Тел.: +7(495) 960-80-48
Моб.: +7(903) 576-75-96

Италия, Римини 23 – 30 сентября 2015 г. Римини – Флоренция – Сан-Марино – Равенна – Сан Лео

23 сентября, среда

Отъезд

Эта поездка у нас с папой получилась почти спонтанной. Папу пригласил в гости его друг и коллега, постоянно живущий теперь в Германии, он же любезно предоставил нам возможность разместиться на недельку в апартаментах Римини, которые снял в сентябре. И мы этой возможностью воспользовались. Спасибо ему за это J

Визу брали самостоятельно в визовом центре Италии. Как раз с 21 сентября в силу вступил новый закон о снятии отпечатков пальцев со всех туристов, въезжающих в Евросоюз, поэтому мы ожидали неразберихи, толкучки и хаоса. Однако все прошло на удивление четко и оперативно. В самом визовом центре пробыли не больше получаса. Во вторник подали документы (за неделю до отъезда) – в пятницу с утра визы были готовы, да еще и на целый год! Вот это настоящий подарок судьбы!

Программу поездки я составляла примерно за 2 недели до отъезда. Очень хотелось пробежаться по Флоренции по пути героев книги Дэна Брауна «Инферно», попасть в оперу Ла Скала в Милане, посмотреть Италию в миниатюре, побродить по средневековым улочкам Сан-Марино и, конечно, хоть пару раз окунуться в море, однако, как обычно, жизнь вносит свои коррективы, и хорошо, что не всегда в худшую сторону…

23 сентября, в среду наш вылет был запланирован на 15.15. Такси заказали на 12.00, до аэропорта Шереметьево от моего дома доехали за 20 минут. Новый терминал «С» приятно удивил нас своим простором, порядком, отсутствием толп и очередей. Все формальности были пройдены быстро, и в 15.00 мы уже сидели в самолете. Рейс прошел без задержек. Полет длится 3 часа 15 минут. Разница во времени с Римини -1 час. В 17.30 мы приземлились в Италии.

Вот тут уже начались очереди на паспортный контроль, от которых мы еще не успели отвыкнуть. В гостиницу Splendor мы прибыли к 20.00. Встреча прошла в торжественной обстановке. Комнату нам выделили вполне приличную с балконом и огромной террасой – метров 30! Жаль только, что из-за плохой погоды мы этой террасой так и не смогли воспользоваться по назначению, а именно – устраивать застолья с видом на море. Папа на этой террасе только курил вечерами, больше она нам никак не пригодилась. Из недостатков номера можно отметить только отваливающиеся ручки на всех дверях (кроме входной и балконной), ящиках, тумбочках, а также плохо закрывающиеся (или совсем не закрывающиеся) дверцы шкафа, шторки душевой кабины и т.д. Но такие мелочи жить нам совершенно не мешали.

Ужинали мы в тот вечер в ресторане Mr. Grillo неподалеку: овощной суп, спагетти карбонара, вино San Giovanese, чай – и напоследок бутылочка лимончелло в подарок от заведения! Посидели очень мило.

Уже в день приезда мы узнали, что попасть в Милан нам не удастся: как раз в этот период там проходит выставка EXPO-2015, поэтому все дешевые билеты на поезда, самолеты, автобусы и пароходы давно раскуплены. Я, конечно, сразу этому не поверила, потому как в на сайте Trenitalia информации об отсутствии дешевых билетов не было. Там по-прежнему предлагали купить билеты по 35-45 Евро в один конец. Но то, что это неправда, нам предстояло узнать уже только завтра.

Спать легли около 2.00 ночи.

24 сентября, четверг

Прогулка по Римини. Ливень

Курортный город Римини, славящийся своими широченными пляжами, растянулся вдоль побережья на 15 км. А вместе с соседними городками, составляющими итальянскую Ривьеру, пляжи насчитывают здесь 40 км! Пляжи здесь и правда удивительно красивые и просторные, но увидеть их нам удалось за всю поездку лишь один раз – и то мельком!

Сам город имеет на удивление древнюю историю. В 268 г. до н.э. римляне основали в устье реки Ариминус (современная Мареккья) свою колонию, которая получила на тот момент название Ariminum, вероятно, по названию реки (отсюда и название города Римини). Она стала важным транспортным узлом, связывавшим Юг и Север Италии, здесь сходились 3 дороги. Римини всегда пользовался вниманием у римских императоров, которые не жалели средств на строительство в городе памятников архитектуры: мост Тиберия, арка Августа, амфитеатр. В средние века в город приезжали известные художники и деятели искусств (в т.ч. и Леонардо да Винчи), которые создавали произведения во благо города. Долгое время здесь работал Джотто. К сожалению, из всех его работ сохранилось только «Распятие» в соборе Малатеста (Tempio Malatestiano).

Во времена диктатуры фашизма элитный туризм сменился массовым. В городе было построено большое количество гостиниц и пансионатов. В 1938 году был открыт международный аэропорт Римини-Мирамаре. Во вторую Мировую Войну город оказался на линии фронта, 82 % зданий были разрушены, но подлежали восстановлению. А после войны Римини стал тюрьмой для нацистских военных преступников. И там, где сейчас находятся фешенебельные отели, в те времена располагались лагеря для военнопленных.

Население города составляет 140 000 человек, а в летний сезон туристов бывает до 1 500 000! Количество отелей перевалило за 500 шт.

Римини является городом-побратимом с Сочи. И когда-то давно был очень элитным и респектабельным курортом. Но эти времена прошли. Сейчас он считается бюджетным и доступным массовому туристу. Создается впечатление, что здесь живут и отдыхают одни русские. В гостиницах, ресторанах, транспорте – везде слышна русская или украинская речь. Меню, вывески, объявления дублируются на русском языке практически везде. А в подземном переходе под железной дорогой огромными буквами на стене красной краской написано “МОРЕ ---»”.

Погода с утра была пасмурной, ветреной и прохладной - +17 С. Прогноз на этот день не предвещал ничего хорошего. Пришлось утеплиться по максимуму, хотя теплых вещей у нас с собой было мало – только пляжные! Очень надеялись, что завтра уже будет теплее и солнечнее, во всяком случае, прогноз погоды утверждал именно так.

Мы дошли пешком от нашего отеля до вокзала Римини за 40 минут – около 3 км, заодно и посмотрели новый город, узнали, где и что находится. Первостепенной задачей на сегодня было – купить ж/д билеты во Флоренцию и Милан, узнать, как и откуда отходят автобусы в Сан-Марино и пр.

Билеты во Флоренцию на пятницу мы купили по 62 Евро за штуку в оба конца без особых проблем. А вот в Милан, как нам сказал кассир, дешевле 80 Евро в один конец билетов не найти. И все из-за выставки «Экспо», которая как раз в это время проходит именно в Милане. За такую цену ехать в Милан мы, конечно, отказались…

Выяснив все подробности о предстоящих путешествиях, мы отправились покорять старый город. Шли по карте вроде бы правильно, но все равно заблудились. По дороге наткнулись на амфитеатр. Он был построен во II в. до н.э. В источниках отмечается, что амфитеатр по размерам сопоставим с Колизеем (вмещал в себя до 11 000 чел.) и использовался для гладиаторских боев. Пробегая мимо такого замечательного памятника древней архитектуры, мы почему-то даже не обратили на него внимания. Хотя видели, что его с интересом рассматривают любознательные туристы.

Не без помощи местного населения мы все-таки вышли к центру старого города и увидели наконец арку императора Августа — один из наиболее посещаемых туристами памятников города. Она является чуть ли не самой древней римской аркой в Италии! Датой ее постройки считается 27 год до н. э. (после окончания строительства дороги между Римом и побережьем Адриатики - Via Flaminia).

Пройдя через арку, мы вышли на центральную площадь, и тут за покупкой сувениров нас застал дождь. Сначала он показался безобидным, но потом усилился до такой степени, что нам ничего не оставалось делать, как спешно начинать искать дорогу домой. Если бы не ливень, то мы рассмотрели бы во всех подробностях и еще одну уникальную достопримечательность - Il Ponte di Tiberio (Мост Тиберия). Его не смогли разрушить ни готы, ни немцы. С этим мостом-долгожителем связано множество легенд. Мост раньше называли Ponte del Diavolo. А все потому, что на нем есть два отпечатка, похожих на следы … козла. Но в такой дождь нам было не до козла и тем более не до дьявола. Мы, перепрыгивая через лужи, торопились к автобусной остановке, чтобы уехать домой. Пешком по дождю пройти 3 км до отеля мы уже не смогли бы.

А дождь все усиливался… И автобус наш ушел… А ждать следующий пришлось почти 20 минут… За это время мы промокли до нитки, на нас не осталось ни одной сухой детали одежды. Дома пришлось сушить и обувь, и брюки феном.

Зато в автобусе нам устроили бесплатный спектакль. Контролер, прикинувшись сначала пассажиром, надела бейджик и громко заявила: «Предъявите билеты!» Тут же попался один «заяц», который ну никак не хотел давать ей свои документы, чтобы ему выписали штраф. Всю дорогу он препирался, юлил, оправдывался, но непреклонная контролерша не сдавалась. Уже возле нашей гостиницы – примерно через 15-20 минут – настырный пассажир не выдержал и отдал ей свои документы. Справедливость восторжествовала! А нас этот случай очень напугал. Мы теперь и подумать даже не могли, чтобы не прокомпостировать вовремя билетики! И всегда покупали их заранее в табачном киоске – стоят они на 1 поездку 1.30 Евро и действительны в течение 60 минут в пределах 1-ой зоны, в т.ч. и с пересадками.

Дома отогревались в душе, сушились феном, пили горячий чай. Еды никакой – кроме папиной колбасы, взятой из Москвы. Она нас очень выручила, но ненадолго. Голод все нарастал, а дождь не прекращался. Я ощущала себя как в голодном плену. Как только дождь чуть-чуть стих, мы решили все-таки совершить вылазку до ближайшего супермаркета. Перерыв в осадках позволил нам дойти до табачного киоска и купить билеты на автобус на завтра, и тут ливень припустил с такой силой, что никакой зонт уже не спас бы! Я предусмотрительно вышла в пляжных тапках, т.к. высушенные феном кроссовки не хотелось мочить заново. Не помню, как мы в три прыжка доскакали до супермаркета и там уже оторвались по полной: накупили себе впрок и ветчины, и молока, и консервов, и сладостей, и вина – всего на 38 Евро. Теперь нам надолго должно было этого всего хватить.

Интернет в отеле работал очень хорошо. Я каждый вечер проверяла почту и работала, а также искала кое-какую полезную информацию о предстоящих поездках. Так и проходили у нас все вечера. Спать ложились поздно, за всякими разговорами мы и не замечали, как бежит время. А вот наутро вставать приходилось рано. Завтраки в столовой отеля накрывали с 8.00 до 10.00. Правда, завтраками это было назвать трудно: с гарантией можно было получить только … салфетки. Все остальное периодически заканчивалось: то ветчина, то хлеб, то напитки, даже чашки, вилки и ложки – и то умудрялись быть в дефиците! Поняв, что это закономерность, а не случайность, мы стали приходить на завтрак со своей едой: творогом, йогуртом, ветчиной…

Сегодня мы первый и последний раз спать легли сравнительно рано – около полуночи. Завтра у нас была запланирована самая длинная и сложная поездка во Флоренцию, нужно было вставать в 5.45, чтобы успеть позавтракать и доехать до вокзала к 8.00.

25 сентября, пятница

Флоренция

На завтрак мы пошли сегодня в 6.15, и, как оказалось, не одни мы такие ранние пташки – любители дальних путешествий. Многие туристы, отдыхающие в Римини, пользуются доступностью размещения в отелях и благоприятным расположением курорта по отношению к другим крупным городам и достопримечательностям Италии, поэтому здесь практикуются самые разнообразные экскурсии. Группы возят на автобусах в Рим, Неаполь, Флоренцию, Венецию, Верону, Милан, Равенну, Болонью, Турин, а самостоятельные туристы предпочитают путешествия туда же, но на поезде или автомобиле. Таким образом, Римини предоставляет возможность дешево жить в отелях круглый год и знакомиться со всеми известными местами Италии, ведь до большинства крупных городов можно добраться на поезде за 1-3 часа.

Поняв, что расписания городские автобусы придерживаются плохо, мы решили не рисковать и придти на остановку к предыдущему рейсу. В результате, перестраховавшись, мы прибыли на вокзал не к 8.00-8.15, как планировали, а на час раньше, поэтому успели на предыдущую электричку до Болоньи – на 7.30.

В Болонье нам предстояло сделать пересадку на скоростной поезд Frecciargento («Серебряная стрела») в 9.53. Электричка до Болоньи идет около часа, таким образом у нас еще оставалось около 50 минут, чтобы погулять по этому большому и интересному городу.

Болонья

Болонья — административный центр региона Эмилия-Романья, студенческий город (здесь находится самый древний Университет Европы, основанный еще в 15 веке). Она считается одним из первых городов в Италии по уровню жизни по причине как сильно развитых индустриальных традиций, так и благоприятного расположения на пересечении важных транспортных путей. Болонью также называют Красная, потому что практически все здания построены из красного камня.

Символами города считаются 2 падающие башни, но мы увидели их только на фотографиях и изображениях сувенирной продукции. Из тех достопримечательностей рядом с вокзалом, что мы могли бегло осмотреть за 40 минут, оказались развалины и раскопки каких-то древних сооружений 12-13 веков на площади ХХ сентября и вход (с улицы Индипенденца) в парк «Сады Монтаньола» с роскошной лестницы архитектора Аттилио Муджиа, которая появилась в этом архитектурном ансамбле в 1896 году. Холм Монтаньола дает возможность осмотреть город с высоты 60 м. Когда-то на месте садов был лес, а в 19 веке это место окончательно превратилось в публичный сквер по образцу французских регулярных парков.

В 9.53 сели на скоростной поезд, который идет до Флоренции всего 38 минут.

Флоренция

Флоренцию мы с Антоном посещали в 1999 году во время нашего автопробега по Италии. Из-за невозможности найти свободную гостиницу нам так и не удалось остановиться в этом городе подольше и осмотреть его днем. Мы добрались туда лишь к 16.00, поэтому быстро пробежались по основным достопримечательностям уже при свете фонарей. Конечно, даже внутрь собора Дуомо нам не посчастливилось зайти. Как же я пожалела об этом 12 лет спустя, когда читала книгу Дэна Брауна «Инферно», где он, описывая приключения своих героев, приводит интересные исторические факты о Палаццо и Понте Веккьо, садах Боболи, дворце Питти, Дуомо и баптистерии Сан Джованни, связывая их с событиями жизни Данте – великого поэта Возрождения, автора «Божественной комедии»! Я и не думала тогда, что мне доведется еще когда-либо побывать в этом чудесном городе и прикоснуться к его тайнам… Но судьба распорядилась иначе, за что я ей очень благодарна.

На этот раз мы с папой к посещению Флоренции готовились основательно, тщательно прорабатывая маршрут героев книги Дэна Брауна. Им удалось пробежать весь старый город за 1 день, скрываясь от преследователей. У нас тоже почти получилось повторить их маршрут за исключением тех мест, которые были закрыты для посещения. С той лишь разницей, что мы его проделали наоборот – с конца. Но это ничуть не испортило наших впечатлений.

Забегая вперед, скажу, что вся эта поездка как-то сама собой (незапланированно) получилась именно по следам Данте Алигьери. Начало положили во Флоренции, потом были Равенна и Сан Лео…

Итак, поезд прибыл на центральный вокзал Флоренции в 10.30. Прямо с вокзала через площадь и мимо церкви Санта Мария Новелла мы дошли до соборной площади и Дуомо, поражающего своими размерами. В едином архитектурном ансамбле с ним - колокольня Джотто и баптистерий Сан-Джованни.

Дуомо

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре - самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто. Он имеет форму латинского креста. В архитектурном плане примечательны купол, созданный по проекту Филиппо Брунеллески, и облицовка стен с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного и розового цветов с белой каймой. Дуомо был спроектирован так, чтобы вместить всё население города (на момент строительства — 90 000 человек), то есть стал во Флоренции чем-то вроде огромной крытой площади. Размеры собора:

Обширный купол Дуомо был мастерски расписан во второй половине 16 века художниками Джорджио Вазари и Федерико Цуккари. Картина имеет многоярусную структуру и посвящена Страшному суду. Самое нижнее кольцо отведено смертным грехам и жителям Ада во главе с Антихристом. Последующие кольца, уходящие ввысь к лантерне, изображают святых, старцев апокалипсиса, ангелов небесных, Богоматерь и благие деяния. Образ Сатаны является антагонистом светлой фигуры Христа.

Своды собора украшены фресками 15 века, изображающими флорентийцев, внесших большой вклад в жизнь города, страны и церкви: Данте Алигьери, Джованни Акуто, Николо да Толлентино. Помимо этого сохранены бюсты работы Арнольфо ди Камбио, Джотто ди Бондоне, Бруннелески, Эмилио де Фабриса. Удивительные витражи Дуомо украшают собой арки нефов и трансептов. Каждая из них посвящена деяниям святых и мучеников Ветхого и Нового Завета. Округлые витражи, размещенные в барабане купола, иллюстрируют сцены из жизни Христа и Богоматери.

Дуомо воздвигли на месте старого кафедрального собора Санта-Репарата, который к концу XIII столетия начал обрушаться, насчитывая девять веков своего существования. Процветающая Флоренция должна была превзойти в величии кафедральные соборы своих тосканских соперников — Сиену и Пизу, храмом бо́льшим в размере и богаче украшенным. В результате Санте-Мария-дель-Фьоре стал на момент завершения постройки в 1434 году самым большим во всей Европе: в нём может разместиться 30 000 человек.

А то, что осталось от Санта-Репарата, можно лицезреть в музее собора в цокольном этаже – музей посвящен раскопкам и древним элементам предшественника Дуомо.

Соборная площадь и Баптистерий

Раз уж мы задумали повторить маршрут «Инферно» точно по книге, то и все наши дальнейшие посещения в этой главе я позволю себе описывать с цитатами из Д. Брауна.

Ходить по площади Дуомо, не глядя под ноги, почти невозможно. Прямо на мостовой, «на тех же священных камнях, где ставил свой этюдник юный Микельанджело», современные горе-ходожники раскладывают свои рисунки, причем так плотно, что не наступить на них в принципе невозможно.

Нас интересовал на этой площади больше всего баптистерий Сан-Джованни - здание, стоявшее «напротив главного входа в собор – третье строение соборного комплекса». Сейчас на его фасаде ведутся реставрационные работы, поэтому трудно рассмотреть облицовку «белым и зеленым камнем с такими же полосатыми пилястрами, как у собора». Он отличается удивительной формой – правильного восьмигранника. «В нем четко просматривается три яруса и венчает его пологая белая крыша». Восьмиугольная форма продиктована христианской символикой и намекает на второе рождение человека – крещение. «Восьмиугольник стал обычной формой крещален во всем мире».

«Этот баптистерий в любом другом городе был бы в центре внимания. А здесь, в тени двух громадных родственников, он выглядел младшим, последышем в семье... Веками в этом восьмигранном святилище крестили детей, становившихся потом достойными гражданами – Данте в том числе».

Главный вход в баптистерий - восточные ворота – т.н. «Райские врата» работы Гиберти. Они состоят из десяти квадратных панелей, на которых изображены сцены из Ветхого Завета: изгнание из рая, убийство Авеля и др. Эти двери были заказаны «по обету» - «как приношение Богу – в благодарность за то, что Флоренция смогла пережить чуму». «Пятиметровой высоты, из позолоченной бронзы, они потребовали у Лоренцо Гиберти двадцати с лишним лет работы». Вазари счел их совершенными, а «Микельанджело объявил их настолько прекрасными, что они могли бы служить… вратами Рая». К сожалению, сейчас туристы любуются пусть и искусной, но подделкой. Настоящие «Райские врата» отправлены в музей Дуомо, который мы тоже могли бы посетить – он находится совсем рядом, буквально через дорогу. Но тогда мы этот момент упустили из виду. Райские врата мы принялись разыскивать только на обратном пути – по дороге на вокзал, а до этого из-за реставрационных работ мы даже не могли понять, пускают ли внутрь здания или нет. Оказалось, вход открыт. Но вошли мы туда не через Райские врата, да и вообще не смогли их найти в такой неразберихе.

«Войдя в баптистерий Сан-Джованни физически невозможно не поднять глаза к потолку». Восьмигранный купол простирается на высоте 25 м, выложенный мозаикой – многоярусным изображением рая и ада, очень схожим с сюжетом «Божественной комедии» - жуткое зрелище, вдохновившее Данте «на яркое описание того, что происходит в последнем круге Ада».

Ниже располагаются балкон и галерея, откуда матери наблюдали за крещением детей, еще ниже – гробница антипапы XXIII – бронзовая фигура под балдахином, возлежащая на высоте вдоль стены. Нарядная мозаика пола, как считается, отображает средневековые сведения по астрономии. Замысловатый черно-белый орнамент переходит в простой восьмиугольник красно-коричневой плитки – место бывшего крещального бассейна. «Первоначально в баптистерии купелью был восьмиугольный бассейн в центре помещения». Именно здесь крестили Данте во второй половине 13 века. Теперь же крестильная купель находится у стены справа от «Райских врат» и представляет собой шестигранный постамент из резного мрамора. Именно в этой купели (по сюжету книги) и была спрятана посмертная маска Данте, которую искали герои «Инферно».

После осмотра этих достопримечательностей мы перекусили, сидя на лавочке, взятыми из дома бутербродами и пошли искать вход на купол собора. Погода была солнечная и даже теплая. Панорама города должна была отлично просматриваться с высоты. Однако очереди на купол и на колокольню Джотто были такими длинными, что мы решили не тратить свое время, хотя билет у нас уже был куплен на оба эти посещения.

Музей и церковь Данте

Следующим пунктом нашей программы была небольшая улочка Санта-Маргерита. Она примечательна тем, что на ней находятся сразу три дома, связанные с Данте: церковь Санта-Маргерита-деи-Черки, музей Данте и дом, где он жил. В отличие от героев «Инферно», нам повезло меньше. Церковь, где Данте встретил свою музу - первую и единственную любовь - Беатриче (ему тогда было всего 9 лет), была закрыта на ремонт. В этой же церкви Данте венчался со своей женой Джеммой Донати. «Сегодня церковь Данте стала прибежищем для тех, кто страдает от безответной любви. В этой церкви похоронена сама Беатриче (умершая в 24 года), и к ее простой гробнице стекаются как поклонники Данте, так и невезучие влюбленные с разбитым сердцем».

А вот музей Данте был открыт. Но нам туда идти не захотелось. По утверждению Д. Брауна, музей представляет собой «не более чем собрание репродукций знаменитых работ, имеющих отношение к Данте».

Палаццо Веккьо

От дома Данте до Палаццо Веккьо (Старый Дворец), стоящего на углу площади Синьории, совсем недалеко – всего минут 10 ходьбы. «Задуманный как могучий оплот итальянского правительства, дворец встречает своих гостей целым отрядом высеченных из камня силачей… «Нептун» Амманати стоит на четверке морских коней, символизируя господство Флоренции на водных просторах. Прямо у входа красуется во всем своем блеске копия микельанджеловского «Давида»… Давиду составляют компанию «Геркулес» и «Какус». Справа от дворца – Лоджия Ланции – музей скульптуры под открытым небом с хрестоматийными шедеврами.

Вдоволь налюбовавшись скульптурой, мы зашли в Палаццо и купили билет в музей за 8 Евро. Сегодня предоставлялись скидки из-за того, что несколько залов были закрыты. Обычная цена билета – 10 Евро.

Быстро пробежав через весь музей по анфиладе залов и галерей, мы стали спрашивать служащих, где же здесь находится знаменитый Зал Пятисот (Il Salone dei Cinquecento). Нас все время направляли обратно, туда, где мы уже не раз проходили. Каково же было наше удивление, когда мы поняли, что Зал Пятисот – это и есть самый первый и самый большой зал, куда заходят все туристы с самого начала - зал с фресками Вазари, в котором мы уже успели побывать дважды и даже рассмотреть некоторые скульптуры и картины.

На тритий раз мы вошли в Зал Пятисот степенно, с достоинством и подобающим благоговением. Когда-то он «был самым большим залом в мире. Его построили в 1494 году для совещаний Consiglio Maggiore – Большого народного совета, куда входило ровно пятьсот членов. Отсюда он и получил свое название». Архитектором и руководителем проекта был Джорджо Вазари. Сейчас этот зал – «прекрасное выставочное помещение для множества шедевров флорентийской архитектуры, скульптуры и живописи». Однако и «собрания» здесь до сих пор тоже проводятся, ведь Палаццо Веккьо используется сегодня в том числе и как правительственное учреждение. Мы невольно стали свидетелями того, как в этом зале готовятся к торжественному приему – накрывают столы. «У чиновников, видать, перерыв на обед скоро», - пошутили мы.

В Зале Пятисот вдоль противоположной от входа стены выстроились статуи, изображающие подвиги Геркулеса, а стены украшены гигантскими фресками. «Когда-то здесь испытывал новую технику живописи Леонардо да Винчи – его неудавшийся эксперимент привел к тому, что использованные им краски потекли и картина начала буквально таять на глазах. Состоялась здесь и своеобразная художественная дуэль, которую организовали Пьеро Содерини и Макьявели: они столкнули вместе двух титанов Возрождения, Микельанджело и Леонардо, заказав им фрески на противоположных стенах одного и того же зала». Во время реставрации Вазари и его помощники обновили в зале почти всю живопись.

Как мы ни пытались, найти картину «Битва при Марчано» нам не удалось. Почти вся роспись была посвящена батальным сценам, поэтому определить среди них ту единственную, которая нам была нужна, оказалось невозможным. Да тут еще мешались официанты, накрывающие на стол к какому-то важному приему. Они перегородили половину зала, поэтому не ко всем шедеврам можно было подойти близко. Так что надпись “CERCA TROVA” («Ищи и найдешь») мы не увидели своими глазами, зато комнатку Studiolo отыскали быстро.

Студиоло – крошечная каморка без окон, задуманная Вазари, как потайной кабинет для Франческо I, устроена по принципу кунсткамеры, или «кабинета редкостей». «Почти все картины в нем закреплены на петлях и поворачиваются, открывая тайники, в которых герцог когда-то держал всякие приглянувшиеся ему вещицы». Кроме того, за этими картинами находятся несколько потайных дверей, ведущих к скрытым переходам и лестницам. «На стенах теснится больше трех десятков уникальных картин – они висят так плотно, что между ними практически нет свободного места». Есть среди них и та, которую папа тщетно (по ошибке) пытался отыскать на куполе Дуомо – «Природа, вручающая Прометею кристалл кварца». Ясное дело, что разглядеть что-либо на куполе (даже если бы этот сюжет там и правда был!) не представляется возможным, а тут эта картина во всей своей красе висит на доступной высоте – разглядывай, сколько влезет. Но мы-то узнали об этом уже только в поезде, на обратном пути в Римини, поэтому заскочили в Студиоло всего на пару-тройку минут, не уделив ему должного внимания по глупости своей, – и выскочили так же быстро, в поисках посмертной маски Данте.

Посмертная маска Данте «выставлена в узком помещении, которое называется l’andito, - по сути, это просто переход между двумя комнатами побольше. Маска лежит в старинном шкафчике у стены, и ее не видно, пока не окажешься прямо перед ней. Из-за этого многие посетители проходят мимо, так ее и не заметив!» То же произошло и с нами. В первый раз, пробегая по этому коридорчику, мы ее действительно не заметили. И только когда я специально стала спрашивать у служащих музея, где же находится маска Данте, мы смогли ее отыскать и сфотографировать. Следуя указаниям книги Д. Брауна, я попыталась точно так же найти одно из первых изданий «Божественной комедии», но никто из служащих музея и понятия не имел о таком. Один из них даже послал меня … в библиотеку!

А вот в зал географических карт мы с первого раза вообще не смогли попасть. Как раз именно он и был закрыт по техническим причинам. Но нам все-таки повезло. Его открыли сразу, как только мы пошли покупать билет на башню. Только тогда я заметила, что теперь в кассах наш билет в музей уже стоит не 8, а 10 Евро – значит, догадалась я, в закрытые залы вновь пускают посетителей. И мы по третьему разу побежали по анфиладе галерей, чтобы отыскать Mappa Mundi (гиганский глобус).

Зал географических карт – бывший дворцовый гардероб с уймой шкафов и кладовок, «где когда-то хранилось разнообразное имущество великого герцога. Сейчас стены зала украшены картами – всего здесь пятьдесят три цветных, выполненных вручную на коже изображения мира, каким он представлялся в середине XVI века. Эффектную географическую коллекцию дворца венчает огромный глобус, стоящий в центре комнаты, - так называемая Mappa Mundi. Эта сфера почти двухметрового диаметра была некогда самым большим вращающимся глобусом в мире, причем, по свидетельствам современников, ее легко было раскрутить одним прикосновением пальца». В углу правой стены находится карта Армении, которая, судя по роману «Инферно», открывает дверь в потайной ход, носящий название Лестницы герцога Афинского и ведущий в зал архитектурных моделей Вазари. Не одни мы, оказывается, вдохновившись описанием Д. Брауна, пришли сюда искать тайны и секреты. Бродя по залу, я не успела даже оглянуться, как гид какой-то экскурсионной группы, хитро улыбаясь, уже захлопывала эту самую дверь с картой Армении. Видимо, туристы тоже попросили показать, что за ней. Однако нам уже не суждено было это увидеть…

Самым трудным испытанием сегодняшнего дня стал подъем на башню Палаццо Веккьо (колокольню). И оказалось, очень хорошо, что мы не стали подниматься на купол Дуомо и колокольню Джотто, отстояв в длинных очередях. На эту башню никаких очередей уже не было, а вид с нее открывается не хуже! Папа поначалу еще считал ступеньки, а потом перестал, и мы сошлись во мнении, что их на башне должно быть около 110-120 штук.

После такого крутого восхождения нужно было подкрепиться. Проблем с этим во Флоренции не возникает, на всех улочках много различных, в т.ч. и условно недорогих, забегаловок типа столовых самообслуживания, вот только еда там подается совершенно невкусная. И нам это пришлось испытать на себе. Взяв за 30 Евро картошку фри с якобы куриной котлеткой и чай, мы остались мало довольны вкусом этой еды. Но сегодня нам было не до разносолов. Впереди еще обширная программа и куча всяких достопримечательностей!

Понте Веккьо

Уже минут через пять мы подошли к Старому мосту - Понте Веккьо. По этому средневековому каменному сооружению пролегает пешеходный маршрут через реку Арно в Старый город. Сам мост представляет собой что-то вроде рынка. Сегодня здесь торгуют по большей части ювелирными изделиями, но так было не всегда. «Когда-то на мосту, прямо под открытым небом, находились обширные мясные ряды, но в 1593 году мясников изгнали, поскольку вонь их подтухшего товара проникла в Коридор Вазари и оскорбила тонкое обоняние великого герцога». На этом мосту когда-то было совершено одно из самых ужасных преступлений в истории Флоренции. «В 1216 году молодой дворянин по фамилии Буондельмонте отказался от брака, о заключении которого договорились семьи жениха и невесты, ради своей настоящей возлюбленной, и за такое своеволие его жестоко убили на этом самом мосту. Его смерть… спровоцировала раскол между двумя могущественными политическими партиями … после чего они не одно столетие воевали друг с другом. Последующая политическая распря стала причиной изгнания Данте из Флоренции». Вот почему сам Данте захоронен не в своем родном городе, а в Равенне. А рядом с местом убийства на мосту сегодня можно увидеть три отдельные таблички с цитатами из 16-ой песни «Рая».

Над Старым мостом возвышается крытая галерея – Il Corridoio Vasariano – Коридор Вазари, построенный в 1565 году по указанию великого герцога Козимо I, «чтобы обеспечить безопасное сообщение между его апартаментами в палаццо Питти и помещениями, в которых он вел государственные дела, на другом берегу Арно, в палаццо Веккьо… Коридор Вазари представляет собой типичный потайной ход, он тянется чуть ли не на целый километр из восточного угла садов Боболи в недра палаццо Веккьо, проходя через Понте Веккьо и галерею Уффици. В наши дни Коридор Вазари по-прежнему служит безопасным убежищем… для произведений искусства: все его обширные стены заняты редкими картинами, которым не хватило места в прославленной галерее Уффици».

А наш путь как раз и лежал к палаццо Питти и в сады Боболи. Расслабляться было некогда! Часы показывали 16.20, охранник сказал нам, что через 10 минут вход в сады Боболи закроют для посетителей. И я в три прыжка добежала до касс, чтобы купить билеты и вернуться к воротам. Еле успели!

Сады Боболи

В садах Боболи народу было совсем мало. Первое, что мы опознали из описаний книги, – амфитеатр Боболи, «подковой обнимающий подножие холма, - именно здесь состоялся первый в истории оперный спектакль», а также обелиск Рамзеса II и «малосимпатичный шедевр у его основания» - гигантскую ванну из римских терм Каракаллы. Таких ванн в садах Боболи было, как выяснилось, две! И смотрелись они здесь явно неуместно.

В центре садов мы отыскали «самый знаменитый одноструйный фонтан Боболи – бронзового Нептуна с трезубцем в руках», - изваяние работы Стольдо Лоренци, «которое местные жители непочтительно называют «фонтаном с вилкой». Дойдя до музея керамики, мы стали недоумевать: а где же те самые таинственные гроты? Где карлик на гигантской черепахе? Пришлось спрашивать служительниц музея, которые отправили нас обратно, к самому входу, а точнее – к выходу.

И действительно, вернувшись, прямо у выхода из садов мы обнаружили в стене ту самую нишу со статуей «совершенно омерзительного вида». Она изображала «жирного нагого карлика верхом на гигантской черепахе». Это был Браччо ди Бартоло – знаменитый придворный шут.

Лестница напротив ворот вела прямо к гроту Буонталенти. «Призрачная мешанина из сталактитов и бесформенных каменных выступов словно поглощала двух полулежащих женщин, а рядом с ними был вырезан щит с шестью шарами – так называемые palle, знаменитый герб Медичи». Грот архитектора Буонталенти – анфилада из трех пещер - когда-то служил «для развлечения молодежи, гостившей в палаццо Питти… внутренняя отделка представляла собой смесь натуралистических фантазий и готической избыточности – влажные бугристые стены с наслоениями пемзы как будто поглощали или исторгали из себя множество изваяний». В те времена по этим стенам струилась вода, она охлаждала грот изнутри и создавала иллюзию естественности сооружения. Героям нашей книги каким-то непонятным образом удалось зайти в этот грот, рассмотреть множество интересных скульптур, а потом оттуда попасть в Коридор Вазари. Нам этот путь был закрыт. Посетителей даже внутрь грота и то не пускают!

На этом основная прогулка по Флоренции закончилась. У нас уже не было сил дойти до ворот Порта Романа, откуда начинался путь наших героев. Уж слишком он далеко был от выхода из садов Боболи.

На обратном пути к вокзалу, прямо у Старого моста, я чуть не стала жертвой вора-карманника, чудом заметив, как он расстегнул молнию моего рюкзака, того отделения, где лежал мобильный телефон. От страха и неожиданности я обругала его матом по-русски, а он, спокойно продемонстрировав, что в руках у него ничего нет, скрылся в толпе. Я долгое время еще пребывала в шоке, осознав весь ужас последствий, которые могли бы произойти, если бы его намерение удалось…

Обратный путь к вокзалу мы проделали не спеша. Торопиться было некуда. Поезд отходил в 21.30. Мы побродили по вечерней Флоренции, порассматривали сувениры в лавках, перевели дух на траурной мессе в какой-то церкви и даже послушали импровизированный «концерт» перуанской музыки на площади Дуомо. Перед отходом поезда немного посидели в Макдональдсе, выпив чай и молочный коктейль.

В поезде я зачитывала папе цитаты из книги Д. Брауна, и мы в который раз удивлялись, сколько много нюансов осталось упущено, сколько тайн осталось неразгаданно! А это значит, что во Флоренцию обязательно придется еще вернуться! Не зря же мы разбросали так много монет и в фонтаны, и в реку Арно…

26 сентября, суббота

Сан-Марино

После утомительного путешествия во Флоренцию сегодня мы дали себе возможность отоспаться. Встали в 9.00, чтобы успеть хоть что-то поймать на завтрак. Но не получилось все равно. Кризис чувствуется во всем: сегодня не было ни кофе, ни какао – пришлось пить чай. После завтрака я еще успела даже немножко поспать, и к 11.00 мы вышли на автобусную остановку, чтобы поехать в Сан-Марино.

Сегодня нам опять в автобусе контролеры устроили бесплатный спектакль с тремя испаноговорящими иностранцами-пенсионерами, которые явно не походили на мошенников или злостных нарушителей – просто божьи одуванчики. Но и их постигла кара суровых итальянских контролеров. Один старичок из этой группы не смог пробить билетик, т.к. компостер был залеплен жвачкой, а к другому компостеру подойти не догадался или решил под дурика закосить… Вот тут-то его и сцапали злые ручонки контролеров. Как ухватились мертвой хваткой бульдога, так и не выпускали из своих зубов, пока он с женой свои паспорта не отдал для оформления штрафа. Эта история нас просто повергла в шок, мы еще долго ее обсуждали, после чего окончательно поняли, что здесь в общественном транспорте никакие шутки и отговорки типа «я не понимать по-итальянски» не пройдут. Мы, конечно, и так не собирались никого обманывать, но могло же просто произойти недоразумение по причине незнания каких-то нюансов и порядков. С тех пор мы всегда перестраховывались, пристально смотрели на часы, чтобы понимать, не истекло ли время нашей поездки, а в последний день даже прокомпостировали лишний билетик (с запасом) – пусть подавятся!

Автобус до Сан-Марино отходит от вокзала Римини примерно каждый час и стоит 5 Евро в один конец. В 11.55 сели на автобус и через 50 минут были на месте.

Республика Сан-Марино имеет тысячелетнюю историю, восходящую к небольшой христианской общине, сформированной в III веке н.э. вокруг харизматичной фигуры Святого Марино. Этот человек, родом из Далмации, был каменотесом. Он решил посвятить себя уединению и молитвам, для чего выбрал гору Титано, ее-то впоследствии он и получил в подарок от римской аристократки в благодарность за чудесное исцеление ее сына.

Сан-Марино – самая древняя республика в мире и единственный существующий город-государство! Вот почему ей отведено важное место в Ассамблее ООН и Совете Европы.

Площадь этого государства – всего 60 кв. км, население – 32 000 человек, зато ежегодно эту страну посещает до 3 000 000 туристов и еще 2 000 000 человек из других стран вовлечены в индустрию туризма Сан-Марино.

Город расположен на горе Титано, которая дает возможность 360-ти градусного обзора окрестностей. Автобус поднимает туристов к подножию этой горы – крепостной стене, откуда пешком или на фуникулере можно подняться в сам город.

Посещение Сан-Марино мы начали с сувенирного магазинчика, где папа прикупил оригинальные монетки. А я задалась целью приобрести себе что-нибудь теплое, т.к. на третий день пребывания в таком ветреном климате замерзла окончательно. В шестом по счету магазинчике мне попалась на глаза очень миленькая серая толстовка с капюшоном – теплая и с начесом, с гербом и надписью «Сан-Марино» – то, что нужно! Всего каких-нибудь 25 Евро – и все проблемы решены. Папе она тоже понравилась, и он Насте купил такую же. Я надела ее прямо в магазине – теперь уж мне никакой холод был не страшен. Расплатиться карточкой Сбербанка в этой лавке я не смогла, т.к. перед отъездом ограничила регион своего пребывания Италией. А тут-то уже другое государство! А я и не сообразила сразу! Папа же заметил, что здесь почему-то не ловят мобильные телефоны. Вот такие странности в этой стране.

Самые интересные достопримечательности этого города-государства – три сторожевые башни. Первая Guaita – форт, датируемый XI веком, расширен и отреставрирован в различные эпохи. Вплоть до 15 века санмаринцы воевали и держали в ней оборону против Римини! Некоторые кельи башни использовались под тюремные камеры вплоть до 1975 года.

Входной билетик на башню стоит 4.5 Евро, причем сами билеты – уже маленький сувенир - это одноразовые пластиковые карточки с репродукциями различных картин, хранящихся в музее Сан-Марино. Мне досталась карточка с изображением какой-то Мадонны, а папе – сам Сан-Марино собственной персоной! Мы с большим интересом и удовольствием облазили все закоулки и закутки этой башни, пофотографировали панорамные виды, открывающиеся с нее, забрались на самый верх по крутой узкой лестнице, последние две ступеньки которой представляют собой железные скобы в стене. Причем, чтобы подняться туда, приходится долго ждать, пока все туристы, находящиеся на самой верхней обзорной площадке, по одному, неуклюже и с опаской спустятся вниз. И занимает весь этот процесс немало времени. Кажется, что поток посетителей никогда не иссякнет, как будто эти туристы прямо там рождаются и потом пытаются слезть. И где они там все помещаются?! Как только думаешь, что все уже спустились, в проеме начинает маячить новая многочисленная группа желающих выйти… И так до бесконечности. Но мы все-таки дождались!

Первая сторожевая башня - самая большая из трех и, наверное, самая интересная. Вторая и третья башни Честа и Монтале находятся уже за пределами крепостной стены. Мы решили, что вряд ли увидим там что-то новое, поэтому ограничились посещением только одной.

После такого увлекательного восхождения мы посидели в уютном ресторанчике и съели на двоих огромную пиццу «Четыре сыра» на застекленной террасе – всего за 12 Евро. А потом, подкрепившись и согревшись, пошли бродить по узким средневековым улочкам Сан-Марино. Эта умиротворяющая прогулка – уже сама по себе отличная экскурсия. Музеи мы посещать не стали, а вот в две церквушки зашли. Сумели даже найти фонтан в Панорамных садах города, куда бросили монетки.

В Сан-Марино есть несколько оригинальных музеев: музей эмигранта, музей естественной истории, музей курьезов, музей вампиров, вурдалаков и прочих кровососущих и даже музей пыток. В последний мы забежали только на порог и посмотрели первые два экспоната, после чего отправились на автобусную остановку к 18.00, чтобы вернуться домой.

На обратном пути мы вышли у гипермаркета «Connad» и, к своему удивлению, купили там много вкусностей на ужин всего за 14 Евро! Была среди них и аппетитная копченая курочка, еще теплая! К нашей бутылочке вина, которую мы взяли еще в первый день нашего пребывания, весьма кстати!

Перед тем как войти в гипермаркет, охранник – высокий негр – попросил папу сдать рюкзак в камеру хранения, которая представляет собой тесную магазинную подсобку у входа. Туда-то все покупатели и складывают свои сумки - без номерков, просто на доверии! Папа так удивился, что даже опешил… На что негр невозмутимо стал тыкать себе в глаза двумя пальцами, приговаривая: “Look at me!” Что он имел в виду, одному богу известно: то ли, что у него хорошая зрительная память и он ни за что не отдаст сумку никому другому, то ли: «Разве эти глаза могут врать!?»

Хорошую зрительную память верзила-охранник и правда продемонстрировал нам. Когда мы вышли из магазина, он открыл свой чуланчик, взял папин рюкзак и гордо вручил ему с многозначительным видом.

Из магазина возвращались пешком. Время нашего автобусного билетика уже истекло…

27 сентября, воскресенье

Парк «Италия в миниатюре»

Сегодня встать опять пришлось пораньше, поездка запланирована у нас была на целый день - в уникальный парк развлечений «Италия в миниатюре». Оказывается, он находится прямо в нашем городе! И ехать до него всего 25 минут на городском автобусе, который отходит от вокзала каждые 40 минут.

Мы сели на автобус, отправлявшийся в 10.40, и около 11.00 были уже в парке. В автобусе чуть ли не все пассажиры (во всяком случае, в задней его части) были русские. Всю дорогу мы дружно обсуждали, нужно ли компостировать билетик второй раз, если ты сел на другой автобус, а 60 минут еще не вышло. Потом мы задались вопросом, а входит ли наша поездка в обозначенную первую зону… К разговору все время подключались разные люди, причем каждый со своими советами. В результате пришли к всеобщему мнению, что пока компостировать новый билетик не нужно. Мы с папой периодически смотрели на часы, чтобы не пропустить тот момент, когда истечет отпущенный нашим билетиком час. И ровно за 1 минуту до его окончания мы прокомпостировали новый билетик. Буквально через несколько секунд автобус остановился – мы приехали! Билетик был потрачен зря! Но эти контролеры своего добились, здорово же они нас напугали!

Сверившись с расписанием автобусов обратно, мы отправились в Парк. Входной билет туда стоит 22 Евро, действует 2 дня. Большинство аттракционов входит в стоимость билета, доплачивать ничего не нужно. Кроме того, сейчас действует акция, по которой можно вернуться в этот парк в любой абсолютно день еще раз до 1 января 2016 года.

Парк «Италия в миниатюре» начал строиться в 70-ые годы. В настоящее время он занимает 85 га и представляет более 270 экспонатов – миниатюрных моделей архитектурных памятников, природных и промышленных объектов, выполненных в различных масштабах.

Парк поделен на тематические зоны:

· Италия

· Венеция (с объектами выше человеческого роста)

· Европа

· Зона аттракционов и познавательных развлечений для детей и взрослых

· Зона игр и аттракционов для самых маленьких

Италия представлена очень подробно самыми крупными и известными городами и регионами. Все макеты выполнены с ювелирной точностью и даже не столько поражают своей достоверностью, сколько умиляют. По железным дорогам мчатся скоростные и товарные поезда, в аэропорту Рима приземляется самолет, в порту Генуи загружается баржа, в амфитеатре Вероны идет опера Верди «Аида» (даже видно, как музыканты играют на скрипках и движутся декорации), на острове Искья разводят мосты, текут реки, мычат коровки на фермах… Все это приводит в восторг не только детей, но и взрослых.

У многих сооружений есть свои «покровители» - спонсоры, которые указаны на табличках, видимо, они финансировали изготовление этих макетов и поддерживают их в надлежащем состоянии до сих пор. А некоторые памятники имеют даже не одного, а нескольких спонсоров.

Первый макет, который мы стали пристально рассматривать, был Арагонский замок на острове Искья. Ведь были же мы там всего 4 года назад! И то не узнали с первого взгляда. А сколько же там было уникальных памятников, которых мы и правда никогда не видели! Уже через первые полчаса прогулки по этому парку я сделала для себя следующий вывод: в Италии есть еще столько всего заслуживающего внимания, что, наверное, и жизни не хватит, чтобы все это охватить даже бегло! Вот поэтому мы приняли с папой верное решение: стали разбрасывать монетки по всем самым интересным, на наш взгляд, достопримечательностям - чтобы обязательно туда приехать!

Зона Римини, пожалуй, занимает больше всего места. В ней отвели огромную территорию под пляжи и под античные архитектурные памятники. Рядом с Римини нашли мы и Сан-Марино, где были еще вчера, а также Равенну, куда собирались отправиться завтра, и даже замок Сан Лео, куда мы поедем в последний день нашего пребывания (но пока мы об этом еще не знали). Повторно «посетили» Флоренцию и Болонью, ну и, конечно, Рим, Неаполь, Помпеи. А потом побывали в горах и альпийских деревушках, на границе с Францией увидели туннель Фрежюс…

Мне казалось, что я узнаю большинство достопримечательностей в этом Парке и без подписей, а выяснилось, что мы и четвертой части не видели даже на картинках! Вот как, оказывается, богата Италия на всякие интересные архитектурные и исторические памятники, сколько ни посещай ее – всего не узнаешь до конца!

Одна из особенностей парка «Италия в миниатюре» - отсутствие указания на места расположения тех или иных достопримечательностей. Название памятника или объекта есть, а вместо города или региона указаны две буквы в скобочках, соответствующие (как мы потом решили) автомобильным номерам (регионам или городам). Кое-что по этим буквам мы, конечно, по аналогии вспомнили, но далеко не все. Вот это была задачка на сообразительность! Нам бы с картой или атласом сюда придти! Да кто ж знал... Сначала мы напрягали мозги, вспоминая географию, потом поняли, что это бесполезно, и решили просто записать в тетрадочку то, что нам показалось особенно интересным. Дома мы с путеводителем и картой по своим записям большую часть городов отгадали, но тоже не все. Так что эти открытия нам еще предстоит сделать…

А вот Парк Европа уже выполнен как-то халявно и очень условно. Выбор стран нам остался непонятен, да и выбор достопримечательностей тоже как-то, на наш взгляд, необоснован. Но все равно прикольно! Мы сфотографировались в обнимку с Эйфелевой башней, бросили монетки в те страны, куда нам хочется приехать или вернуться, не обошли вниманием и Германию, помятуя о приглашении Зильбершмидта… Германия представлена здесь замком с трудновыговариваемым названием Нойшвайнштайн, который я видела издалека 3 раза (он стоит на очень высокой горе), но ни разу так и не посетила.

В зоне Венеции, где макеты уже были выше человеческого роста, полюбовались кукольными мини-представлениями, которые демонстрировались в окошках жилых домов – сценки из жизни средневекового города. Один «спектакль» занимал детей больше других. При нажатии на кнопку (звонок в дверь) из окна верхнего этажа высовывалась сварливая старуха, выкрикивала какие-то ругательства, а потом поливала тех, кто ее беспокоит, водой. Причем каждый раз ее монологи отличались друг от друга. И это приводило в неописуемый восторг какого-то малыша, который никак не хотел отстать от злобной старухи и «вызывал» ее снова и снова, без устали.

А еще мы проплыли на лодочке по Большому каналу. Здесь (в этой зоне) любые фотографии получаются настолько реалистично, что разницы с настоящей Венецией почти не ощущается. На фотках все выглядит так, будто ты и правда там гуляешь или плаваешь по каналам.

Когда наступило время обеда, мы стали искать какое-нибудь кафе. Ничего нормального не нашли, но вдруг увидели столовую самообслуживания. Прямо перед нашим носом она закрылась. Я изобразила такой удручающий и голодный вид, что служащая кафе, сказав кому-то: «Они не итальянцы, пропусти их!», открыла нам дверь и позволила выбрать еду из тех остатков, что у них еще было на лотках. Мы взяли очень вкусную рыбку в кляре и салаты всего на 20 Евро. Потом выпили по чашечке кофе в кафе. Ушлые итальянцы и здесь попытались нас обмануть: одну и ту же рыбу они пробили нам в чеке с разными названиями и с разной ценой! А потом, когда папа пошел покупать кофе, не хотели давать ему сдачи с 5 Евро, оправдывая это тем, что уже никто не помнит, сколько денег он им дал. Пришлось мне придти разбираться. Как только они услышали, что я говорю по-итальянски, сразу все вспомнили и тут же отдали сдачу 2,5 Евро. Вот такие у нас были колоритные итальянские приключения…

В зоне аттракционов мы прокатились на каруселях и каноэ с экстремальным спуском по горной реке. Не удалось только полетать на одном суперкрутом аттракционе – катапульте, т.к. пары я себе не нашла… Погода была просто замечательная, ярко светило солнце, было жарко, и вечером мы поняли, что даже загорели слегка лицом.

В 17.45 сели на обратный автобус. На этот раз он ехал по другой дороге и кружил нас почти 40 минут. Остановок по пути до вокзала этот автобус не делает, зато на конечной, как только двери открылись, все выходы перегородили контролеры с требованием предъявить билетики!

На вокзале мы купили билеты на электричку на завтра до Равенны по 9 Евро в оба конца и после этого еще успели на наш местный автобус в 18.45 до отеля. В нем мы сразу встретили все тех же контролеров. До окончания билетика у нас оставалось всего 10 минут. Мы проехали ровно столько, сколько позволяло нам время, и потом под их неусыпным взглядом сошли. За эти 5-10 минут они уже успели оштрафовать человек пять. Но мы не попались!

Выйдя на центральной улице, мы решили все-таки сходить на море. Это была последняя возможность! Уже смеркалось, но море мы увидели, поразились шириной и грандиозностью пляжей. Обратно шли по набережной 1,5 км пешком до нашей гостиницы. Здесь на первой линии от моря располагаются фешенебельные отели. Накрапывал дождик, с моря дул ветерок, но все это ничуть не испортило нам настроения от прекрасно проведенного дня.

28 сентября, понедельник

Равенна

Сегодня вместо запланированной поездки в Милан у нас получилась незапланированная поездка в Равенну. Город этот небольшой и находится совсем недалеко от Римини – примерно в часе езды на электричке, поэтому мы решили поехать туда не с самого раннего утра, а сесть на поезд в 12.30.

На вокзал прибыли сравнительно рано, у нас оставалось время, чтобы зайти в офис по туризму и посмотреть, какие еще достопримечательности предлагают нам Римини и его окрестности. Все-таки и последний день не хотелось тратить впустую. И нам повезло! На стенде рекламных брошюрок откуда ни возьмись появился буклетик про город-крепость Сан Лео – уникальное и красивейшее место, если верить фотографии. И ведь раньше этого буклетика на стойке не было, он «нарисовался» только сейчас! Находится Сан Лео недалеко от Сан-Марино. А вот ехать до него, как нам рассказали в офисе по туризму, не очень просто – придется сделать пересадку на местный автобус, который ходит туда 2 раза в день, а обратно – только 1 раз. И это было очень рискованно. Но мы все равно решили – завтра едем именно туда!

А сейчас нас ждала Равенна…

Равенна

Как и в первый день нашего путешествия на поезде, через несколько станций в электричку ворвался табун молодых людей – студентов или школьников. Они заполнили собой все вагоны и, как водится, шумели всю дорогу, бурно обсуждая свои «важные» дела. Сошли они вместе с нами и куда-то растворились еще на вокзале.

А мы пошли к ближайшей карте города, чтобы определить маршрут следования.

Равенна – это архипелаг небольших полузатопленных морем островков, изрезанных естественными каналами. Изначально город создавался как военный порт и увидел свет на болотистых землях и в морских лагунах – до сих пор многие здания города в своих фундаментах хранят остатки тех самых деревянных свай. Однако шли века, суша потихоньку отвоевывала свои позиции, и к сегодняшнему времени расстояние от города до моря составляет уже 7 километров. Во времена своего расцвета Равенна считалась одним из самых неприступных городов, поэтому и просуществовала в статусе столицы Западной Римской империи с 5 по 8 век нашей эры.

В период бурного строительства Равенна переживала не лучшие времена, денег городской казны не хватало на мрамор для отделки зданий, вот почему она и сохранила свой первозданный облик для будущих поколений. Построенная из кирпича, она не подвергалась разборкам ценных пород камней, когда в Милане или Риме необходимо было возводить или реставрировать соборы и дворцы. Поэтому местные достопримечательности внешне очень блеклые, построенные из обожженного кирпича и действительно несут на себе отпечаток Средневековья. Равенна – тихий и загадочный город, а далеко не тусовочное место, сюда приезжают, чтобы прикоснуться к вечности и к тайнам, разгадать которые, как я теперь уже понимаю, нам так и не удалось...

А мы начали свой визит с гробницы великого Данте Алигьери - Tomba di Dante. Мраморные стены и изображение поэта на кафедре стали визитной карточкой Равенны. Мавзолей был возведен в 15 веке, только через полтора столетия после смерти автора «Божественной комедии». Флоренция же, в которой родился поэт, спохватилась спустя век и стала требовать выдачи останков Данте. Равенна (в первую очередь монахи-францисканцы) уперлась, и сделала все для того, чтобы не уступить. Флорентийцы и поныне не оставляют своих попыток вернуть останки Данте на родину - каждый год они подают запрос мэру Равенны об их возвращении на берега Арно и каждый год им будет отказано…

Данте скончался в 1321 году от малярии в Равенне, был похоронен в церкви Сан Франческо. В 1483 году для захоронения Данте по заказу городского главы Бернардо Бембо скульптором Пьетро Ломбарди был изготовлен портрет поэта, сохранившийся до настоящего времени. В 1519 году по просьбе Микеланджело папа Лев X согласился на перенесение праха Данте во Флоренцию, но когда гроб привезли в город, то он оказался пустым. Позднее выяснилось, что монахи находящегося по соседству францисканского монастыря, не желая расставаться с прахом поэта, выкрали урну. Они прокопали небольшой туннель под монастырской стеной и погребли урну на территории монастыря. В 1780 г. папский легат Валенти-Гонзага распорядился воздвигнуть мавзолей в классическом стиле (который стоит поныне). Когда после 1810 года в результате проводившейся Наполеоном секуляризации монастырь был распущен, францисканцы спрятали деревянную раку в клуатре монастыря. Рака с прахом Данте была обнаружена в 1865 году во время монастырского ремонта. Она была опознана по эпитафии Антонио Санти. Останки были перенесены в мавзолей и помещены в саркофаг. Урна с прахом Данте во время Второй мировой войны изымалась, поскольку Равенна подвергалась бомбардировкам. Места, где францисканцы прятали прах и где хранилась урна с 1944 по 1945 года, в настоящее время отмечены мемориальными досками.

Теперь прах Данте находится внутри гробницы в урне, изготовленной в 1483 году по указанию Бернардо Бембо. Саркофаг украшен латинской эпитафией, написанной в 1327 году Бернардо Каначчо.

Государевы права, небеса, воды Флегетонта я воспевал, идя своей земной юдолью. Теперь душа моя ушла в лучший мир и блаженствует, созерцая среди светил своего Создателя. Здесь покоюсь я, Данте, изгнанный из отечества, родной Флоренции, мало любящей матери.

Над саркофагом помещён барельеф с портретом задумчивого Данте перед подставкой для книг (перенесён с его захоронения в церкви Сан Франческо). С потолка свисает лампада, которую заправляют маслом из Флоренции, привозимым в Равенну ежегодно в сентябре, когда в городе проходит «Дантов месяц». А ведь именно в сентябре мы в Италию и приехали. Не зря, получается, вся наша поездка прошла под знаком Данте!

Как только мы подошли к месту захоронения Данте, нам попалась туристическая группа французов с гидом. Они, правда, уже уходили, поэтому подслушать удалось немногое, но все равно, хоть как-то эта информация пролила свет на некоторые наши вопросы. После того как мы поклонились могиле Данте и почтили его гений благоговейным молчанием, мы еще некоторое время упражнялись в разгадывании чисел римским написанием, которые очень часто встречались во всем этом мемориальном комплексе. Вспомнить все нам так и не удалось, но гимнастику для ума проделали.

Ниже по улице расположено несколько древних склепов с мозаичным полом. Тоже, как выяснилось, интересная достопримечательность. Их-то мы и не увидели, просто не знали об их существовании! Местные предприимчивые граждане превратили эту особенность в неплохой источник дохода. В этих склепах, из-за их расположения, полы постоянно затоплены водой. Всего за пол-евро можно посмотреть мозаичные полы нижнего этажа, на фоне которых плавают золотые рыбки. В Равенне вообще грунтовые воды образуют целые озера, а глубокие подвалы многих старых домов заполнены водой постоянно. Как ни странно, но это обстоятельство совершенно не вредит состоянию сооружений, напротив – специалисты говорят, что осушение болотистых мест могло бы нанести большой ущерб архитектурному фонду. Уровень воды в подвалах зданий колеблется от 30 до 130 сантиметров, а насосы для откачки стоят только в церкви Святого Виталия. Конечно, нам было бы очень интересно лицезреть такой своеобразный «аквариум» в церкви Сан-Франческо. Но и этого нам сделать, увы, не удалось по незнанию!

Выйдя на ближайшую площадь, мы расположились на скамеечке, как студенты (напротив какого-то университета), чтобы перекусить взятыми с собой бутербродами. Солнышко нежно согревало нас, и настроение было самое что ни на есть умиротворенное… Только тогда, оглядываясь по сторонам, мы обратили внимание на то, что Равенна вся заставлена склепами и гробницами. Если специально не всматриваться, то можно принять эти мраморные сооружения за мусорные контейнеры серого цвета. Я поначалу так и думала… Они действительно по форме, цвету и размерам напоминают именно большие мусорные баки, да и расставлены в самых неподходящих местах: в скверах, парках, на площадях, во внутренних дворах. Такое впечатление, что их выбросить жалко, а девать некуда, вот и распихивают по всему городу – по разным углам.

В поисках карты города мы еще некоторое время поломились в закрытую дв

2006 - 2012 г. © Все права защищены
«Мастерская слова»

Разработка: ViPro
Дизайн: Студия web-дизайна Miracle.