться, прикинуть, куда завтра приходить на регистрацию, узнать расписание автобусов, номер выхода на посадку, одним словом, освоиться. Завтра времени на это у нас могло не быть совсем. Первый автобус приезжает в аэропорт в 5.20, а посадка в самолет заканчивается в 6.05 – времени в обрез. Такси мы решили не брать – пожалели 40 Евро, поэтому рискнули воспользоваться общественным транспортом.

До ж/д вокзала добрались без проблем на автобусе №1 – всего за 15 минут. А вот там уже зависли надолго. Сначала изучали автовокзал и расписания автобусов на завтра, посидели в Макдональдсе, потом пытались понять по карте, в какую сторону идти, искали ориентиры и нужные улицы. Времени на это потратили массу – не меньше полутора часов. Наконец, сориентировавшись по схеме, двинулись искать адрес дома. Нашли не сразу, поначалу перепутали направление, но потом все-таки прибыли по адресу ровно в 18.00. Если не плутать, то от вокзала до квартиры – 1,5 км, это примерно минут 20 пешком быстрым ходом, но в этот день с чемоданами мы шли ровно 40 минут.

Заселение в апартаменты

Хозяин квартиры пришел по звонку (он работает в соседнем ресторане), выдал нам ключи, показал, где что лежит, как пользоваться интернетом, взял с нас туристический налог 12 Евро, пожелал приятного отдыха и быстро удалился, не утомляя своим присутствием.

Квартира была шикарная: 70 м2 – кухня, спальня, гостиная, большая терраса, просторный санузел с балконом. Отделка современная, мебель и оборудование новые. Кухня – только что после ремонта. Нам все очень понравилось. Только посудомоечные машинки почему-то у итальянцев не приняты даже в современно обставленных квартирах, так что посуду мыли руками. Не теряя времени, мы побежали в супермаркет Esselunga, который заметили еще по пути сюда, до него минут 5-7 пешком. Накупили там продуктов на 39 Евро. Папа не забыл вино, а я – шампанское Асти Мартини, которое здесь стоит всего 5 Евро!!!

После вкусного обеда курочкой и печеной картошкой из местной кулинарии мы постарались быстро лечь спать. Ведь на сон нам оставалось всего 3-4 часа, уже в 3.30 нужно было вставать, чтобы успеть позавтракать и прийти на вокзал к 5.00. Однако заснуть быстро никто из нас не смог. Перелет, новые впечатления, общее возбуждение и прочие заботы дали о себе знать. Не помогли даже успокоительные таблетки. Я не знаю, сколько я в итоге проспала, может, час, а может, минут сорок. Будильник зазвонил как раз в самый разгар моего сна. Папа тоже долго не спал, поэтому встали мы невыспавшиеся и усталые, но назад пути уже не было…

День второй

16 сентября, пятница

Сицилия, г. Катания, восхождение на вулкан Этна

Итак, день этот начался очень рано, а завершиться должен был поздно – примерно в 2.00. Учитывая бессонную ночь, нетрудно посчитать, что на ногах нам придется продержаться в итоге 54 часа! Так что впереди нас ждали настоящие испытания на прочность. И выдержали мы их с честью!

Рюкзаки подготовили еще с вечера. Сборы осложнялись тем, что в Бергамо температура была +21-25 С, в Катании - +30-33 С, а на вершине Этны - +10-15 С и сильный, пронизывающий ветер. Теплую одежду нужно было брать с собой.

Наскоро позавтракав и даже не помыв посуду, мы вышли из дома в 4.20. Уже в 4.45 были на ж/д вокзале, ровно в 5.00 пришел автобус и к 5.15 доставил нас в аэропорт. До посадки в самолет у нас оставалось ровно 50 минут. И мы благополучно все успели, хотя в бюро информации накануне нам твердо дали понять, что за 45-50 минут мы можем не успеть пройти досмотр, а потому посоветовали взять такси. Но слушать их мы не стали: во-первых, багажа у нас не было, во-вторых, электронную регистрацию мы уже прошли, а значит, могли сразу спокойно направляться на досмотр, не отстаивая в очереди. Эти доводы нас убедили ехать на автобусе. И мы не ошиблись.

Самолет вылетел с небольшой задержкой, но это не помешало ему прибыть точно по расписанию. Салон был полон – ни одного свободного места! Все летели на отдых на Сицилию.

Выйдя в зал прилета, мы без труда нашли встречавшую нас женщину. Я сначала подумала, что она только встречает, а оказалось, что она и есть водитель такси. Это была высокая, стройная, красивая брюнетка в длинном платье с разрезом до талии и на каблуках. Она ни минуты не могла обойтись без навигатора, даже из аэропорта на стоянку такси шла под его диктовку J. Девушка была очень любезна, предупредительна и внимательна, старалась угодить нашим желаниям, то и дело включая или выключая кондиционер, а еще делая комплименты по поводу моего итальянского. Машину вела аккуратно. Ровно через час мы прибыли на станцию Rufugia Sapienza (2000 м) – нижняя станция фуникулера, поднимающего на Этну. Стоило это удовольствие 80 Евро. Водитель от всей души поблагодарила нас за заказ и высадила у самой станции фуникулера.

RifugiaSapienza: подъем на вулкан Этна

Но спешить нам было некуда. Сначала мы нашли остановку рейсового автобуса (обратно мы собирались уехать на нем в 16.30), потом перекусили невкусной пиццей в каком-то кафе. Вот теперь казалось, что мы у цели, однако фуникулер встретил нас огромной очередью, без нее могли пройти только организованные группы.

Подъем на Этну с нашей (южной) стороны осуществлялся в 2 этапа. С высоты 1900 м фуникулер поднимает на 2550 м, оттуда 20-ти местные автобусы-внедорожники поднимают еще на 200-300 м, почти к самой вершине. После чего оставшиеся метров 200-300 к интересующим тебя кратерам нужно уже преодолевать пешком. Первый фуникулер, как папе потом удалось узнать, был открыт в 1880 году, тогда он возил туристов к самой вершине главного кратера, но просуществовал не более 25 лет, потом очередное извержение его разрушило. До 2012 года единственным фуникулером на Этне был тот, на котором мы и катались, – южный. Не так давно и на северном склоне построили еще один фуникулер.

Комбинированный подъем (фуникулер + вездеход) стоит 63 евро на человека, и весь этот процесс вместе со стоянием в очередях занял у нас полтора часа. Фуникулер представляет собой шестиместные кабинки горнолыжного подъемника, причем очень старые, примерно 80-90-х готов выпуска, которые движутся непрерывно. Выйдя из кабинки на верхней станции, сразу упираешься в очередь на «вездеходы». Они тоже непрерывной вереницей увозят народ куда-то в черную даль…

Интересная деталь: в общественном туалете на станции фуникулера я заметила объявление над раковиной на трех языках: «Мыть ноги запрещено!» Любопытно, кто это моет ноги в раковине и зачем? Возможно, они имели в виду ботинки? Но тогда так и написали бы: «Мыть обувь запрещено!» Только через несколько часов я получила ответ на свой вопрос. У пеших туристов, которые целыми днями ходят по этим горам, особенно в летней обуви, ноги пачкаются от мелкодисперсной лавовой пыли. Мы сами видели, как многие люди что-то вытряхивают из ботинок, сидя на скамеечках. От долгого хождения ноги становятся черными, поэтому перед отъездом возникает естественное желание их помыть. Вернувшись домой, я тоже заметила такой налет. Что интересно: кроссовки и носки чистые, а на ногах осела всепроникающая лавовая пыль!

Итак, преодолев все эти испытания очередями, в 12.00, надев на себя все теплые вещи, мы начали пешее восхождение к вершине – финишная прямая, последние 200 м.

Вулкан Этна – самый высокий действующий вулкан в Европе, он извергается примерно раз в 5-7 лет (за всю историю не менее 200 раз), последнее мощное извержение было в 2013 году, поэтому на всей его поверхности нет почти никакой растительности. Пейзажи уникальные – просторы черной лавы, которая издалека выглядит, как свежая грязь или кучи навоза. Помимо основного кратера у Этны есть еще 350 побочных – разного размера, четыре из которых самые большие. Их все нам удалось посмотреть. Два больших кратера находятся внизу, рядом со станцией фуникулера, а еще два – на самой вершине. Поэтому Этна – это не гора с дыркой посередине, а целый вулканический парк, по которому можно долго гулять. Этим и пользуются активные и спортивные люди, «бытовые альпинисты», занимающиеся норвежской ходьбой, треккингом и хайкингом. Целые вереницы таких ходоков безостановочно движутся в обе стороны – преодолевают эти расстояния пешком, а не на фуникулере или вездеходе, причем большинство из них очень даже солидного (можно сказать, преклонного) возраста. Ради такого подъема туристы едут со всех уголков земли! Пешеходные маршруты (в сопровождении гида-инструктора) на Этне представлены во всем своем многообразии – любого уровня сложности и любой продолжительности.

А мы, в отличие от них, погуляли по вершине всего час. Папа забыл кепку (которая его все равно бы не спасла), а потому ему дуло в уши. Ветер реально был очень сильный. Здесь нужна была шерстяная шапка и непродуваемый капюшон. У меня капюшонов было 2, поэтому я особо не страдала, а свою кепку отдала папе.

С погодой в общем и целом нам повезло, обещанных ливней с грозами не было, ярко светило солнце. Мы методично обошли три кратера, вдоволь полюбовались видами и запечатлели их на фотоаппарат, не забыли и монетки кинуть. И конечно, набрали с собой вулканических камушков в качестве сувениров.

Итак, мы сделали это!!! Вулкан Этна покорился нам, программа минимум была выполнена, теперь можно было ехать вниз.

Обратно спустились уже без очередей, совершенно спокойно. В 14.00-14.30 были внизу, посидели в кафе, я скушала свои бутерброды. Потом пробежались по сувенирным магазинчикам, папа купил огромного ежа, выполненного из лавы. Таких ежей там продается много, разного размера, но он выбрал себе самого большого и тяжелого. После короткого отдыха мы попытались дойти еще до двух кратеров, но остановились на полпути.

Возвращение в Бергамо

В 16.30 должен был придти единственный рейсовый автобус, поэтому нам хотелось занять стратегическую позицию, чтобы сесть в него с гарантией. А желающих уехать обратно оказалось так много, что они не поместились бы даже в 2 автобуса. Первый почему-то ушел в 16.00 – без расписания. А второй опоздал на полчаса и забрал группу, не поместившуюся в первый автобус, + всех нас. Мы вовремя смекнули, что мест всем не хватит, поэтому я, забыв все правила приличия и этикета и вспомнив советские времена, когда приходилось штурмом брать автобусы на остановках, ринулась вперед, расталкивая вежливых иностранцев. Пока водитель пытался найти мне сдачу с 20 евро, папа тоже времени даром не терял и прошел вперед, занял места, а потом мы стали набирать мелочь для оплаты проезда без сдачи. Сидячих мест и правда всем не хватило, большая группа французов так и осталась стоять в проходе все полтора часа пути. Но они не унывали, были бодры и веселы, шутили, и это после того, как они прошли пешком весь вулкан! Вот это настоящие герои-альпинисты! А мы мирно дремали…

В 18.30 мы прибыли на вокзал г. Катании, там еще минут сорок побродили по вокзальной площади и попытались хоть что-то перекусить. Что меня по-настоящему вывело из себя, так это отсутствие во всех заведениях общепита Катании горячих напитков в одноразовых бумажных стаканчиках. Даже в тоннарах-кафешках кофе подавали в фарфоровых чашках. А условий мыть посуду в них явно не было. Служащий полоскал их в какой-то импровизированной раковине и наливал кофе следующему клиенту. И вот такое нам пришлось выпить три раза за всю поездку. Последний прием пищи вместе с шоколадными блинами меня явно доконал, уже в самолете меня стало мутить. Папа тоже жаловался на легкое недомогание…

Автобус в аэропорт мы нашли без труда, в 19.15 сели на него. Обратный вылет (21.45) состоялся с незначительной задержкой, но самолет прилетел по расписанию. У нас оставалась последняя проблема: обратный автобус до вокзала из аэропорта Бергамо. По расписанию он отходил в 00.30, а мы пришли на остановку в 23.50, предыдущий автобус ушел 10 минут назад, следующий – только через 40 минут. Придется ждать!.. И тут, о чудо! Откуда ни возьмись ровно в 23.55 (без расписания) появляется наш автобус. Мы еле успели взять билетики в автомате и, как только сели, он тронулся. Как специально для нас подали. Вот уж настоящее везение!

За сегодняшний день мы прошли 13 км (по показаниям папиного шагомера). Это был рекордный показатель. Во все остальные дни мы проходили не более 10 км. Дома были в 00.30. Сначала я съела ударную дозу активированного угля. Потом мы поужинали оставшейся курочкой, выпили, как водится, и забылись мертвым сном. Теперь можно было расслабиться и спокойно отдыхать. Самая сложная часть нашего путешествия была уже позади.

День третий

17 сентября, суббота

Прогулки по Бергамо, CittaAlta

Я думала, что сегодня мы будем спать до обеда, а мы проснулись рано – в 11.00. Не спеша позавтракали, я еще некоторое время посидела в интернете, потом позвонила в миланскую квартиру, чтобы договориться о передаче ключей на завтра. Ленивость сегодня была повышенная, но нужно было идти навстречу приключениям…

В 14.00 мы вышли из дома. Сегодня план наш был таким:

· Узнать расписание поездов в Милан на завтра

· Купить билеты в Милан на поезд

· Купить проездной по Бергамо

· Посетить исторический центр Бергамо и погулять там

· Купить продукты на ужин и завтрак

На вокзале мы выбрали себе подходящий поезд до Милана на завтра в 9.55 и купили билеты по 5,5 Евро, а заодно и проездной на сегодняшний день по Бергамо по 3 Евро, он действует на автобусах и фуникулерах 24 часа.

Все основные достопримечательности Бергамо сосредоточены в Citta Alta – Верхнем городе. Это средневековая часть, обнесенная крепостной стеной, она расположена на холме, который является отрогом Альп, переходящим в долину реки По. В XVI веке Бергамо был включен в Венецианскую Республику. Это был приграничный город, поэтому для его защиты Венеция выделила большие деньги на строительство крепости. Крепость, получившая название Читта Альта, была построена по последней моде того времени, она состояла из 14 бастионов, цитадели, системы рвов и подземных ходов. Полная длина крепостной стены составляла 5 километров.

Сегодня в Читта Альта ведет 2 рельсовых фуникулера: из Нижнего города в Верхний и из Верхнего - в замок San Vigilio. Мы сначала хотели выйти на остановке первого фуникулера, но проехали до конечной, поэтому сразу поднялись на втором фуникулере в Сан Виджилио. Это старая крепость, средневековое оборонительное сооружение – самая высокая точка города и хорошая смотровая площадка. Посещение крепости бесплатное. Мы забрались на башню и осмотрели все окрестности города с высоты птичьего полета.

Потом, спустившись все на том же фуникулере, побродили по Citta Alta. Здесь каждое строение – памятник архитектуры. В каком-то из этих домов и служил, наверное, Труффальдино из Бергамо («Слуга двух господ»)…

Средневековый город в субботу для итальянцев – место неспешных прогулок и отдыха. Все вылезают показать себя и своих собачек, на других поглазеть и в кафешках посидеть. Но нам сидеть было некогда, поэтому мы наскоро перекусили в одной очень дешевой и вкусной кондитерской (здесь уже не было проблем с одноразовыми стаканчиками) за 7 Евро на двоих (круассанчики, штрудели, кофе и чай).

В часовне (Capello) старого города фрески на стенах кисти самого Лоренцо Лотто, мы их тоже все посмотрели, правда, так и не поняли, какие из них именно его J. Еще одна достопримечательность Citta Alta – Замок Рокка (Castello Rocca). Сегодня это парк со смотровой площадкой и музей под открытым небом, в котором выставлены артиллерийские и противотанковые орудия времен первой-второй мировых войн (некоторые из них очень старые, с деревянными колесами, выпуска 12-14 годов), а также один желтый танк. И что примечательно, посещение всех объектов Читта Альта у нас тоже получилось бесплатным. Этим мне Бергамо особенно понравился: удовольствие, за которое не надо платить!

Бродить по старому городу в хорошую погоду – очень приятно, мы прекрасно провели время и отдохнули душой от суеты предыдущих дней. Спустились вниз тоже на фуникулере, а оттуда уже поехали до вокзала все на том же любимом нами автобусе №1. Сегодня было почти жарко, до + 25 С. Прогулка завершилась около 18.00. Перед возвращением домой мы зашли в супермаркет и купили еды себе на ужин и завтрак очень даже экономно – всего на 8 Евро. Я даже нашла упаковку яиц по 2 штуки! Нигде такого не видела…

Вечером допили каждый свою бутылку (не везти же их в Милан!) и после ужина попытались покидать в чемоданы кое-какие ненужные вещи, но все равно основные сборы будут завтра утром. Освободить квартиру нас попросили в 9.00

День четвертый

18 сентября, воскресенье

Прибытие в Милан, Замок Сфорца, размещение в апартаментах

Ровно в 9.00, как и было обещано, пришла уборщица. Я попросила подождать ее 15 минут. Из дома мы вышли в 9.20. Быстро идти не получалось из-за чемоданов. Но мы успели придти на вокзал вовремя. Сегодня мне стало плохо, наверное, поднялась температура, я не могла ее померить, но ощущение было именно таким. Почему-то заболело горло, резало в глазах… До вокзала с чемоданом и тяжелой сумкой я дошла с большим трудом.

Сегодняшний день обещал быть напряженным. Дело в том, что выдать ключи от квартиры нам обещали только в 18.00, а до этого времени мы решили оставить чемоданы в камере хранения Главного вокзала Милана и посетить кое-какие достопримечательности, чтобы не терять целый день. С камерой хранения мы попали конкретно: стоимость каждой сумки – 6 Евро за 5 часов. У нас было 3 места = 18 Евро. В такую сумму нам обошелся поздний заезд в квартиру.

Сдав вещи, мы изучили вокзал. Последний раз я здесь была ровно 20 лет назад, когда нелегально переправлялась во Францию, не имея французской визы. Здесь я ночевала в зале ожидания, когда поезда объявили забастовку. Я хотела найти свою скамеечку, но не получилось: вокзал изнутри кардинально перестроили, теперь вместо зала ожидания здесь располагаются бутики и магазины.

Когда хотели купить проездной в автоматах вокзала, к нам прицепился какой-то странный человек, он отчаянно жестикулировал и пытался помочь, рассказывал, как пользоваться билетными кассами, инструктировал. А когда автомат уже выдал нам результат поиска и осталось только оплатить заказ, этот человек остался стоять и ждал, пока я вставлю банковскую карту. Я с укором посмотрела на него, и тогда он лишь немного отодвинулся, но все равно не ушел. Выглядело это подозрительно. Вдруг он – один из тех мошенников, которые считывают коды карт? На вокзале им - самое место, ловят таких вот доверчивых иностранцев под предлогом помощи. Вид у него был явно не внушающий доверия. С какого перепуга ему помогать кому-то, если его не просят, и буквально навязываться?! Мы поспешили уйти из этого злополучного места и купить проездные на 2 дня в обычной кассе. Для этого пришлось немного постоять в очереди, но так было безопаснее.

Прогулки по Милану

Купив билетики, мы отправились прямиком на станцию метро Cadorna, чтобы посетить замок Сфорца – пара остановок. Оттуда замок виден сразу, найти его не составляет особого труда. Вход на территорию замка бесплатный, а там уже можно выбирать себе музеи на любой вкус.

История Castello Sforzesco началась в 14 веке, он был построен, как фамильное родовое гнездо в пригородах Милана семьей аристократов Висконти. Свое имя замок получил от военачальника Сфорца, который в 15 веке укрепил к тому времени уже полуразрушенный замок и превратил его в фортификационное сооружение. Во внутреннем убранстве отметился даже сам Леонардо да Винчи – писал фрески на стенах залы della Aste. За свою многовековую историю замку много пришлось вытерпеть, размещались в его стенах и госпитали, и склады, и столовые, и казармы. Воевал здесь и Суворов, одержав победу над Наполеоном и выбив его из мощных стен крепости.

А нынешние дни замковые стены дали крышу библиотеке и нескольким музеям. Здесь находится последняя незавершенная скульптура Микеланджело – Пьета Ронданини (по имени последнего ее хозяина-коллекционера), работа над которой велась мастером последние дни перед самой смертью. Именно ее мы и решили осмотреть в первую очередь, правда, нашли не сразу, для этого нам пришлось пройти насквозь весь археологический музей и только потом понять, что эта скульптура находится совершенно в другом месте. Сегодня ей по праву выделено особое место – отдельный просторный зал. Здесь можно спокойно насладиться созерцанием творения гения в тишине.

Пьета («Оплакивание») Ронданини – имеет особое значение для всех, кто интересуется творчеством великого Микельанджело. Во-первых, скульптура выполнена из куска мрамора, в котором он много лет назад начинал другую композицию – «Положение во гроб». Во-вторых, по незавершенной работе можно изучать технику скульптора. В-третьих, данная скульптура является своего рода итогом жизни и творчества мастера, в ней критики видят противоречия, сомнения, загадки. Она вызывает у искусствоведов множество вопросов своей незавершенностью и недосказанностью, поэтому, наверное, смотреть на нее можно вечно… Мы тоже долго сидели, разглядывая композицию и задавая свои вопросы, а ответы на некоторые из них получили уже позже, после того, как прочитали историю ее создания.

После посещения замка Сфорца, мы посидели на площади у фонтана, который миланцы именуют «Свадебным тортом». Пригревшись в жарких лучах солнца, перекусили взятыми с собой бутербродами и выпили сок. Следующим пунктом нашей программы была «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, которая находится в небольшой церквушке Санта-Мария-делла-Грация. От замка Сфорца совсем недалеко, минут 15 пешком. Нашли мы эту церковь быстро, а вот попасть туда не смогли. Это и неудивительно, входные билеты бронируют на сайте за много месяцев на конкретный час. Каждые 15 минут туда пускают только 25 человек. Я, конечно, тоже пыталась забронировать билеты еще в июле-августе, но на наши даты не было свободного времени. Мы были об этом осведомлены заранее, но папа все равно надеялся на чудо. В этот раз оно не свершилось… Папа где-то прочитал, что на месте можно будет купить билеты у перекупщиков, но ни одного из них мы даже поблизости там не увидели. Площадь была пустой: никакой толпы, суеты, толкотни не наблюдалось.

Мы опять посидели на лавочке, наблюдая, как группы счастливых туристов то заходят в церковь, то выходят из нее. Доели свои бутерброды и двинулись в обратный путь к вокзалу.

Пять часов пролетели быстро. Нам нужно было успеть в камеру хранения, чтобы не переплачивать за свои сумки. Еще мы успели найти автобусы до аэропорта Бергамо, а потом поехали искать свою квартиру.

Наша квартира

Наши новые апартаменты располагались на станции метро Фамагоста. Доехать от центра не составляло никакого труда – прямая ветка и всего 5 остановок. Труднее было потом сориентироваться на местности, в какую сторону идти. Мы распечатали подробную карту маршрута от метро до нашего дома, но там не указан был конкретный выход в город. Именно на это мы и потратили большую часть времени, приходилось спрашивать у редких прохожих. А когда уже вышли на верный путь, то дошли до нужного адреса за 10 минут.

Правда, пришли мы очень рано. Женщина, которая должна была выдать нам ключи, обещала приехать не раньше 18.00. А мы добрались к 17.15. Пришлось сидеть в скверике, ожидая ее.

Квартира нам понравилась. Она располагалась на 8 этаже дома 80-х годов постройки и была уже не такая просторная, как в Бергамо, – всего 45 м2, но все равно не казалась тесной. Большая зала-столовая, совмещенная с кухонным уголком, балкон, спальня, санузел. Только вот интернета обещанного не было. Обманули! Это меня очень огорчило, т.к. я по вечерам всегда выхожу на связь и работаю. Хорошо, что ничего срочного за эти три дня не было. А то я даже и не знаю, что бы делала.

Напрягало то, что во всем, что касалось условий сдачи этой квартиры, чувствовались какая-то особая жадность хозяина и желание побольше урвать. Первый раз я столкнулась с тем, что за постельное белье и полотенца нужно было доплачивать по 10 Евро за комплект (или использовать свои). Мы решили не тратить лишние 20 Евро (1500 руб.) и привезти свое. С полотенцами проблем не было, а вот постельное белье занимает много места в чемодане и весит немало. Я так решила этот вопрос: заказала в интернете 2 комплекта одноразового постельного белья из нетканого материала (такие выпускают для медицинских центров). Они буквально невесомые и почти не занимают места. Стоит такой комплект всего 100 руб.

В этой квартире, в отличие от всех остальных, не было ни туалетной бумаги, ни салфеток, ни оставшейся от прошлых жильцов еды (обычно остается хотя бы подсолнечное масло, сахар, соль, чай, кофе). И если соль, сахар и чай мы всегда берем с собой, то вот на подсолнечное масло пришлось раскошелиться и купить целую бутылку, чтобы пожарить пару раз рыбу на сковороде.

При заезде с нас взяли залог в 250 Евро! Я такого тоже нигде не встречала. А за уборку попросили непомерно большую сумму – 75 Евро. А известно это стало только после того, как апартаменты были забронированы и деньги с карты сняты. При бронировании за 2 недели до заезда деньги не возвращались. Причем за такую сумму все должно было быть буквально вылизано. Конечно, я не могу сказать, что квартира была грязной, но вот душевой поддон не был отмыт совсем: на шторках и смесителе известковый налет, мыльница с плесенью.

Это были издержки дешевого варианта проживания в Милане. Действительно, сами апарты стоили практически столько же, сколько в Бергамо, хотя Милан очень дорогой город! Однако все надбавки в результате превращали этот экономичный вариант в обычный по цене для Милана: 80 Евро вместо 50 в сутки (и это без постельного белья)!

Утешило одно: женщина, которая нас заселяла, забыла взять туристический налог – 12 Евро. Хоть эту небольшую сумму, но мы сэкономили!

Осмотрев квартиру и разложив вещи, мы отправились в супермаркет за продуктами и тут вдруг вспомнили, что сегодня воскресенье. А это значит, что многие магазины закрыты, поэтому был большой риск остаться голодными. Хорошо, что местные жители показали нам ближайший маленький супермаркет Carrefour, который открыт 7 дней в неделю. А вот Esselunga – гипермаркет, действительно в воскресенье не работал. Но мы и маленьким магазином обошлись вполне, купив там все необходимое и даже спиртное в сумме на 37 Евро.

Ужин, правда, у нас сегодня не очень удался, т.к. я купила суп в пакетике, который при открытии оказался простым мясным бульоном. Поэтому пришлось сварить макароны в бульоне – в итоге получился какой-то макаронный суп. Но вино и шампанское поправили дело.

Перед сном я наглоталась разных таблеток, т.к. совсем расклеилась к вечеру. Сильно болела голова. Но я все равно еще нашла в себе силы выполнить «домашнее задание» и прочитать либретто завтрашней оперы «Волшебная флейта». Скажу честно, я была в шоке! Большей бессмыслицы я еще не читала! После такого текста либретто от самой оперы я не ожидала уже ничего хорошего…

День пятый

19 сентября, понедельник

Дуомо, театр Ла Скала: опера Моцарта «Волшебная флейта»

Вчерашний день сильно утомил меня, но проснулась я сегодня вроде бы не больная. И то хорошо. За ночь удалось выздороветь, только чувствовалась слабость. Голова не болела больше, но все время казалось, что она вот-вот заболит опять. Так оно и произошло под конец дня. Разболелась она уже в опере, причем сильно. Пришлось использовать остеопатические техники прямо во время спектакля. Они помогли: ко второму действию голова прошла.

Сегодня мы постарались выспаться, поэтому из дома вышли в 12.00 после плотного завтрака. Программа на первые полдня была щадящей, т.к. к 16.00 нам нужно было вернуться, чтобы пообедать, отдохнуть и выйти из дома в оперу не позднее 19.00.

А пока в планах было посещение главного собора Милана – Дуомо и разведка маршрута от метро до театра Ла Скала. До станции «Дуомо» от нашей «Фамагосты» - 8 остановок с одной пересадкой, это не больше 15-20 минут.

Миланский собор Дуомо

Миланский Дуомо – одна из самых посещаемых туристами достопримечательностей. Первый камень в его основание был заложен в 1386 году. Строительство длилось пять с половиной веков, а потому собор является у миланцев символом сверхмедлительности. В 1769 году Дуомо увенчался 104-х метровым шпилем, а к 1805 году наконец приобрел фасад. Жители Милана любя называют его «ежиком», действительно издалека собор кажется ажурным и колючим. Теперь это второй по вместительности готический собор в мире (длина 158 м, ширина 92 м), вмещает 40 тыс. человек и состоит из 135 шпилей, 3400 статуй и тысячи рельефных поверхностей. На лифте можно подняться на крышу и попасть в лес шпилей, осмотреть Милан сверху.

Чтобы войти в сам собор нам пришлось отстоять небольшую очередь сначала в кассу, чтобы купить билет за 2 Евро, а потом уже и на вход внутрь.

В интерьере собора особо выделяются витражи и огромный орган. Центральная часть собора с 40 000 сидений огорожена лентой, туристов за нее не пускают. А с северо-восточной стороны ведет лесенка в подвал – это баптистерий и крипта. Мы увидели длинную очередь на эту лестницу и решили не стоять. Зато попали в музей Дуомо, входной билет дает право на его посещение. В музее выставлены оригинальные скульптурные композиции, украшавшие в свое время экстерьер собора. Теперь они заменены на копии.

После прогулки, точнее пробежки, по залам музея мы отправились искать дорогу к театру Ла Скала. Никаких трудностей у нас не возникло. Пройдя через торговую галерею В. Эмануила, мы сразу вышли на небольшую площадь с памятником Леонардо да Винчи, за ней увидели знаменитый театр, который совершенно не восхищал великолепием архитектурных решений. Он настолько прост, что его можно было и вовсе не заметить.

Театр строился в конце 18 века на месте церкви Санта Мария делла Скала (отсюда его название) очень быстро – всего 15 месяцев (не в пример Дуомо), тогда рядом с ним не предусматривалось площади, поэтому фасад все равно никто оценить не смог бы.

После реставрации из исторических зданий остался практически один фасад с фойе. Сцена, гримерки, прочие вспомогательные помещения расположились уже в новых зданиях современной архитектуры из стекла и бетона. Они бесстыдно выглядывают из-за фасада, как будто ничего не стесняясь, портят исторический облик здания и вообще центра города.

Интересен тот факт, что нигде поблизости от музея мы не заметили никаких спекулянтов, продающих билеты. В Вене их великое множество, у нас тоже, а здесь – ни одного. Как это итальянцам удалось победить перекупщиков? Этот вопрос до сих пор для меня загадка.

Сегодня мы ограничились сувенирным магазином. И зашли сюда не зря. Здесь мы нашли огромную афишу нашего сегодняшнего спектакля, только премьерного представления – 2 сентября 2016 года за 10 Евро. Почти не раздумывая, мы купили себе по такой афише (нам их аккуратно упаковали в специальный тубус) и, довольные, отправились домой.

Перед обедом нам нужно было еще зайти в магазин. Мы отыскали закрытый вчера гипермаркет Esselunga и купили там на 14 Евро недостающих продуктов на вечер. В 16.30 были дома. До выхода оставалось 2,5 часа.

Театр Ла Скала и опера Моцарта «Волшебная флейта»

Как и запланировали, из дома вышли в 19.00. Примерно за полчаса преодолели уже знакомый нам путь и попытались войти в театр. Но не тут-то было! В главный вход нас не пустили, т.к. билеты у нас были на галерку. А для зрителей галерки, оказывается, у них предусмотрен отдельный вход – через музей. Но и это еще не все неприятные сюрпризы. Проход из галерки в основную часть театра – ложи и партер – тоже был закрыт, поэтому мы не смогли даже устроить себе экскурсию и прогулку по партеру, заглянуть в оркестровую яму, как это мы обычно делали в Венской опере.

Я была настолько возмущена этой несправедливостью, что попробовала выяснить у служащей, преграждавшей проход по лестнице, почему нам, таким же полноправным зрителям, нельзя посмотреть театр. Она пообещала, что этот проход откроют по окончании спектакля.

У нас были места в третьем ряду прямо напротив сцены. Сидя, ничего, конечно, увидеть было нельзя, зато всегда можно было привстать, и тогда вся сцена оказывалась как на ладони. Стоять можно было хоть весь спектакль, зрители третьего ряда никому не мешали. Титры были только на итальянском языке.

Опера «Волшебная флейта» - последняя, написанная Моцартом. Есть версия, что именно за нее он и был убит. Сюжет либретто Э. Шиканедера (соратника Моцарта по массонской ложе) создан на основе нескольких сказок и изобилует масонской символикой, обрядами. Возможно, из-за этого он кажется где-то нелогичным, где-то неестественным. Однако в данной постановке опера получилась легкой, комичной и веселой. Началось все с выползания на сцену большого зеленого механического змея. У меня он вызвал бурный восторг. А еще больше мне понравились львы: это были люди, переодетые в костюмы зверей. В каждом льве помещалось по 2 артиста. Они очень смешно передвигались по сцене и вели себя, как настоящие собаки – требовали ласки, поворачивали голову на звук голоса, с умным видом взирали на все происходящее вокруг. По окончании спектакля им досталось, наверное, больше всех аплодисментов…

Опера нам в основном пришлась по душе. Музыка красивая. Немного непривычно было только обилие речитативных партий. По сути, это уже получилась не опера, а оперетта. Но все равно мы остались довольны. Интересно еще было и то, что зрители между ариями или дуэтами, в отличие от Венской оперы, не хлопали совсем. Видимо, здесь так не заведено. Ждали нас и приятные мелочи: программки раздавались бесплатно в неограниченном количестве, лично я взяла себе 5 штук!

По окончании спектакля мы честно и долго хлопали, вызывая артистов на сцену по несколько раз. А в это время обещанный нам проход на лестницу в партер уже закрыли. Мы смогли попасть только в одну ложу партера и фойе. Но и здесь нам не дали до конца насладиться моментом. Служащие быстро выгоняли всех посетителей и торопились закрыть двери. Мы даже не успели сфотографироваться со скульптурами композиторов: Верди, Доницетти, Пучини и Леонкавалло. Только небольшая группка людей толпилась у одного из выходов – как будто очередь. Почему-то их не трогали злые служащие. Только потом я узнала, что это очередь на такси, которое подается прямо ко входу в театр. К нам несколько раз подходили и говорили, что если мы не ждем очереди на такси, то должны немедленно покинуть фойе. Мы были обижены таким к себе отношением и, крепко выругавшись по-русски, вышли из театра.

Опера длилась 3,5 часа и закончилась в 23.30. Обратно шли не спеша. Дома были в начале первого ночи. К ужину пожарили рыбки, выпили за прекрасно проведенный вечер. А потом я разбила тарелку, явно на счастье, и еще выгоняла из спальни влетевшую в окно птицу. Спать легли около 2.00 ночи.

День шестой

20 сентября, вторник

Национальный музей науки и технологии Леонардо да Винчи, музей театра Ла Скала

Вот и настал последний день нашего пребывания в Милане, последний день этой сложной во всех отношениях поездки. Сегодня мы опять дали себе возможность поспать до 10.30, поэтому из дома вышли в 12.00. Последними пунктами нашей программы были 2 музея – Национальный музей науки и технологии, который еще называют музеем Леонардо да Винчи, и музей театра Ла Скала.

Национальный музей науки и технологии

Музей Л. да Винчи находится на нашей ветке метро через пять остановок от станции Фамагоста. Его мы нашли быстро. Он был открыт сравнительно недавно, в 1953 году, и сейчас занимает площадь бенедектинского монастыря. Музеем Л. да Винчи его называют потому, что именно здесь собрана коллекция изобретений ученого, опередивших время. Его гений инженерной мысли дал миру идеи многих механизмов, приспособлений, аппаратов и других технических средств, которыми мы пользуемся сегодня: подъемный кран, подводная лодка, аэроплан, велосипед, баржа, вертолет, различное строительное оборудование и даже … самогонный аппарат (аламбик). На рубеже 15-16 веков Л. да Винчи рисовал эскизы, делал расчеты, а в наше время ученые перенесли их в чертежи и сделали по ним макеты изобретений. Этот зал – самый интересный. Мы подробно разглядывали каждый из чудо-макетов, выполненных детально и с большой любовью. А перед самогонным аппаратом папа уронил на мраморный пол и разбил фотоаппарат (наверное, от удивления). Хорошо, что ему удалось починить его потом в Москве.

Музей науки и технологии в Милане - своего рода политехнический музей, он очень большой и располагает обширными коллекциями различных тематик. Входные билеты на двоих обошлись нам в 17 Евро. Мы посетили залы радио, космоса, телевидения и многие другие, но больше всего мне понравилась выставка паровозов и вагонов конца XIX – начала XX веков. Они собраны в отдельном ангаре, куда можно попасть через улицу, предварительно осмотрев подводную лодку, выставленную во внутреннем дворе музея.

В настоящую подводную лодку я давно мечтала попасть, но тут нас ждал облом! Она была закрыта для самостоятельного посещения, войти внутрь можно было только с группой, а таковой у нас не было. Немного расстроившись, мы стали бродить по лабиринтам здания монастыря в поисках кафе. С погодой нам повезло, было жарко, +27 С. Приятно припекало солнышко, и мы не против были расположиться на скамеечке и перекусить что-нибудь, вот только первый раз у нас с собой ничего не оказалось из еды, кроме сока.

Настойчивые поиски кафе привели нас к автоматам самообслуживания, цены в которых очень обрадовали: горячие напитки по 0,60 Евро, печенья – по 0,70 – 0,80 Евро! Ну, где вы в Италии еще такое найдете? Прямо коммунизм какой-то! Мы долго стояли у автомата, пытаясь понять, как он работает. Странное дело, на нем было написано буквально следующее: «Монета – 0,60 Евро, ключ – 0,50 Евро». Что за хрень? Какой такой ключ? Я решительно ничего не понимала, пока нас не выручил служащий музея. Он подошел, уверенно вставил что-то типа флешки в специальное отверстие автомата и получил свой кофе. Теперь Штирлиц догадался, что «ключ» - это как раз такая флешка, которая выдается работникам музея, чтобы они могли покупать кофе со скидкой. Мы с папой выгребли всю мелочь и купили себе кофе, какао и 2 упаковки печения. Жаль только, что автомат не принимал монетки по 2 цента, самая мелкая монетка, которую он согласен был взять, была 5 центов. Но все равно благодаря ему мы избавились от тяжести в карманах.

Когда мы наконец справились с автоматами и, держа в руках стаканы, направились к столикам, нам преградили путь служащие музея. Они объяснили, что это помещение сейчас будет закрыто, а потому попросили пройти на улицу, где тоже стояли столики. Мы это сделали с большим удовольствием, т.к. погода располагала к перекусу на природе.

Первая итальянская подводная лодка Энрико Тоти 1964 года

Подкрепившись, мы стали оглядываться вокруг и тут заметили группу немецких туристов, направляющихся к подводной лодке. Несколько минут я еще размышляла, но потом решила попытать счастья. Это был наш единственный шанс попасть внутрь лодки! Его нельзя было упустить. Мы твердым шагом пошли прямиком к этому огромному экспонату, который уже открыли для экскурсии. Туристов запускали небольшими партиями, перед входом на лестницу нужно было надеть каски. К этому времени первая половина группы уже закончила посещение, а вторая – только ждала своей очереди. Мы нагло вклинились между ними, быстро надев каски, и попытались присоединиться к хвосту уходившей в лодку очередной группки. До входа оставался один шаг, как вдруг какая-то старая немка, опередив нас, стала противным голосом наводить порядок: «Это наша группа», - шипела она. Я тут же отошла назад, жестом показав папе, чтобы он не вмешивался. Такую скандальную тетку лучше пропустить вперед, а то она разорется и выдаст нас. Тогда весь наш план, построенный на том, чтобы мимикрировать под немцев, рухнет. А он уже был так близок к реализации! Главное - проникнуть в саму лодку, оттуда уже нас труднее будет выкурить. Лодка-то узкая, и движение по ней организовано в одну сторону…

Наконец мы вошли внутрь. Нам повезло, что экскурсоводы были местные и не знали состава группы, поэтому они приняли нас за немцев. А мы изо всех сил старались не говорить по-русски и делали умный вид, когда гид рассказывал что-то по-английски об устройстве лодки. Экскурсоводов было трое, каждый из них отвечал только за свою часть программы, передавая группу своему коллеге. Здесь уже мы были в безопасности, так как еще два пожилых немецких туриста, с которыми мы составляли небольшую группу, признали в нас своих и мило улыбались.

Подводные лодки типа «Энрико Тоти» были созданы в Италии после окончания Второй мировой войны. Эти дизель-электрические субмарины предназначались для выполнения задач береговой обороны. Разработки велись с середины 1950-х годов, окончательно проект был завершён лишь к 1964 году. Всего в серии с 1965 по 1969 год были построены четыре лодки, которые оставались на вооружении ВМС Италии вплоть до начала 1990-х годов.

Эта лодка имеет следующие характеристики:

· Длина – 46 м

· Ширина – 4,7 м

· Скорость подводная – 14 узлов

· Водоизмещение подводное – 591 т

· Экипаж – 26 чел.

· Вооружение – торпедно-минное (8 торпед)

Примечательно, что эта лодка стоит в музее практически в том же виде, как она и эксплуатировалась. Никаким изменениям (кроме двух прорезанных боковых входов для туристов) она не подверглась. И это еще больше повышает ее ценность. Помимо всего инженерного оборудования и вооружения, которое осталось в целости и сохранности, нетронутыми остались даже бытовые предметы: кухня-столовая, кровати, подушки с одеялами, постельное белье. Нам даже разрешили посмотреть в перископ! В него сейчас видно шпиль какой-то церкви. Это была первая настоящая подлодка, которую я посетила. До этого мы с Антоном видели в музеях лишь макеты.

Я очень радовалась, что нам удалось, пусть и обманным путем, проникнуть на эту НАТОвскую подлодку. Мы выведали все секреты и даже узнали, что она патрулировала морские просторы, защищая Европу от советских войск.

Конечно, многое в этом музее мы не успели посмотреть, например, круизный лайнер и аэроплан, но время подходило к концу. Всего не охватишь. Эти экспонаты мы оставим на следующий раз.

А сейчас нам нужно было бежать в музей театра Ла Скала, он закрывался в 17.00

Музей театра Ла Скала

Музей Ла Скала занимает сейчас здание бывшего казино, примыкающего к театру. И он нас не особо впечатлил, я бы даже сказала, разочаровал. За входные билеты на двоих мы заплатили 12 Евро. Экспонатов здесь было мало. Из запоминающихся – только посмертная маска Верди, фортепиано Листа и 4 сценических платья. Библиотека тоже была закрыта, возможно, именно там хранятся автографы Верди, поэтому нам их не удалось посмотреть. С крыши бывшего казино открывается вид на современные строения театра, появившиеся после реконструкции – серые бетонные коробки. Из музея есть проход в фойе второго этажа театра, где мы уже побывали вчера. Отсюда мы смогли войти в ложу партера и посмотреть, как идет репетиция спектакля, а точнее, подготовка декораций. Но и здесь нам не дали надолго задержаться. Уже через несколько минут подошла служащая и попросила выйти из ложи, т.к. она должна была завести сюда организованную группу туристов. Такое отношение нас окончательно добило! После чего мы уже бесповоротно составили свое впечатление о Ла Скала, как о театре негостеприимном, недружественном и недемократичном…

После музея мы прошвырнулись по торговой галерее В. Эммануила (типа нашего ГУМа), чтобы купить подарки маме и Насте.

Дома были около 19.00, перед этим забежали в близлежащий супермаркет «Каррефур» («Перекресток») и на 4 Евро купили недостающей еды.

Сегодня на ужин мы допили каждый свою бутылку, съели оставшуюся рыбку, покидали в чемодан ненужные вещи и стали укладываться спать. А ночью разразилась настоящая гроза – видимо, Милан не хотел с нами прощаться и плакал…

День седьмой

21 сентября, среда

Возвращение домой

Встать сегодня пришлось рано – в 8.00. К 10.00 пришла уборщица, вернула нам залог за вычетом 75 евро за уборку и, слава богу, не заметила разбитой тарелки, которую мы предусмотрительно вынесли в урну на улице, а не стали оставлять в мусорном ведре.

На главном вокзале Милана мы были уже в 11.00. Там без труда нашли автобус в аэропорт Бергамо, который за 5 Евро и 40 минут домчал нас в Orio al Serio. Здесь уже мы чувствовали себя как дома. Как-никак в четвертый раз за последние 6 дней сюда возвращаемся! Мы с папой очень боялись за наш тубус с афишками из Ла Скала. Он получился негабаритным – длина 75 см, поэтому а/к «Победа» запросто могла нас попросить доплатить за него. Но итальянские служащие нас пропустили без проблем. Вопросы начались в Москве в зоне таможенного контроля. Папу с этим тубусом остановил таможенник и сказал, что он там прячет иконы! Вот как раз иконы-то мы и не сообразили прикупить! Какое упущение! Убедившись, что никаких икон там нет, таможенник, конечно, папу сразу отпустил и даже извинился, хотя ситуация вышла комичная.

Вылет наш состоялся по расписанию – в 15.15. До этого времени мы успели еще перекусить своими бутербродами. И даже в самолет их спокойно пронесли, чтобы там пообедать. В Москве приземлились около 19.00, получив багаж, папа вызвал такси, а я отправилась на Аэроэкспресс. С ним мне не очень повезло, я попала в перерыв. Но это было первое и единственное невезение за всю нашу поездку!

Финансовый итог поездки таков: все расходы с учетом авиабилетов, аренды квартиры, питания и экскурсий составили в переводе на наши деньги – 120 000 руб. на 2 человека. Это примерно на 35% дороже, чем поездки в Австрию. Но такому удорожанию мы обязаны путешествию на Сицилию!

На этом сезон путешествий 2015-1016 года нами был закрыт. Визу укатали по полной программе, уже завтра, 22 сентября, срок ее истечет.

2006 - 2012 г. © Все права защищены
«Мастерская слова»

Разработка: ViPro
Дизайн: Студия web-дизайна Miracle.