Тел.: +7(495) 960-80-48
Моб.: +7(903) 576-75-96

Горные лыжи

Port-du-Soleil, Авориаз (Франция)

14 – 28 января 2012 года

Путевку на этот горнолыжный курорт мы по обыкновению бронировали и выкупали у туроператора Pacgroupзадолго до отъезда - в сентябре 2011 года. Поэтому обошлась она нам совсем не дорого – всего в 63 000 руб. на двоих за 2 недели без учета виз, которые нам выдали к тому моменту на 6 мес. (до 16 марта 2012 года).

Любопытно, что про этот курорт я практически ничего раньше не знала. Он скромно рекламируется в туристических проспектах, путеводителях и на сайтах туроператоров. Мне посоветовал его один из моих клиентов, который каждый год ездит туда на новогодние каникулы с семьей. Я была крайне удивлена, что и здесь тоже солидная зона катания – 650 км. И даже не поверила ему, пока не уточнила в путеводителе.

Обширный регион Порт дю Солей (Ворота Солнца) объединяет 14 горнолыжных станций во Французских Альпах (Верхняя Савойя) и Швейцарских Альпах (кантон Вале), самая крупная из которых – Морзин. Станция Авориаз, где мы жили, – очень удобная, современно оборудованная и единственная, где возможно катание по принципу «от двери».

Регион Порт-дю-Солей

Развитие горнолыжного туризма и объединение зон катания в этом районе начинается с конца 60-х годов. Сегодня площадь горнолыжного региона составляет 400 квадратных километров, общая протяженность маркированных спусков - 650 км. Их обслуживают 208 подъемников суммарной мощностью 245 000 чел./час. В Порт-дю-Солей входят восемь французских и шесть швейцарских курортов.

К большому сожалению, передвигаться по всему Порт-дю-Солей, не снимая лыж, невозможно. Все горнолыжные станции, кроме Авориаза, обустроены по принципу обычных поселков с асфальтовыми дорогами и городским транспортом, поэтому попасть к подъемнику, ведущему на другую сторону какой-либо долины, можно только пешком, на бесплатном горнолыжном автобусе или электропоезде petit train. Эти переходы и переезды занимают, как правило, от пяти до пятнадцати минут, однако ski-safari тем самым все же прерывается. Только поэтому не "Ворота Солнца", а "Три Долины" считаются самой большой в мире горнолыжной территорией.

14 января, суббота

День первый

Отъезд

Вылет состоялся ровно по расписанию в 12.45, организованно и без задержек, что нас очень порадовало. В полете провели 3,5 часа. Рейс авиакомпании S7 приземлился в аэропорту Шамбери в 13.30 по местному времени. В этом году в связи с отменой перехода на зимнее-летнее время разница с Францией составляет 3 часа. У Антона в новом телефоне можно поставить 2 времени: родное и местное, если выбрать соответствующий город в меню. Любопытно, что местному времени в его телефоне соответствовали несколько разных малоизвестных городов, но только не тот, который был нам нужен. Одним из них оказался Тимбукту. Именно его Антон и выбрал для индикации местного времени. Все две недели, спрашивая друг у друга, сколько времени, мы отвечали: «В Тимбукту у нас сейчас, например, три часа».

В автобус сели в 15.00, до курорта добирались 2,5 часа. В нашем автобусе одному мужику, который напился в самолете, стало плохо. Всю дорогу его тошнило, чем он доставил много неприятностей и хлопот не только своим друзьям, но и водителю автобуса, т.к. загадил все первое сидение. В 18.00 были уже на месте.

Организация трансфера у Pacgroupкак всегда безупречна так же, как и сама работа гида на курорте. Гид очень внимательная, предупредительная, постоянно дежурит на ресепшене офиса по туризму и всегда готова дать нужную информацию, помочь в любом вопросе. Раз в неделю обходит все номера и интересуется, все ли у туристов нормально.

Курорт Авориаз

Курорт Авориаз уникальный в своем роде. Здесь нет асфальтированных дорог. По всей станции можно свободно кататься на лыжах. Автомобильное движение запрещено. Туристы обязаны оставлять машины на стоянках и добираться до гостиницы либо пешком, либо на лошадиных повозках, которые стоят по 13 Евро, либо на ратраках (по 2 Евро с человека). Те, кто выбирает пешие прогулки, могут воспользоваться специальными тележками-санками, чтобы перевозить багаж. Улицы покрыты метровым слоем снега, поэтому, чтобы войти в ресторан, гостиницу или магазин, нужно спускаться к двери по вырубленным в снегу ступенькам на глубину как минимум в половину человеческого роста.

Здания расположены в поселке на разных уровнях, поэтому некоторые гостиницы и магазины оборудованы общественными лифтами для удобства передвижения пешеходов.

В связи с такой специфичной организацией дорожного движения доставка товаров в магазины усложняется, что отражается, в свою очередь, на конечной цене для потребителя. Мы это явно заметили по бюджету на продукты. В этот раз на питание мы потратили на 10-15% больше той суммы, которую обычно расходуем в таких поездках.

Курорт расположен на высоте 1800 м над уровнем моря. Верхняя точка катания – 2350 м. Гостиничные комплексы – это высотные 8-12-этажные корпуса, снизу доверху обшитые деревянными панелями, предоставляющие 17 000 номеров для гостей. Курорт родился на бумаге 28 декабря 1962 года. Основателю Авориаза Жану Вуарне сейчас 73 года. Вторым человеком (и главным инвестором), сыгравшим огромную роль в развитии курорта, стал Жерар Бремон, основатель и президент группы Pierre & Vacanсes, которой по сей день принадлежит львиная доля апартаментов Авориаза, в т.ч. и под торговой маркой Maeva (в одном из которых мы жили), а также некоторые инженерные сооружения (в частности, станция водоподготовки – о ней будет рассказано позже).

Резиденция

Группа из 17 человек, которая размещалась в нашей гостинице, поехала в одном раткаке, багаж погрузили в специальный прицепной фургон на полозьях. В кузов уместились все с большим трудом, я ехала рядом с водителем в кабине вместе с одним нашим туристом, причем сидя у него на коленях. Мы познакомились с ним и его женой еще в автобусе. Они пенсионеры и давно катаются на лыжах, побывали на многих европейских курортах, но сюда возвращаются уже шестой раз.

Резиденцию MaevaPortduSoleil3*, в которой у нас был забронирован номер, мы выбрали неслучайно. После Валь Торанса нам она очень понравилась оптимальным соотношением цена-качество. Расположение нашей гостиницы центровое. До двух ближайших супермаркетов Sherpa, Carrefourи офиса по туризму рукой подать.

Наш номер 222 располагался на 3 этаже. При оформлении на ресепшене сразу пришлось заплатить 41 Евро за финальную уборку и 28 Евро туристическую таксу – своего рода налог на чистый воздух из расчета 1 Евро на человека в сутки.

Окна располагались прямо над крышей местного кинотеатра и выходили на людную улицу в центре курорта и детский каток, поэтому по вечерам здесь всегда шумно до полуночи. А с 5.00 утра начинают ездить ратраки. Они тарахтят, гудят и даже пищат, когда сдают задним ходом, поэтому спать не дают. Правда, после двух-трех дней интенсивного катания на лыжах спишь уже как убитый и ничего этого не слышишь…

Номер очень уютный и сравнительно просторный: две отдельные кровати, кухонный уголок с посудой, большой обеденный стол, шкаф, стулья, телевизор и журнальный столик. Правда, с освещением беда – верхнего света вообще нет, а на стенах только 4 тусклых бра с непрозрачными металлическими абажурами, которые нам пришлось снять, чтобы света в номере было побольше. Посуды тоже маловато, даже блюдец нет, не говоря уже о всяких заварочных чайниках, кофейниках, сахарницах, масленках и пр. Ванная комната просторная и комфортная, но странным образом встроена в виде кабинки с дверью овальной формы, напоминающей проем на подводной лодке. Внутри санузел ярко рыжего цвета и тоже плохо освещенный.

Полотенца здесь выдают только за деньги – 8 Евро за комплект (хорошо, что я предусмотрительно взяла их с собой из дома). Зато с бельем повезло: нам по ошибке выдали аж 4 комплекта постельного белья! Так что лишние наволочки мы, например, использовали вместо банных ковриков для ног.

Любопытно, что в отличие от других курортов здесь в гостиницах настоятельно не требуют сортировать мусор, хотя разные контейнеры для мусора на улице все же присутствуют.

В гостинице есть русское телевидение – канал «Россия Планета». Это какая-то помесь «Второго канала» и «Культуры»: показывают новости, теледебаты и старые фильмы, а также глупые сериалы по вечерам.

Когда нас поселили в номер, то мы обнаружили, что его вообще, похоже, никто не убирал из служащих. Видимо, это сделали сами постояльцы, чтобы не платить за финальную уборку. Использованное постельное белье валялось на кровати, журнальный столик был закапан какой-то едой, посуда плохо вымыта, везде пыль. Пришлось самим все перемывать с Доместосом, который мы предусмотрительно взяли с собой из Москвы. К сожалению, таковы издержки дешевого проживания в резиденции.

В этой резиденции, как, впрочем, и во всех других, есть в подвальном этаже лыжехранилище, однако здесь им никто не пользуется. По самой резиденции разрешается ходить в горнолыжных ботинках, а также заносить лыжи в номер. Лыжи мы, конечно, на третий этаж не таскали, а оставляли в хранилище. Антон каждое утро ходил за ними один. А вот ботинки мы переодевали в номере, как и все остальные постояльцы, что оказалось очень удобным.

Не распаковывая вещи, мы сразу пошли в магазин за продуктами, чтобы поужинать после долгой и трудной дороги. Продуктов накупили на 51 Евро, в т.ч. и 2 бутылки вина, одну из которых сразу и выпили за ужином. Ужин удался: макароны с курицей, помидорчики и красное вино, которое оказалось таким пьяным, что нас потом штормило до самого утра. Я даже не представляю, как я в таком состоянии смогла убраться в номере, перемыть посуду и распаковать вещи?..

Спать легли в 23.30 по местному времени. Спали до 10.00 без задних ног.

15 января, воскресенье

День второй

Рекогносцировка местности

В 11.30 после завтрака мы отправились в офис по туризму. Приобрели ски-пассы сразу на 13 дней со скидкой туроператора за 718 Евро на двоих (с учетом многоразовой пластиковой карточки по 3 Евро на чел.). Таким образом, стоимость 1 дня катания получилась у нас 27 Евро на человека. Если покупать ски-пассы каждый день, то это обошлось бы нам по 36 Евро на полдня и по 44 Евро на целый день во всем регионе катания, соответственно, если кататься только в зоне Авориаза, то по 30,5 и 38 Евро. С одной стороны, выгодно, конечно, но с другой, учитывая возможность плохой погоды, - не всегда. Мы посчитали, что с учетом скидок из-за плохой погоды мы сможем безболезненно пропустить 2-3 дня. Во всех наших предыдущих поездках плохая погода больше 2 дней кряду не задерживалась. На это и был расчет. Мы же не знали тогда, что снегопад затянется в этот раз на целую неделю!

В 13.30 вышли кататься на лыжах. Первый день, по обыкновению, мы пробуем силы в своей долине. Сегодня мы освоили голубые трассы и др. Спустились до гондол, ведущих к соседнему самому крупному курорту Морзин. Покатались на первый раз 2,5 часа и в 16.00 были уже дома.

После обеда и отдыха опять пошли по магазинам, на этот раз накупили продуктов на 43 Евро.

Погода сегодня великолепная, ярко светит солнце, морозец умеренный.

16 января, понедельник

День третий

Исследование долины Авориаз

Сегодня вышли на лыжах в 12.30. На первой же горе встретили странную девушку, которая умоляла о помощи. Она второй день стоит на лыжах, а друзья уже завели ее на гору и бросили. Она рассердилась и поссорилась со своим молодым человеком, а теперь не может съехать вниз – боится. Мы взялись ей помочь и кое-как спустили ее к трассам нашего поселка, давая ценные указания и обучая технике новичков. За этим занятием мы потеряли почти полчаса.

Затем спустились к главным кассам SERMA(компания, которой принадлежат подъемники), чтобы записаться на экскурсию на станцию оказания первой помощи на склонах, а также на завод по производству искусственного снега 18 и 19 января.

Далее съехали по длинной голубой трассе Crotв долину Prodains. Оттуда поднялись в свою долину на 68-местом вагоне. Освоили районы катания с вершинами Fornet 2250 м и DentsBlanches 2756 м, а также трассы Chavanettе и Fornet. Вернувшись в центральную точку своего курорта, спустились по Mosetteи поднялись на длинной-предлинной креселке до самой границы со Швейцарией. Мобильный телефон радостно написал мне: «Билайн приветствует вас в Швейцарии!» Отсюда мы сделали вывод, что находимся уже на ее территории. Кстати, местный ресторанчик на той горе указывает цены в швейцарских франках!

Завтра мы решили совершить путешествие в Швейцарские Альпы. А сегодня спустились по одной из самых длинных и приятных трасс нашей долины Abricotine – 6 км, а если продолжить путь до ближайшего мелкого поселочка Ardentпо трассе Parchettes, то общий спуск составит 8 км.

Второй день катания нам также решительно нравился. Мы отметили, что большинство трасс очень комфортные, широкие, ровные, хорошо отратраченные, почти без бугров. Их качество можно сравнить только с трассами курорта Куршавель. Кататься по таким склонам – чистое, ничем не омрачаемое удовольствие. Сегодня мы окончательно поняли, что очень довольны своим выбором курорта и ни о чем не жалеем.

Погода стоит отличная, солнечная. Температура с утра -12 С, днем -7-8 С. Антон впервые сегодня взял с собой GPSи засек, что проехали мы 25 км, катались ровно 3 часа. Померить максимальную скорость так и не удалось. К себе вернулись в 15.30.

Возле нашей гостиницы после обеда собирается много лошадок с повозками – здесь это местное такси. Их можно пофотографировать и даже погладить по мягкому теплому мохнатому носу, что я и делала почти каждый день. Вечерами на работу выходят также и пони, они катают только детей! У всех лошадок сзади прикреплена кожаная сумочка для сбора навоза, по форме напоминающая барсетку. Это помогает держать поселок в относительной чистоте, хотя лошадиный запах стоит повсюду и практически не выветривается.

На ужин выпили целую бутылку местного белого полусладкого вина, и меня опять долго штормило. Я твердо решила больше так много не пить!

17 января, вторник

День четвертый

Швейцария, Morgins

Сегодня мы решились совершить длинное путешествие в Швейцарию и покататься на склонах кантона Унтервалис. Путь предстоял далекий, поэтому проснулись мы в 8.00, встали в 9.00, а из дома вышли в 11.00.

Первым пунктом назначения был курортный городок Morgins. От станции Mosetteтуда ведет длинная 11-километровая трасса. Первая ее треть – отличный красный спуск – широкий, ровный, в меру крутой и немноголюдный. Оставшаяся часть пути – живописный траверс, идущий через лес, с постоянным, но небольшим уклоном. Этот очень красивый, но нудный спуск приводит прямо к швейцарскому поселку Morgins. Оттуда мы двинулись в район городков Champoussinи Crosets. Трассы в Швейцарии хорошего качества, просторные и ровные, однако все впечатление от катания портят длинные, медленные и некомфортные бугели. Как ни странно, но на этой стороне очень мало кресельных подъемников. А даже те, которые есть, старые, жесткие и неудобные. Видимо, швейцарцы, в отличие от французских коллег, экономят на оборудовании и механизмах.

Перед последним спуском домой посидели в кафе самообслуживания PointedeMosetteи выпили кофе на 9 Евро. Сегодня мы проехали в общей сложности 40 км. Катались 4 часа 20 минут. Засекли максимальную скорость: она составила 84 км/ч. В 15.30 были в номере.

После обеда записались в офисе по туризму на бесплатную экскурсию на станцию водоподготовки Авориаза. Посмотрели прогноз погоды, который нас не порадовал совсем: завтра еще солнечно, в четверг уже пасмурно, а с пятницы начинается снегопад.

В булочной накупили хлеба и кондитерских изделий местного производства на 14 Евро, потом пошли за овощами и фруктами в супермаркет и оставили там еще 25 Евро.

Вечером наблюдали из окна гостиницы не самую приятную картину: скорая помощь на базе ратрака привезла и спустила на носилках к соседней гостинице человека с травмой…

18 января, среда

День пятый

Экскурсия на станцию спасателей

Сегодня в 10.30 мы уже были у центральной кассы на Plateau, откуда начиналась лыжная экскурсия на станцию оказания первой помощи на склонах, бесплатно организованная специалистами компании SERMA (именно ей принадлежит вся система подъемников на курорте Авориаз, а также завод по производству искусственного снега).

Подобные экскурсии устраиваются раз в неделю для всех желающих, правда, проходят они только на французском языке. Один из сотрудников службы спасателей на лыжах проводит группу по заданному маршруту, показывает оборудование и рассказывает о своих обязанностях, распорядке дня. Завершается экскурсия в одном из домиков спасателей, который находится в верхней точке.

В этот раз нас было всего три человека, не считая самого спасателя, который рассказал для начала, что он, местный уроженец, катается на лыжах и сноуборде с детства, прошел множество различных курсов и получил соответствующие дипломы, чтобы стать настоящим спасателем. Летом он работает инструктором по рафтингу, имея таким образом как минимум 2 специальности.

Всего в Авориазе в компании SERMAработает около 50 спасателей и еще 250 сотрудников других специальностей: кассиры, водители ратраков, служащие подъемников, взрывотехники для спуска лавин, метеорологи.

Всю ночь на склонах трудятся ратраки, разравнивая трассы с 1.00 до 3.00 в хорошую погоду и с 3.00 до 7.00 в снегопад. Начало рабочего дня для спасателей – 8.00. С этого времени они объезжают все трассы, проверяют вешки, качество трасс, указатели. При необходимости они помогают взрывотехникам спускать лавины, подвозя динамит на лыжах в рюкзаках к месту возможного схода лавин. Места постоянного схода лавин оборудованы газовыми стационарными пушками, к которым по трубам из резервуаров подводится метан.

Наш путь начался по трассе Crot, оттуда мы поднялись на подъемнике GrandesCombesк домику спасателей на вершине HautsForts. Таких деревянных избушек с символом красного креста в Авориазе 5 штук. В каждой из них дежурят 8-12 человек. Внутри домик разделен на 3 помещения, одно из которых отведено под столовую-кухню. Туалета нет. Одна из комнат - склад для хранения спасательного оборудования: носилки на полозьях для эвакуации лыжников, получивших травму, медицинское оборудование для первой помощи (фиксаторы, дефибрилляторы медикаменты, инструменты), а также оборудование для поиска людей под снегом и пр.

Прямо при нас, во время проведения экскурсии, поступил по рации вызов из ресторана, и один из спасателей помчался на помощь. Вся оказываемая таким образом помощь на склонах платная, которая компенсируется специальными местными горнолыжными медицинскими страховками. Обычная страховка, купленная в Москве, эвакуацию со склонов до места лечения не предусматривает!

Служба спасателей располагает также двумя специально оборудованными медицинскими вертолетами, которые почти не простаивают и, по словам нашего гида, используются обязательно как минимум раз в день. Вертолеты отвозят раненых в ближайшие больницы. На службе у спасателей состоят также 3 кинолога с собаками, обученными поиску людей в снежных завалах. Два года назад один такой пес спас из-под снега человека, который пролежал под сошедшей лавиной 55 минут (хотя в большинстве случаев 15 минут бывает достаточно для того, чтобы умереть).

После демонстрации инструментария и интересных рассказов из жизни спасателей нам показали метеооборудование – измерители уровня снега. В этом году за последний месяц снега выпало уже больше, чем за весь прошлый год. Отметка на том измерителе снега, к которому подошли мы, показывала 3,2 м. Служба метеорологов пристально следит за изменениями погоды и уровнем осадков и каждый день методично сообщает в центральную метеослужбу Франции свои данные.

Экскурсия длилась около полутора часов. Она была крайне познавательной и очень интересной, показывала будни работников станции изнутри. Ни на одном курорте для нас еще ни разу не организовывали такие посещения.

Завтра по плану экскурсия на завод по производству искусственного снега.

GranParadis – Большой рай в Швейцарии

После занимательной экскурсии мы отправились опять на швейцарскую сторону, чтобы прокатиться по склону с многообещающим названием Большой Рай (GranParadis). Найти этот самый Большой Рай оказалось не так уж и просто! По карте путь к нему лежал через долину Crosets, до которой мы быстро и успешно добрались, но найти там отворот на Большой Рай оказалось невозможным. Мы три раза возвращались в одно и то же место в поисках рая, но дороги к нему, обозначенной на карте, не было. Один раз нам даже удалось спуститься на подъемнике вниз к поселку Шампери - к конечной точке этой таинственной трассы. Однако ее начало терялось где-то в лесах, и выйти на него не представлялось возможным, следуя по маршруту карты. Пришлось уточнить у служащих одного из подъемников, которые показали нам совсем другой, альтернативный путь – сверху, с самого начала этой трассы.

Наконец-то мы нашли его! Спуск, хоть и обозначен красным на карте, совсем на такую степень сложности не тянет. Это длинная, живописная трасса, ведущая сначала через светлую холмистую поляну с бегущей по ней речушкой в самом тупике долины в окружении сияющих вершин, а потом - через еловый лес. Спокойно катаясь в такой красоте, действительно понимаешь, что рай на земле тоже есть, главное - его вовремя найти…

Сегодня провели на лыжах 5 часов, катались до 15.10.

19 января, четверг

День шестой

Экскурсия на завод по производству искусственного снега

C 10.00 до 11.30 для нас была организована экскурсия на завод по производству искусственного снега. Собственно, заводом это сооружение назвать трудно, на самом деле оно больше походит на большую насосную станцию ангарного типа 2005 года постройки. Расположен этот завод в районе Lindarets. На экскурсии нас сегодня было 4 человека + 2 стажера. Завод обслуживают всего 4 техника.

Для начала нам рассказали про два типа снежных пушек. Один тип – собственно пушки передвижные с широким жерлом, а другой – стационарные разбрызгиватели. Под всеми трассами курорта проложена сеть трубопроводов, по которым подается вода и воздух с насосной станции. На станции служащие управляют всеми этими процессами с центрального компьютера, задавая программы по времени и параметрам температуры, давления, скорости ветра и влажности. Первые снежные пушки появились в 1985 году, тогда они были еще малоэффективными и неудобными. Каждая новая пушка современного поколения по энергоэффективности и КПД способна заменить 10 старых пушек.

Для производства искусственного снега используются только 2 компонента – натуральная вода и чистый воздух без каких-либо примесей. Вода для этого процесса берется из естественных источников (горные реки, водопровод), а также из высокогорных резервуаров с водой, гидроэлектростанций.

Искусственный снег крайне необходим для качественного покрытия горнолыжных трасс, т.к. естественный снежный покров быстро тает, оседает, долго не задерживается на камнях. Искусственный снег позволяет сделать покрытие трасс более жестким и удобным для катания.

Для экономии и лучшей сохранности снежного покрова необходимо подготавливать трассы, выравнивать их, заделывать выбоины и углубления. Лучше и дольше всего снег лежит на травяном покрытии, поэтому в высокогорных районах на основание трасс наносят землю и высаживают траву.

Интересные цифры по Франции

Из 17 000 000 м3 воды во Франции получают снег для покрытия:

· 4850 га горнолыжных трасс толщиной 70 см

· 26 000 га трасс толщиной 6,5 см

· 160 000 га трасс толщиной 1,1 см

Воду из естественных источников для производства искусственного снега собирают в специальные резервуары объемом от 5 000 до 100 000 м3 (в особых случаях до 400 000 м3). Расходы электроэнергии для этих целей составляют около 90 000 000 Квт/ч (что равно 0,018% от общего энергопотребления Франции и 0,14% от производства электроэнергии гидроэлектростанциями, большинство из которых расположены в горной местности).

· Из 1 м3 воды производится 2 м3 снега

· На 1 объем искусственного снега приходится 30 объемов атмосферного снега

· Для производства 1 м3 снега расходуется 2,8 КВт\ч электричества

· Общий объем воды для ежегодного производства снега во Франции (17 000 000 м3) почти в 2 раза меньше, чем для наполнения частных бассейнов (25 000 000 м3)

Производство искусственного снега – необходимое условие обеспечения качественного покрытия горнолыжных трасс. Во Франции снежными пушками оборудовано 20% общей территории всех маркированных трасс. Для сравнения:

· 38% в Италии

· 50% в Австрии

· 90% в Южном Тироле (Австрия)

Горные лыжи – один из основных двигателей экономики горных регионов страны. В 2007-2008 годах непосредственно в этой области были заняты 18 000 человек, а учитывая еще и смежные специальности – 100 000 человек. Различают 4 основных вида деятельности для зарплатных рабочих в горнолыжном секторе: отели и рестораны, обслуживание подъемников и склонов, спортивные специальности (инструкторы, гиды), коммерция и обслуживание.

В зимнем сезоне 2007-2008 годах услугами горнолыжных подъемников во всей Франции воспользовались 7,8 млн. лыжников (что составляет 55 млн человекодней). Ежегодно оборот туристической сферы бизнеса во Франции исчисляется суммой в 6 млрд Евро. Гостиницы готовы предоставить туристам 2 097 558 мест.

Экологической безопасности во Франции уделяется большое внимание. Существует специальная водная и экологическая полиция, которая следит за сохранностью всех растений, редких животных, птиц, насекомых.

Интересные цифры по Авориазу

Резервуар с водой для производства искусственного снега в Авориазе имеет объем 80 000 м3, что позволяет произвести 160 000 – 170 000 м3 снега. Глубина резервуара 14 м. В этом году его уже 3 раза наполняли.

Каждый сезон производство снега потребляет здесь электричества на 300 000 Евро (1 КВт стоит 0,11 Евро).

Chatel

После такой занимательной и познавательной экскурсии мы поехали кататься в район Chatel 1200 м и PrelaJoux. Это была последняя точка в нашем регионе катания на французской территории, куда мы могли доехать, не снимая лыж. Погода, согласно прогнозу, начала портиться. Температура сегодня – 2С, но чувствуется сырость, прохлада. Небо покрыто облаками, солнце нигде не выглядывало. К середине дня сгущался туман в отдельных районах, начинался мелкий снежок, видимость ухудшилась. Благодаря качественной подготовке трасс даже в таких условиях можно было спокойно кататься. Катались сегодня 5 часов до 14.30.

Первый раз на этом курорте мы нашли столовую, где можно есть свою еду. Это специально оборудованное помещение с туалетами, называемое horssac(что в переводе означает «из сумки»). Еды своей у нас не было, но комфортными туалетами мы там воспользовались, а также посидели немного в тепле и отдохнули. Эти пункты обозначены по всему региону на карте специальными зелеными значками, как места для своего рода зимнего пикника. На территории PortduSoleilя их насчитала около 10. Любопытно, что на других курортах такой услуги мы никогда не видели.

Сегодня, пробежавшись по магазинам, опять потратили на продукты 17 Евро и 9 Евро оставили в булочной. Ровно в 20.00 пошел сильный снег. Мы тогда еще и не думали, что такая плохая погода затянется на целую неделю, а потому не унывали. На завтра у нас была запланирована экскурсия на станцию водоподготовки, также по плану мы без лыж хотели съездить в поселок Морзин…

20 января, пятница

День седьмой

Первый день снегопада. Экскурсия на станцию водоподготовки

Сегодня в 10.00 мы и еще 7 человек французских туристов отправились на очередную экскурсию, организованную компанией Pierre&Vacances, на станцию водоподготовки (очистки воды) города Авориаз, которая была построена в 1993 году и расширена до современного состояния в 2005 году (запущена вторая очередь). Ее обслуживают всего 2 техника, один из которых и проводил для нас экскурсию. Станция расположена в одной из самых высоких точек поселка и состоит из 3 отсеков: насосное оборудование, резервуар с водой, модульные фильтры. Вода поступает сюда из естественных источников – горных рек, озер, ручьев, а также из небольших искусственных водохранилищ.

На этой мини-станции компанией «Лионводоканал» тестируется новое оборудование (фильтры, модули, насосы), которое в дальнейшем будет применяться повсеместно.

Основная гордость станции – модульные фильтры, содержащие специальные волокна из целлюлозы. Они крайне прочны и долговечны, расчетный срок их службы – 10 лет. В течение этого срока их только промывают. Однако за 20 лет работы на этой станции волокна фильтров ничуть не износились, поэтому их решено было не менять пока.

Вода, которая поступает в гостиницы и рестораны, проходит множество ступеней очистки (от песочных фильтров до обратного осмоса и хлорирования) и на выходе получается абсолютно чистой и питьевой.

По французским нормативам человек потребляет в сутки 120 л водопроводной воды, таким образом, на весь поселок расходуется примерно 1300-1800 м3 в сутки. Канализационные стоки отправляются в нижний крупный поселок Морзин. После того как мы узнали этот занимательный факт, мы стали говорить вместо «пойду в туалет» - «отправлю посылку в Морзин». Вот такая теперь у нас своя фразеология узкого семейного круга!

Экскурсия продлилась до 11.30. Погода сегодня ужасная: туман, сильный снегопад, нулевая видимость. В надежде на завтрашнее улучшение ситуации мы отправились в офис по туризму, чтобы справиться о прогнозе, но он оказался неутешительным. С горя пошли по магазинам тратить деньги, продуктов накупили почти на 60 Евро. После обеда занялись домашними делами, наблюдая, как за окном усиливается снегопад, превращая пространство в белую стену. За 2 дня должно выпасть более 30 см снега…

21 января, суббота

День восьмой

Второй день снегопада. Поездка в Морзин

Скучали сегодня в номере до 13.30, глядя на неизменную картину за окном под названием «Белый квадрат». Все ждали улучшения погоды. Не дождались. Решили прогуляться пешком в Морзин на 68-местном подъемнике-вагоне, а далее на бесплатном автобусе около 15 минут. По дороге, выбрасывая мусор, я случайно уронила в уличный бак свою перчатку – верная примета, что обязательно вернемся на этот курорт, причем совсем скоро!

Морзин, лежащий в просторной долине на высоте 1000 м над уровнем моря, - городок не маленький. Длинная центральная улица со множеством магазинов и ресторанов поднимается от площади Eglise, от церкви Ste Marie-Madeleine и тянется по долине несколько километров. Расстояния от одного шале до другого становятся все больше, все чаще попадаются конюшни, курятники и амбары, курорт постепенно переходит в большую савойскую деревню, бережно сохранившую весь свой колорит.

В Морзине 2 основных подъемника: Super Morzine и Pleney, которые доставляют лыжников на противоположные склоны долины. Первый ведет к Авориазу.

Зайдя в офис по туризму, мы взяли схему поселка и узнали, что здесь есть интересные архитектурные памятники 18 века: мост, церковь, типография, почта – т.н. исторический центр города. Его мы решили осмотреть после экскурсии на сыроварню, свободное посещение которой начинается с 15.00 каждый день.

Сыроварня принадлежит местным фермерам и расположена в здании их магазина. Это совсем небольшое производство сыра из коровьего молока, а также склад хранения готовой продукции. Самостоятельно можно все это посетить, спустившись в подвал магазина и заодно посмотреть фильм о полном цикле производства местного сыра: от выпаса коров до продажи товара.

Еще в Морзине раз в неделю организовывают бесплатные посещения хлева и завода по производству шифера.

Если в Авориазе сыпал снег, то в Морзине в это время шел проливной дождь – не самое приятное время для прогулок, хотя нам удалось застать некоторые мгновения просветлений на небе. По сувенирным лавочкам, где мы оставили 32 Евро, пришлось бродить под противнем ливнем.

В 16.45 сели на автобус до Prodansи в 17.00 уже зашли на подъемник в кабину-вагон. В 17.30 были дома. Прогноз обещал на завтра некоторые улучшения во второй половине дня. Снегопад так и не прекращался. Наутро он намел на нашем окне огромный сугроб, который наполовину лишил нас дневного света, пришлось расчищать пространство за окном сковородкой (лопаты или совка ведь у нас не было!).

22 января, воскресенье

День девятый

Третий день снегопада, туман

Картина за окном не меняется третьи сутки. Решили пробежаться по магазинам, купили сувениров на 7,50 Евро, продуктов на 12 Евро и в булочной-кондитерской оставили 12 Евро.

К 12.30 снегопад прекратился, но спустился густой туман. Мы все ждали обещанных улучшений и решили пойти покататься пару часиков в своей долине в 15.00.

Поднялись на вершину LacdesIntretsи с удивлением обнаружили там солнце и чистое небо! На стороне Швейцарии погода была в горах тоже не хуже, это подтвердили потом те, кто рискнул туда поехать сегодня кататься. До 17.00 мы успели 4 раза спуститься по трассам этой вершины, а также 3 раза по трассам в родном поселке.

Снег сегодня мокрый, тяжелый. Явных бугров не видно, но кататься тяжело, любая неровность преодолевается с трудом. Ноги устают очень быстро. Температура наверху около 0С.

Вечером опять пошел снег…

23 января, понедельник

День десятый

Ура! Хорошая погода!

Наконец-то кончился снег! В 13.00 вышли из дома. Я умудрилась одна застрять в лифте, благо мое заточение длилось недолго, а потом лифт сам поехал почему-то на 8 этаж. Оттуда в лыжных ботинках мне пришлось спускаться пешком. Возвращаться в лифт уже не хотелось. Однако несколько минут страха я все-таки испытала, когда звонила тревожной кнопкой, но никто не отвечал - на ресепшене в будние дни никто не дежурит.

Сегодня думали съездить в Швейцарию с другой стороны – со склона Choucas, но попасть сюда можно было только по черной и неотратраченной трассе, по которой не каждый опытный лыжник решился бы поехать после трехдневного снегопада: бугры там с меня ростом! Многие, глянув вниз, поворачивали назад. Вообще черные трассы редко ровняют, обычно они бывают такие крутые, что ратракам с ними справиться сложно, есть риск перевернуться.

Но совсем миновать бугры нам сегодня не удалось, пришлось спускаться по красной трассе CuboreMondroidпримерно в таких же условиях.

Теперь решено было ехать в районы Chatel и Lindarets. Напоследок проехались в сторону Морзина по трассам Рroclouи Zore– это очень хорошие длинные голубые и живописные спуски. Нужно признать, что даже после трехдневного снегопада качество трасс в Порт дю Солей отличное! Катались 3 часа до 16.00. Проехали 30 км.

24 января, вторник

День одиннадцатый

Четвертый день снегопада

С вечера до утра снег не прекращался, днем начал наползать туман. Делать нечего, остается только ходить по магазинам и тратить деньги. Накупили продуктов на 35 Евро, а также сувениры на 42 Евро.

В 14.00 дождались небольшого перерыва в снегопаде и тумане и пошли покататься в своей долине. Однако удовольствия нам такое катание не доставило: видимость нулевая. Температура -5 С. Снег легкий, но рельефа трасс не видно. Местами мы въезжали в зоны сильного тумана. Так промучились 1 час 45 мин, проехали около 20 км. Домой вернулись в 15.45.

В 18.00 нам обещали шоу-спуск с факелами инструкторов местной лыжной школы. Мы с Антоном отправились к месту встречи, но мероприятие из-за плохой погоды было отменено. И здесь облом!

Первый раз вечером спокойно, без спешки гуляли по поселку. Картина просто сказочная: в свете фонарей идет пушистый белый снег, загадочно сверкают наряженные фонариками елки, мимо проезжают запряженные грациозными лошадками санки, звеня бубенчиками… Такая идиллия бывает разве что только в раю!

Каждый вечер в номере мы «открывали кинозал» и смотрели по 2 фильма на DVD. Это времяпровождение стало у нас традиционным уже третий год.

25 января, среда

День двенадцатый

Пятый день снегопада

Погода за окном каждое утро стала нам напоминать «День Сурка». Ничего не меняется. Чувствуешь себя в заточении – в белом плену. Но делать нечего! Ски-пассы ведь у нас были куплены на все дни подряд, так что приходится брать лыжи – и вперед! Не пропадать же деньгам!

Сегодня вышли в 13.50, температура – 0С, снег мокрый, плавно переходящий в дождь. При таких условиях смогли только один раз скатиться с нашей любимой длинной трассы abricotine – 6 км, и то с большим трудом. Проехали 14 км, максимальная скорость – 52 км/ч. Скорость движения подъемников – 10-15 км/ч.

Домой вернулись в 15.10, а в 16.00 вышло солнце, правда, ненадолго – всего на 1 час. Опять прошвырнулись по продуктовым магазинам и потратили 29 Евро.

На завтра уже обещают хорошую погоду, солнце. Это будет наш последний шанс съездить покататься в далекую от нас зону курортов Морзин и Ле Же.

26 января, четверг

День тринадцатый

Путешествие в Морзин и Ле Же

Прогноз не обманул! Погода сегодня отличная, солнечная. С утра температура -5С. Вышли на лыжах в 11.00. Сегодня путь наш лежал в самые дальние от нас точки – Морзин и Ле Же.

По прямой от нас до Морзина 5 км, до Ле Же – 9 км. Чтобы попасть туда на лыжах нужно доехать по трассе zoreдо гондольного подъемника SuperMorzine, оттуда мини-поезд через весь город доставляет к подъемнику Pleney. Этот путь занимает 1 час.

Для начала мы покорили вершину Ranfoilly – 1826 м, оттуда спустились к Chamoissiereи поднялись на одноименную вершину на высоту 2002 м. По трассам arbisи chucasчерез Charniazдобрались до поселка LesGetsпо трассе Gentianne. В этой зоне катания есть местная достопримечательность – самый старый бугельный подъемник BoulledeGomme, построенный фирмой Pomagalskiв 1936 году – настоящий музейный экспонат, который уже 76 лет исправно работает без капитального ремонта. Узнать его можно по характерным желто-красным опорам.

Найти обратный путь почему-то оказалось труднее. Подъемник DesTroncsвстретил нас огромной очередью, а стоять мы не захотели, так что поехали на соседнем подъемнике LesTetes. Здесь никого не было. И это было неспроста! Я не сразу обратила внимание на объявление, что трасса LesFreux, по которой мы могли бы вернуться к себе, закрыта из-за схода лавины. Но делать нам ничего не оставалось, мы пролезли за загородку и поехали по неподготовленной трассе в поисках дороги домой. Этот маневр не помог. Где-то мы заблудились, в результате опять очутились у подъемника LesTetes. Проделали точно такой же путь по второму разу и наконец попали на трассу Chamois. Отыскали там лыжный мост, который вел через горную речку к трассе RetourdeNantes. Это финишная прямая к подъемнику Pleney.

В 15.30 были уже на остановке мини-поезда. В поезд сели только со второго раза, народу на остановке много. В 16.15 были у последнего подъемника в своей долине Seraussaix. И здесь тоже большая очередь. Все пытаются вернуться домой в Морзин – гондольный подъемник закрывается в 16.30.

Домой приехали в 16.45. Катались 5 часов 20 минут, проехали 52 км, максимальная скорость 77 км\ч. Очень устали, но были довольны таким грандиозным, длинным и во всех отношениях приятным путешествием!

К сожалению, это был наш последний нормальный день катания. Завтра опять начнется снегопад.

27 января, пятница

День четырнадцатый

Шестой день снегопада. Сборы

Кататься сегодня не ходили. За окном все то же самое, что и было позавчера: туман, снег. Пару раз прогулялись в офис по туризму за информацией по отъезду. Прогноз погоды сохранится такой же как минимум до вторника.

Весь день потратили на сборы. Завтра у нас ранний выезд из гостиницы в 3.20.

Финансовые итоги поездки:

· Питание 303 Евро за 14 дней на 2 чел. = 10,5 Евро на 1 человека в сутки

· Сувениры = 83 Евро

· Ски-пассы = 718 Евро

· Другое около 80 Евро

ИТОГО: 1183 Евро за все пребывание на курорте

28 января, суббота

День пятнадцатый

Возвращение домой

Всю ночь собирались, поспать удалось только пару часов. В 3.20 вышли из отеля. Всю нашу группу с вещами погрузили в ратрак и доставили на автобусную остановку. Автобус отправился в Шамбери в 4.00.

Самолет вылетел в 8.30 без опозданий. Всю дорогу я проспала, так что почти ничего не помню. Дома были около 20.00 вечера и сразу завалились спать.

Поездка и сам курорт нам очень понравились, жаль только, что с погодой не повезло. Но мы обязательно сюда еще вернемся!

2006 - 2012 г. © Все права защищены
«Мастерская слова»

Разработка: ViPro
Дизайн: Студия web-дизайна Miracle.