Тел.: +7(495) 960-80-48
Моб.: +7(903) 576-75-96

Франция – Австрия – Лихтенштейн - Германия

Горнолыжный тур: 10-30 января 2009 года

В эту кризисную для нашей страны, да и для всего мира в целом, зиму мы, как нарочно, решили разгуляться по полной программе. Получится ли у нас когда-нибудь еще раз повторить такой грандиозный горнолыжный тур с посещением четырех стран за три недели, сегодня сказать трудно… Но на тот момент, когда мы это путешествие готовили, средства нам позволяли запланировать такой сложный и интересный маршрут, поэтому мы не стали отказываться от этой великолепной возможности.

Так совпало, что наш, ставший уже традиционным зимний отпуск на лыжах плавно перетек в командировочно-развлекательную поездку в Австрию по приглашению немецкой фирмы

10 января. Суббота. День первый. Отъезд

Тур во Францию мы, как обычно, покупали через агентство WOLF (сроком на три месяца). Сумма, конечно, не маленькая. Но Франция вообще очень дорогая страна, да и курорт мы выбрали один из наиболее престижных – (самая высокогорная станция – 2300 м над уровнем моря), возможность катания на всех курортах Трех Долин (Менюир, Мерибель, Моттаре, Куршавель и др.). Основное преимущество большинства французских дорогих курортов – катание «от двери», т.е. без утомительных прогулок с лыжами наперевес и без лыжных автобусов. Именно этот комфорт обычно и оплачивается по двойной цене. Плюс обширная зона катания – 600 км трасс, объединенных в одну систему подъемниками. Лучшего места в горах, наверное, найти, действительно, трудно, и мы остались очень довольны тем, что нам удалось прикоснуться к этой зимней сказке. По правде сказать, никаких денег не жалко за возможность побывать в этом настоящем раю для горнолыжников.

Наш вылет был намечен из аэропорта «Домодедово» в 17.00 авиакомпанией

11 января. Воскресенье. День второй. Разведка боем

Как ни хотелось спать, а на завтрак нам пришлось вставать к 9.00. С 10.00 до 11.00 нас ждала встреча с гидом в офисе по туризму. Так что спать было некогда. Теперь уже при свете дня можно было в деталях изучить и сам курортный городок, и гостиницу, и трассы с подъемниками.

Начну с описания гостиницы «3 Кроме того, в номере был огромный балкон с двумя шезлонгами, вечно засыпанными снегом. Ванная комната была просторная, свежеотремонтированная, плюс отдельный туалет. Зато вот кровать могла бы быть и пошире. А постельное белье тоже удобством не отличалось: вместо пододеяльников застилали простыни, что очень мешало спать. Мы сняли себе с детской кровати дополнительное одеяло, простынь и пару подушек, застелив нашу кровать по-своему. Для того чтобы уборщица не путала нам порядок, каждый день приходилось на постели оставлять записку: «Кровать не убирать!!!» Уборщицы слушались и к постели не прикасались. Зато в первый день, стоило нам только отлучиться, уборщица, собирая из номера посуду после вчерашнего ужина, утащила и наши собственные кружки с полотенцем. Пришлось с боем нашу посуду обратно отвоевывать на ресепшене. Это еще хорошо, что я язык знаю, а то и не объяснишь, что произошло. Пришлось бы в первый же день лишиться своих чашек. Хранилище для лыж было очень удобным, с отдельными запирающимися шкафчиками, а сушилка для ботинок находилась около ресепшена и представляла собой специальный общий закрывающийся бокс с подогревом, который работал всю ночь. Но мы ботинки брали с собой в номер и сами сушили их с помощью своих электрических сушилок.

Наша гостиница находилась на второй линии по отношению к трассам. Для того чтобы подойти к ним, нужно было сначала спуститься на лифте к дороге, перейти через нее, пройти пешком несколько метров и завернуть за угол резиденции. А там уже можно и на лыжи вставать. Это был самый короткий маршрут. Занимал он около 5 минут от двери гостиницы. Нельзя, конечно, сказать, что это было настоящее катание «от двери», но путь был совсем не утомительным.

Погода сегодня стояла на удивление солнечная, безоблачная. Температура -2 – 0 градусов. С помощью гида мы купили скипасс на 8 последовательных дней за 562 Евро на двоих со скидкой агентства. К сожалению, на этом курорте скипассов на непоследовательные дни не продают, поэтому скипассы еще на три дня нам пришлось покупать отдельно. Гидом была премилая девочка из Екатеринбурга, которая до 2002 года училась во Франции на финансиста. Она нам очень подробно рассказала про все особенности отдыха и приобретения билетов, маршруты, станции, подъемники, экскурсии. Для начала первый скипасс взяли на полдня с 12.30 за 29 Евро на человека только по нашей долине Валь Торанс. Наша долина располагала трассами общей протяженностью 140 км, из которых многие проходили по ледникам.

Встав на лыжи, мы поняли, что за целый год вообще разучились кататься. Ноги поначалу не слушались, хотя мышцы очень быстро вспоминают все отточенные движения, так что навыки никуда не пропали. В этот день мы катались 4 часа, проехали около 20 км. Первый день мы старались не ставить рекордов и катались больше по голубым трассам. Два раза поднимались на кресельном и два раза на бугельном подъемнике и даже спустились один раз по специальной трассе, подготовленной для соревнований. Мне там сделали замечание, что я очень медленно еду. На этой трассе, как сказала мне одна из тренирующихся спортсменок, нужно либо спускаться очень быстро, либо ехать по краю, чтобы никому не мешать. Я извинилась и подвинулась. А так было жаль! Трасса была так классно подготовлена, что ехать по ней - истинное блаженство. Но не дали мне насладиться кайфом. Два раза поднимались на ледник на высоту 2900 м и спускались оттуда по очень приятной голубой трассе длиной около 6 км без остановок. Видели самую длинную во Франции трассу тобоггана длиной 6 км, по ней многие катаются на т.н. «лыжных самокатах». Проверили новую рацию, которая очень хорошо работала на горе. Связь есть!

В гостиницу вернулись в 15.45, очень устали для первого раза. Обратную дорогу от трассы в гостиницу мы перепутали и по ошибке пошли пешком по очень длинному маршруту, который отнял у нас последние силы. После чая спали целый час до 17.30, а потом отправились в магазин (он находится совсем рядом с нашей гостиницей, буквально пара шагов). В супермаркете купили еды на 15 Евро.

На ужин с первого раза даже не попали: очень много народу было в ресторане. Так что пришлось вернуться в номер и пойти уже в 20.30 со второго захода. На ужин подавали томатный суп, рыбный паштет, соте и рыбу. Еще, оказывается, был десерт, но мы не знали и ушли без него. Чай пили в номере. Спать легли в 23.00.

12 января. Понедельник. День третий

Сегодня опять купили скипассы только на полдня, т.е. с 12.30, а до этого времени бродили по магазинчикам, рассматривали сувениры. Настроение было превосходное. А что еще надо лыжникам: солнце, горы, Франция, Куршавель… Мы даже песенку такую придумали на мотив группы «Ленинград»: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес сегодня такой: куршавель, точка фр!». Пели и смеялись. Особенно нас забавляло последнее ФР!

Катались сегодня на лыжах опять 4 часа с 12.45 до 16.15, проехали 30 км. Съездили на ледник Col Cime - 3200 м. Оказалось, что это дальше, чем кажется по карте. Обратно еле успели на наш подъемник, который закрывается в 16.00. Было очень ветрено, я устала и замерзла.

В номере пообедали и проспали до 18.30. Потом я решила сходить в магазин за продуктами, но не успела, он закрылся до 19.00. До ужина Антон учил меня играть в шахматы, но все без толку. К 20.45 пошли в ресторан. На ужин сегодня давали картофельный суп-пюре и курицу. Спать легли в 1.30.

13 января. Вторник. День четвертый

В 9.00 встретились с гидом на ресепшене гостиницы и оплатили экскурсию в Анси на завтра (50 евро с человека). После завтрака пошли в центр поселка, в билетные кассы, чтобы выкупить билеты на автобус до Лиона на 23 января. Билеты стоили 68 Евро на человека. Засекли время от гостиницы до автовокзала – 8 минут пешком налегке. Открыли для себя еще один супермаркет

Сегодня мы опять проехали около 30 км за 4 часа. Ездили в (небольшая долина рядом с нашим курортом) через Breche по красной трассе спустились к двум подъемникам долины Peyronи

После такого напряженного катания мы спали до 21.00. В ресторане отметили Старый Новый год вином. Вчера Антон пил Каберне за 4 евро бокал, а сегодня мы взяли легкое полусладкое шипучее вино за 6,50 евро фужер. Оно мне показалось очень вкусным. В ресторане нашей гостиницы на ужин дают выбор из трех основных блюд и десертов и двух закусок, среди которых первым номером всегда стоит традиционный французский протертый крем-суп (картофельный, морковный, томатный, грибной, из цветной капусты и т.д.). Сегодня на ужин давали баклажаны, грибной суп, салат с сыром моцарелла, который я впервые открыла для себя (теперь я и в Москве его с удовольствием покупаю), утиная нога с красной тушеной кислой капустой и, как всегда, десерт.

Спать сегодня нужно было лечь пораньше, завтра подъем в 6.30, чтобы успеть к автобусу на экскурсию в Анси.

К концу четвертого дня мы сформулировали некоторые отличия французского горнолыжного курорта от итальянских.

· Во-первых, во Франции в горах намного меньше ресторанов и туалетов, так что лыжники гадят прямо на вершинах, у станций подъемников, никого не стесняясь (больше это, конечно, относится к мужикам).

· Во-вторых, трассы во Франции намного шире итальянских и лучше по качеству.

· В-третьих, как я уже отмечала, катание во Франции на курортах Трех Долин в основном организовано «от двери», трассы проходят прямо через сам поселок.

· В-четвертых, хорошая погода более стабильная, в связи с чем практически на всех кресельных подъемниках отсутствуют крышки от снега.

· В-пятых, во Франции все курорты спроектированы более удобно, по сравнению, например, с Червинией: мало лестниц, подъемов, утомительных переходов на станциях.

· В-шестых, цены во Франции дороже итальянских чуть ли не в 2 раза практически на все виды услуг.

· В-седьмых, для борьбы с лавинами французы здесь используют специальные пушки. По ночам они расстреливают намечающиеся лавины, в результате мы слышим из своих гостиниц странные звуки залпов орудий.

· И, наконец, туристы в группе по большей части люди состоятельные, уже зрелые и даже, можно сказать, пожилые. Молодежи почти нет, как в Италии. Это объясняется, прежде всего, высоким уровнем цен (молодым не всегда по карману).

14 января. Среда. День пятый. Экскурсия в Анси

На курорте Валь Торанс наше агентство предлагает всего 2 экскурсии: в Лион и в Анси. В Лионе мы и так будем скоро, а вот в Анси - никогда еще не были. Так что мы выбрали именно эту экскурсию и сегодня, как и было запланировано, отправились на нее. Автобус приехал за нами в 8.00. Встать пришлось около 7.00, чтобы к 7.30 попасть на завтрак в первую смену. В 11.00 автобус прибыл в Анси, там нас уже ждал русский гид. Город расположен на высоте 400 м над уровнем моря, в окружении гор, на берегу одноименного озера, считающегося одним из самых чистых в Европе. Его глубина достигает 30 м. Сегодня в Анси насчитывается около 50 000 жителей. У города Анси очень богатая история, которая начинается еще с античных времен. Когда-то, совсем давно этот город принадлежал Швейцарии, потом - Италии, а в эпоху Наполеона был присоединен к Франции. Город сегодня называют маленькой альпийской Венецией, потому что в центре есть небольшой островок, где несколько зданий, в т.ч. и бывшая тюрьма построены прямо на воде, почти как в Венеции. Анси подал заявку на проведение зимних олимпийских игр в 2018 году.

Жизнь здесь спокойная, размеренная, как, впрочем, и в любом другом провинциальном городе. Туристы приезжают сюда, чтобы посетить два замка, расположенных в самой верхней части города, и один старый дворец, построенный в виде «галеры» (на том самом острове, прямо в воде). Замок этот когда-то служил тюрьмой, а потом судом. Сегодня – это небольшой музей истории города, где восстановлены интерьеры, свидетельствующие о разных эпохах существования и строительства замка. От тюрьмы остались две камеры, средневековая кухня, где готовили прямо на открытом огне, а также тюремный двор для прогулок. Самое интересное место там – общественный туалет – небольшая комнатка с приступочкой в виде «унитаза» и дыркой, выходящей прямо в реку.

Гид провел нас по самым интересным местам, быстро рассказав основные моменты из жизни города: мы зашли в местную церковь, пробежали мимо ткацкой фабрики, постояли на мосту с плотиной, зашли во дворик, где какое-то время жил Руссо. Потом у каждого было свободное время, которое мы потратили на посещение музея замка-тюрьмы за 7 Евро на двоих.

Завершил нашу прогулку приятный обед в ресторане «

В 19.30 мы были уже у себя в гостинице, шел небольшой снег. Дорога от Анси до нашего курорта занимает около 2,5 часов. Перед ужином зашли в спортивный магазинчик и купили Антону флиссовую кофточку за 18 Евро, а потом в супермаркете - мандаринов. Здесь во Франции их называют клемантинами. Они очень сладкие и безумно вкусные, так что мы каждый вечер съедали по 6-8 штук мандаринов и очень боялись, как бы у нас не началась на них аллергия.

По средам в нашем ресторане устраивали вечер савойской кухни. Здесь готовили фондю в трех разных видах: собственно фондю, раклет и тартифлет. Фондю – это то, что и у нас теперь везде едят – расплавленный сыр в чугунном горшочке. Раклет – это огромная головка сыра, которую плавят над горелкой, а жидкую массу сливают в тарелку. А тартифлет – это картошка с ветчиной, политая плавленым сыром. Мы заказали классический фондю и остались очень довольны. Только вот нужно учесть, что до этого Антон уже объелся в ресторане, и на фондю у него места совсем не осталось, так что после ужина ему стало очень плохо: он стонал и мучился от несварения желудка.

15 января. Четверг. День шестой. Куршавель 1850

На шестой день мы, наконец, решили, что готовы к дальнему путешествию в долгожданный Куршавель – основная цель нашей поездки. Встать пришлось рано, в 8.00. В 10.08 вышли из отеля, а на подъемник сели в 10.20. Куршавельского перевала достигли в 12.00. Рядом с указателями «Куршавель 1850» и «Куршавель 1650» на развилке устроили настоящую фотосессию. Вдоволь нафотографировавшись, спустились в самый знаменитый в мире горнолыжный поселок «Куршавель 1850», спуск занял не больше 10-15 минут. Вот мы и в самом центре легендарного Куршавеля, на площади Chenus, мы оставили лыжи у сувенирного магазина и пошли за подарками. В Куршавеле на сувениры потратили всего 32 Евро, отдохнули на скамеечке прямо на площади, выглядывая знаменитостей, но так никого и не встретили. Обратно возвращались через курорт

Самая высокая точка в Куршавеле 2850 м, перепад высот всего 1 км. Основное отличие Куршавеля от других близлежащих курортов – широта и степень ухоженности трасс, отсутствие сложных трасс, большое количество протяженных «зеленых» трасс для новичков. Сразу становится заметно, что в Куршавеле много русских, родная речь слышна повсюду. В нашем Валь Торансе такого нет. В отличие от нашего самого высокогорного курорта, здесь много растительности в горах, что делает трассы очень живописными. Красивые стройные елочки придают пейзажу сказочную красоту. Температура воздуха здесь также намного теплее. Если у нас в это время было -14 градусов, то здесь всего 0. Из-за этого у нас постоянно возникали трудности с одеждой.

Вечером после обеда и отдыха в номере мы опять пошли по магазинам, накупили себе еды в общей сложности на 31 Евро. Ну, прямо, как из голодного края! Можно подумать, что нас в ресторане не кормят. На ужин заказали себе бутылку шампанского, которое оказалось таким пьяным, что у нас даже разыгралось хулиганское настроение.

Перед сном мы поймали себя на мысли, что каждую ночь засыпаем под странные звуки, напоминающие шум уборочных комбайнов во время посевной. Но это были не комбайны и не трактора, а ратраки, которые ночью утрамбовывают снег на трассах, чтобы утром все они были ухоженные и ровные. В одной только зоне Куршавеля каждую ночь работают 26 шоферов, которые утрамбовывают по 150 га снега.

Погода становилась все холоднее день ото дня: 11 и 12 января -5 С, 13 января -8 С, 14 января -14 С, а сегодня 15 января -10 С. Антон вывешивал собственный термометр на балкон и все время замерял температуру утром, днем и вечером.

16 января. Пятница. День седьмой. Аэропорт Куршавеля

Сегодня мы запланировали посетить Куршавель 1650. Вообще всего Куршавелей 4 штуки: Куршавель 1850, 1650, 1450 и 1300. Но самый главный из них, конечно, Куршавель 1850, он был построен раньше, а все остальные станции – позже. Видимо, было решено поэксплуатировать знаменитое название. Но мы все равно хотели сами оценить уровень сервиса и удобства во всех Куршавелях, поэтому запланировали посетить каждый из них. Оказалось, это не так-то просто было осуществить. В этот день в Куршавель 1650 мы так и не попали. Мы с Антоном разминулись уже в районе аэропорта Куршавеля – самого известного высокогорного аэродрома, его даже по телевизору у нас показывают. Оказывается, не все пилоты имеют допуск к взлетам и посадкам в этом маленьком аэропорту под названием “

Служащий того подъемника, где Антон оставил свою палку, сказал нам, что видел ее, она проезжала мимо него на кресле, но он почему-то ее не снял. Зато другой служащий, сжалившись над нами, принес нам на выбор несколько других, потерянных кем-то палок, чтобы мы смогли выбрать себе подходящую. Идеального варианта, конечно, не нашлось, но на безрыбье, как говорится, любая палка сойдет. Она помогла нам более или менее спокойно добраться к себе. В результате за целый день мы опять не проехали более 25 км, хотя времени провели на горе достаточно.

Вечером пришлось идти в спортивный магазин и покупать новые палки. Самый дешевый вариант длиной 135 см стоил 18 Евро. Их мы и купили. Заодно узнали, сколько стоит поточить и отшлифовать лыжи: от 6 до 39 Евро. Вечером прошлись по соседним отелям, чтобы узнать уровень цен на другие гостиницы и резиденции. Присмотрели себе одну недорогую резиденцию, расположенную прямо у трассы “ Marmotte”, что в переводе означает «бобер», по цене был сравним с нашим трехзвездочным, но находился к трассам намного ближе. Правда, уровень сервиса и обстановка номеров были похуже.

17 января. Суббота. День восьмой. Ужасы нашего городка

Ужасы начались еще вечером. У Антона случилось расстройство желудка, причем не понятно, с чего. Мы перебирали в памяти все продукты: колбасу, огурцы маринованные, помидоры, мандарины, паштет, ужин в ресторане… Ничего подозрительного на первый взгляд не нашли. Но спать нам в эту ночь не пришлось. Утром о ночном кошмаре напоминало исчезновение трехдневных запасов туалетной бумаги. Уборщица, видимо, решила, что мы их просто съели с голодухи. Другого объяснения придумать было трудно. После такой бурной ночи Антон до обеда ничего не ел, только корочку черного хлеба и чай, а закусывал все это активированным угольком, который мы купили в местной аптеке за 9 Евро! Мыслимое ли дело?! То, что у нас стоит 10-12 руб., здесь продается за 9 Евро! Зато упаковка очень красивая (жестяная баночка), да и сам уголь не в таблетках, а в капсулах.Menuires 1800 м, оттуда поднялись на подъемнике marchesи скатились по самой длинной голубой трассе на курорт -8 С.

Этот день был полон приключений. Я один раз серьезно упала, скатившись рыбкой вниз со склона, носом вперед, когда споткнулась об ледяной камень на трассе, а потом 2 раза потерялась на обратном пути в Pont в сторону долины и спустились к себе в поселок. К этому времени некоторые подъемники уже закрывались, день близился к концу. Пора было возвращаться, тем более, что мы уже изрядно замерзли. Разница в температурах утром и днем, а также на разных высотах вводит в заблуждение перед тем, как принять решение, что на себя надевать. Если оденешься слишком тепло, то внизу будет жарко. А если одеться полегче, то можно замерзнуть на вершинах свыше 2000 м.

На ужин сегодня пошли рано, к 19.30. В субботу во всех ресторанах аншлаг, что и следовало ожидать. Новый заезд. Среди вновь прибывших гостей была и компания русских, которые ничего не понимали ни по-французски, ни по-английски. Официанты и шеф-повар мучились с ними ужасно, все никак не могли принять заказ. Пришлось им помогать. Я предложила им перевести на русский язык все их меню сразу. Но они каждый вечер выдавали мне по одному листочку, и я подписывала русский перевод под каждым блюдом. Шеф-повар так был мне благодарен, что все время при встрече осыпал меня комплиментами, да и обходился с нами очень услужливо, стараясь во всем угодить. Кормили сегодня безумно вкусно: какая-то необычная рыба, традиционный суп и великолепный грушевый тортик, который давали только два раза за все наше двухнедельное пребывание в этой гостинице.

Вечером посмотрели прогноз: на завтра обещали снег после обеда. Да и сегодня небо было уже в тучках.

Сегодня исполнилась ровно неделя со дня нашего пребывания в Трех Долинах. За это время я истратила 2800 руб. на мобильном телефоне, и с этого дня больше решила никуда не звонить.

18 января. Воскресенье. День девятый. Снегопад

Всю предыдущую неделю мы пребывали в полной уверенности, что здесь во Франции всегда хорошая погода, и снегопады – крайне редкое явление. Об этом говорило и отсутствие пластиковых крышек от снега на сидениях кресельных подъемников, коими в Италии, например, снабжены практически все канатки. Но, как говорится, не все коту масленица и не все лыжникам солнечная погода. Конечно, к снегопадам в горах нам уже не привыкать, но все-таки, всегда надеешься на лучшее. На сегодняшний день у нас опять был запланирован Куршавель, но из-за плохой видимости в снегопад выехать за пределы нашей долины мы так и не смогли. Вышли из гостиницы в 10.00. Снег был еще не очень большой, но уже многие подъемники и переходы в другие долины были закрыты. С гор спускалась пурга и метель.

Сегодня было не катание, а сплошное издевательство. Даже у себя в долине радости кататься не было никакой: видимость нулевая, да еще и очки стали запотевать. Спускалась я на ощупь, маяком впереди был Антон, без него я бы вообще ничего впереди себя различить не смогла бы. И, тем не менее, мы успели подняться на подъемнике 2 Moutier, а оттуда по трассе доехать до подъемника fondспустились в свой поселок и решили больше никуда не ездить. Вся одежда была мокрая от снега. Желание кататься отпало сразу же. В 13.00 мы были уже в гостинице. За 3 часа мы преодолели от силы 13-15 км.

До ужина в номере просто валяли дурака и играли в шахматы. За прошедшую неделю накопилась физическая усталость, так что хотелось немного спокойно поваляться и отдохнуть.

19 января. Понедельник. День десятый. Маленькая авария

С утра погода не поменялась. В окно можно было и не смотреть, все равно ничего не увидишь: белая пелена напоминала плотную штору. Увидев это безобразие еще в постели, я повернулась на другой бок, и мы проспали до 9.00 часов. Торопиться сегодня явно было некуда. На завтрак мы пошли в 9.30, дальше тянуть уже было нельзя, т.к. ресторан закрывался в 10.00. Но мы не единственные в гостинице были такие умные. Все постояльцы рассудили так же, как и мы: если идет снег и на гору все равно не пойдешь, то зачем бежать на завтрак к 7.00, можно и поспать. В ресторане было людно, что не совсем обычно для такого позднего часа на горнолыжном курорте. Мы, не торопясь, наслаждались свежайшими круассанами, мило беседовали, как вдруг заметили, глядя в окно, что небо просветлело, показалось солнце, снег прекратился. Этого мы не ожидали. Вот уж приятный сюрприз! Вскочив из-за стола, мы поспешили в номер, чтобы быстро собраться и выйти на гору.

Сегодня побили все рекорды по скорости одевания. В 10.30 мы уже стояли на лыжах! В этот день мы проехали около 45 км, но дались они нам не легко. Антон даже 3 раза упал, что случается с ним крайне редко. Обрадовавшись неожиданно хорошей погоде, мы решили рвануть в долину boismint, на карте она отмечена красным, но по факту черная – очень крутая на всем своем протяжении (около 6-7 км), без пологих отрезков. К этому необходимо прибавить высокую степень бугристости, ведь свежий снег еще не успели укатать ратраками с ночи, поэтому все трассы были разбиты. Настоящий могул на черной трассе – вот, что нам пришлось пережить! Пока доехали вниз взмокли и устали, оставив на той горе все свои силы, нервы и крепкие русские выражения. Это была очень хорошая тренировочка. Начиналась вторая неделя нашего пребывания во Франции, а второе дыхание все не открывалось. Ноги все равно уставали от длинных и сложных спусков, и мы все время старались упростить себе задачу, выбирая трассы полегче.

Далее от вершины спустились по легкой голубой трассе около 10-12 км, этот спуск нам безумно понравился, но на этом все удовольствие и закончилось. Было уже 14.00, когда мы обнаружили, что единственный удобный путь в нашу долину (кресельный подъемник) был закрыт, оставался только альтернативный способ вернуться – т.н. «яйца», на которые выстроилась огромная очередь. Стоять пришлось 20 минут, потом ехать в кабинках стоя тоже 20 минут. Итого 40 минут ужасных мучений. И все только для того, чтобы забраться на свою вершину, откуда нас ждал прямой путь домой. На горе нас встретил настоящий ураган, сдувающий с ног и не позволявший продвигаться вперед. Да и в прогнозах на сегодня предсказывали порывы ветра до 75 км в час. На последнем спуске в наш поселок у Антона сломалось крепление: выскочила какая-то пластиночка из фиксатора. Авария не большая, а все равно неприятно. Мы же не знали, важная эта пластиночка, или нет. А вдруг без нее теперь будет опасно кататься?

Конечно, очень хорошо, что день не прошел зря и снегопад дал нам покататься. Мне удалось с ним договориться еще вчера ночью. Я попросила его сделать передышку днем, и он меня послушался. А к вечеру зарядил опять на всю ночь. Учитывая тот факт, что во Франции, как я говорила, нет скипассов на непоследовательные дни, каждый пропущенный из-за непогоды день сулил нам существенные финансовые потери, а именно 70 Евро. Но и на этот случай французы тоже все предусмотрели: они предлагают такую услугу, как страховка от непогоды и забастовок служащих, когда подъемники закрываются. Стоит это 2 Евро в день. Но мы пожалели денег и не стали покупать такую страховку. Так что единственным выходом было просить снегопад сжалиться над нами и не очень-то докучать нам плохой погодой. Как это ни смешно звучит, но на всем протяжении нашего пребывания мне это удавалось делать с большим успехом. Днем снега больше не было. Он начинался только под вечер, заканчивался к утру, делал небольшую передышку до16.00-17.00, а потом все начиналось сначала.

Вечером перед ужином обошли несколько сервисов для того, чтобы узнать, можно ли починить крепление. Оказалось, нельзя. Но и повода расстраиваться особого не было, потому что нас уверили, что данная запчасть никакой важной функции не выполняет и кататься без нее можно спокойно.

По понедельникам в церкви нашего поселка дают мессу. Мы очень хотели на нее попасть, но в нужный момент все забыли и пропустили такое интересное мероприятие. Зато по средам в той же церкви давали концерты, мы решили послезавтра обязательно посетить концерт, тем более, что главной исполнительницей, судя по рекламе, будет наша соотечественница.

В магазинах сегодня потратили 21 Евро, опять накупили всякой еды, ведь после катания мы перекусывали в номере, пили чай, так что каждый день приходилось ходить в магазин за продуктами. Прогноз на следующие два дня был неутешительным. Судя по анонсам до конца нашего пребывания здесь будет идти снег. Администратор на ресепшене сегодня вежливо поинтересовалась у нас, можно ли нам поменять постельное белье. Она выразила беспокойство по поводу того, что горничные на нашей кровати каждый день находили записку: «Постель не убирать!» . А как же смена белья? Мы любезно разрешили им поменять белье, но ни в коем случае не застилать постель по всем правилам гостиницы, которые делали саму кровать непригодной для использования, ведь мы уже давно навели свои порядки и перестелили ее по-своему. Я попросила их оставить чистое белье на кровати, но, вернувшись в номер, мы не без приятного удивления обнаружили, что кровать убрана в точности по нашему желанию именно в том виде, как мы ее и оставили. Оказывается, они не безнадежны, эти горничные. Их тоже чему-то можно научить!

Сегодня десятый день, как мы катаемся здесь во Франции на лыжах, к этому сроку у нас обычно наступает усталость. Вот и сейчас мы подошли к критическому рубежу: и лыжи, и горы, и снег нам уже порядком надоели…

января. Вторник. День одиннадцатый

После вечернего чаепития в номере мы обычно ставили все продукты, подлежащие хранению в холодильнике, за окно, на балкон. Ведь холодильника в нашем номере не было. Проснувшись сегодня утром и отогнув занавеску балкона, я увидела с той стороны стекла живописный сугробик высотой в полметра. Это был наш импровизированный холодильник. Там внутри, под толстым слоем снега спряталась бутылка молока, копченая колбаса и еще какие-то продукты, оставленные с вечера. За ночь все это превратилось в пушистый белый холмик за окном, до того умильный, что разрушать его не хотелось, но пришлось…

А снег все шел. И надежд на сегодняшнее катание не оставалось никаких. Весь балкон по колено был завален снегом. Но мне опять удалось проявить чудеса дипломатии и договориться с «небесной канцелярией». Снег закончился в одно мгновение, как по волшебству. Опять выглянуло солнце. На завтрак мы пошли поздно, в 9.30. В 11.30 встали на лыжи. После обильного ночного снегопада природа была просто сказочная: все вершины, все елки были в снегу. Зато на трассах – настоящее месиво. По-другому и не скажешь. С утра разратрачить склоны не успели. Мы решили опять поехать в Куршавель, но дорога туда далась нам с таким трудом, что мы сдались на полпути. 10 км снежной каши и могула отняли у нас столько сил, сколько не отнимала даже знаменитая Селла Ронда в Италии. В pluviometre, по которой еще не возвращались ни разу. Это была совсем не сложная, приятная голубая трасса длиной 6-7 км. В завершении еще покатались у себя в долине по голубым трассам, которые были в приличном состоянии, в общей сложности проделав за день около 30 км за 4,5 часа. Домой вернулись в 16.00.

Меню на ужин в ресторане стало повторяться. Как-никак вторая неделя пошла. Хватит гастрономического разнообразия!

Температура на нашей высоте сегодня была -1 С, а внизу в +1 - +3 С. На высокогорных курортах есть такая особенность: внизу тепло, даже жарко, а на вершинах и на открытых подъемниках холодно и ветрено, поэтому возникают большие сложности с экипировкой. Каждое утро решаешь проблему: что надеть?

И еще нас не перестает мучить один вопрос: почему не открывается второе дыхание? Почему мы до сих пор не вошли в форму? У Антона все еще болят мышцы, а я продолжаю уставать на длинных спусках. В прошлом году такого не было. Мы запросто без остановок преодолевали спуски по 12-15 км. Может быть, здесь трассы намного сложнее? А может, уровень нашей физической подготовки за этот год снизился? Однозначного ответа на этот вопрос мы найти так и не смогли.

21 января. Среда. День двенадцатый - самый сложный

С утра температура была -16 С. Погода стояла отличная: ясная, солнечная. Но выйти рано нам помешали постоянные звонки по работе. Так что на лыжи мы встали только в 11.30. Поздновато, конечно, для дальней поездки в Куршавель. Сегодня мы решили поехать в Куршавель 1650. В 13.00 были на основном перевале Куршавеля. Сегодня трассы уже были отратрачены намного более качественно, но у меня ноги не выдерживали долгого напряжения.

С перевала мы повернули на Куршавель 1650 и спустились в этот поселок по очень длинной, приятной, широкой и пологой трассе 10-12 км. Это был по-настоящему великолепный спуск, подаривший много эмоций. Не зря мы сюда с таким трудом добирались. Этим и отличаются трассы Куршавеля: своей широтой, ровностью, ухоженностью, а также разнообразием живописных видов. А вот сам поселок Куршавель 1650 нас совсем не впечатлил. Он был скучный и, можно сказать, даже занюханный. В 14.00 из Куршавеля 1650 двинулись в обратный путь, преодолели сложную трассу и в 15.00 были у нашего подъемника

Вечером поплелись на ужин, пришли поздно, так что заказанный нами раклет (вытапливаемый из головки сыр) уже закончился и шеф-повар предложил нам тартифлет – тоже национальное блюдо на основе расплавленного сыра, только с картошкой и беконом. Мы согласились, но сделали это зря, потому что, когда его нам принесли, мы обнаружили, что этот сыр с плесенью, которую мы принципиально не едим. Мы в один голос с Антоном сказали «Фу!». Официантка долго не могла понять, почему нам не нравится, а я не могла ей объяснить, потому что не знала, как по-французски будет «плесень». Наконец с помощью жестов и вспомогательных слов мне это ей удалось объяснить. Вот так я и пополнила свой словарь новым словом «плесень» – « Прибежал шеф-повар, который был мне очень обязан переводом меню на русский язык, и пообещал, что сейчас он отрежет плесень на сыре и подаст нам блюдо без этой знаменитой на весь мир “

Вечером опять пошел снег. С замиранием сердца ложились спать. Что же будет завтра? У нас была намечена поездка в Куршавель 1300 и на курорт

Последний день катания во Франции встретил нас с утра ужасным холодом. За окном было -18С. На лыжи встали в 10.30. Сегодня решили опробовать новый путь и поехать в через «деревеньку» мешало получать настоящий кайф, поэтому опять приходилось выбирать спуски попроще.

Вечером накупили сувениров на 20 Евро, расплатились в гостинице за напитки на ужинах = 66,7 Евро и стали собираться в дорогу. Нам предстояло собрать чемоданы и упаковать лыжи, а завтра нас ждал очень ранний подъем.

23 января. Пятница. День четырнадцатый. Отъезд в Лион

Наш горнолыжный тур во Франции еще не подошел к концу, но мы прервали его на день раньше, чтобы отправиться по приглашению фирмы в Австрию на горнолыжный тур в Зельден до 30 января. Для этого мы самостоятельно купили билеты из Лиона в Мюнхен на 24 января и из Мюнхена в Москву на 29 января. Само пребывание на курорте в Австрии полностью оплачивала фирма

Дополнительные расходы:

· Билеты на автобус до Лиона = 68 Евро на человека

· Авиабилеты Лион-Мюнхен = 100 Евро на человека

· Авиабилеты Мюнхен-Москва = 285 Евро на человека

· Гостиница в Лионе = 31 Евро на человека

· Поездки на общественном транспорте и питание в Лионе = 50 евро на человека

· Горнолыжная страховка в Австрии = 23 Евро на человека

ИТОГО: 557 Евро на человека

К этому еще необходимо прибавить оплаченные, но неиспользованные услуги французского тура:

ИТОГО: ориентировочно 220 Евро с человека.

Короче, халявы все равно не получилось. Если бы мы ехали из Москвы, как все остальные участники тура, то все это нам обошлось бы раза в три дешевле. Однако не одно только желание воспользоваться возможностью бесплатной поездки сподвигло нас на такие сложные манипуляции. У меня давно было запланировано забрать в Университете Лиона оригиналы своих дипломов, которые дожидались меня уже лет восемь после окончания учебы. Да как-то оказии не было, а тут вот все так удачно сложилось. Я заранее позвонила в Университет «Люмьер» и предупредила о дате и времени своего прибытия. В учебной части обещали подготовить для меня все документы и заверили в том, что 23 января до 17.00 будут меня ждать. Так что сегодняшний денек будет очень насыщенным разнообразными событиями …

Встать сегодня пришлось рано, в 5.30 утра. Завтракали прямо в номере тем, что нам с вечера выдали в ресторане в виде сухого пайка. В 6.30 вышли из гостиницы и отправились на остановку рейсового автобуса в центр поселка. Шел сильный снег, все дороги замело, с лыжами и тяжелым чемоданом идти было очень сложно, а особенно по свежему снегу, как по песку. Последние метры до автобуса дались с особым трудом. Я доползла просто на последнем издыхании. Этот забег мы преодолели всего за 10 минут. Автобус отправлялся в 7.00. Дорога была тоже не из легких. Снегопад в горах – это не шутка. На узких петляющих дорогах часто случаются заторы. Один из них мы наблюдали лично. Легкомысленные водители многих автобусов и легковых машин опрометчиво не одевали цепи на колеса, что и мешало им продвигаться вперед в сильный снегопад, особенно в гору. Одна за другой машины останавливались. На узкой дороге такая остановка сразу же создавала затор. На встречной полосе мы увидели туристический автобус, который не мог двинуться ни вперед, ни назад, заняв полторы полосы. Наш автобус объехать его не мог. Тогда наш водитель, скрестив руки на груди, покорно произнес на весь салон: «Ну, все! Приехали!». Пассажиры стали возмущаться, одни на станции Мутье должны были пересаживаться в поезд, а другие (в том числе и мы) – в автобусы до разных городов. Наш автобус до Лиона отходил в 8.45. Времени еще было достаточно, но и мы уже стали волноваться. Ведь этот инцидент на дороге быстро не разрешится. С обеих сторон дороги выстроилась длинная вереница автомобилей. И все из-за одного идиота, у которого не было опыта ездить в горах.

Просидев несколько минут без движения, наш водитель начал давать дельные советы своему застрявшему коллеге. В конце концов, он задал последний вопрос:

- А цепи-то у тебя есть?

- Есть.

- Так одень!

- А что, поможет?!

- Тра-та-та (непереводимая игра слов, сопровождаемая нецензурными французскими выражениями).

Застрявший автобус сдал назад до расширения дороги и пристроился там для одевания цепей. А мы благополучно поехали дальше. Уже внизу видели французских гаишников, которые не пускали в горы водителей без цепей.

Снег в горах сменился сильным дождем внизу на высоте около 800-1000 м над уровнем моря. Пересадку на автобус “ Сент-Экзюпери. Водителем междугороднего автобуса была сравнительная молодая и очень хрупкая женщина, приятной наружности. Во Франции профессия шофера, оказывается, не считается мужской. Наша мадам уверенно справлялась с большим автобусом и сама проверяла билеты. В салоне нас было всего 9 человек. Мы с Антоном сидели на первом сидении, и я слышала, как наш водитель разговаривает с кем-то по мобильному телефону. Сначала я решила, что она болтает с подружкой про какие-то неисправности своего личного автомобиля, а потом выяснилось, что она разговаривала с диспетчером автопарка про поломки нашего автобуса. Ей было дано указание доехать до Альбервиля и сменить автобус. Замена произошла очень быстро. Водитель сама помогала нам переносить багаж. Я поинтересовалась, что произошло с нашим автобусом. Оказалось, какие-то лампочки у нее на панели стали подозрительно мигать, и она испугалась. Новый автобус показался нам даже более просторным и комфортным. Несколько минут было потрачено на инструктаж по управлению другим автобусом, и мы опять тронулись в путь. На этот раз никаких неприятностей с нами в пути не произошло. Всю дорогу ливень нас не отпускал. Такая погода навевала грусть, ведь весь сегодняшний день мы планировали посвятить ностальгической прогулке по Лиону. А под дождем, что за прогулка?

В аэропорт Лиона мы прибыли по расписанию в 11.00. Теперь нам некуда было торопиться, и мы стали действовать по утвержденному заранее плану. Сначала нужно было отыскать камеру хранения и сдать туда лыжи и чемоданы, взяв с собой вещи для гостиницы на один день. Эта процедура была не сложной, но отняла у нас массу времени. Во-первых, служащие не хотели брать лыжи в багаж, но почему-то сделали для нас исключение. В результате за 30 Евро мы сдали две пары лыж и два больших чемодана до утра в камеру хранения. Во-вторых, неудобным оказалось то, что проверка багажа производилась на другом конце аэропорта, поэтому нам пришлось преодолеть не один километр с тележкой, прежде чем мы освободились от своей тяжелой ноши.

Теперь нам предстояло узнать, сколько придется доплатить завтра за лыжи на рейсе Эр Франс до Мюнхена. Эту информацию мы получили на стойке

В 13.00 мы были на станции метро Мермоз Пинель – той самой родной, где я прожила в общей сложности 2 года в 1995-96 и в 1998-99 годах. Окрестности Брона (пригороды Лиона) почти не изменились, только мы теперь уже смотрели на все это другими глазами. Своего автобуса до университета ждали долго. Все расписание было нарушено. Наконец автобус №26 прибыл и благополучно отвез нас в Университет. Здесь тоже почти ничего не изменилось, и мы с удовольствием разглядывали учебные корпуса, улицы, дорожки, вспоминали, как приезжали сюда на собственной машине. Теперь до университетского городка ходит монорельсовый трамвай – гордость Лиона. При нас эту дорогу только строили, а сейчас трамвай успешно курсирует по всему городу.

Получить дипломы не составило никакого труда. Народу в этот день не было совсем. Университет казался вымершим, опустевшим и даже грустным. Студенческие каникулы еще не кончились. Тоску навевал постоянно моросивший дождь, временами переходящий в ливень. Ностальгические воспоминания охватили меня, когда я ступила на ступеньки главного корпуса, но Антон не был расположен к сентиментам и все торопил меня.

Посетив Университет, мы вернулись в свой район, подошли к дому, где мы жили так долго, обошли его со всех сторон, потоптались на стоянке, где мы обычно оставляли свой «Фиатик», прогулялись по кварталу частной застройки, забрели в парк, перекусили на скамейке взятыми с собой бутербродами, опять подошли к своему дому, к своему подъезду, только с другой стороны. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что дверь в подъезд приоткрыта (в это время там как раз делали ремонт). Трудно было удержаться от того, чтобы не войти. На лифте мы поднялись на свой 9 этаж и вышли на площадку. На двери квартиры хозяев, сдававших нам жилье, мы увидели надпись “Barbier”, а десять лет назад на табличке было написано “etBarbier”, что означало и - хозяйки больше нет, умерла. Ей тогда было 76 лет, а, может, и больше. Сделав это открытие, мы немного опечалились. Молча спустились вниз и направились в супермаркет Галери Лафайет, где обычно отоваривались. Нужно было запастить едой на ужин и завтрак в гостинице. На провиант потратили 9 Евро. Купили своей любимой вареной свеклы, которую здесь готовят так вкусно, как нигде в мире. Впечатление от города у нас осталось двойственное. Пропал прежний лоск, теперь нам все виделось занюханным, потасканным, лишенным блеска и чистоты. То ли город изменился, то ли мы постарели? Погода улучшилась. Дождь кончился, ярко светило солнце. Температура была +8 С. Вокруг зеленая трава, цветы, воздух пах весной. И это в конце января!

День уже перевалил за вторую половину, и мы порядком устали, у меня болела голова. Но нужно было найти нашу гостиницу, перекусить, а потом совершить экскурсию по центру ночного города на прощание. Гостиницу я забронировала еще в Москве. Это был один из самых бюджетных вариантов размещения в Лионе – 62 Евро в сутки. Кроме того, тоже входил в перечень наших ностальгических воспоминаний, ведь именно в я остановилась, когда впервые приехала во Францию, в Лион летом 1995 года, и именно сетью отелей и Stade запрещаются!

Наскоро перекусив и приняв душ, в 19.00 вышли из гостиницы и отправились в центр города на прогулку. Первым пунктом был собор Фурвьер – главная достопримечательность города, куда мы забрались на фуникулере. Уже стемнело, поэтому панораму мы обозревали сквозь огни ночного города. Сверху мы заметили гигантских размеров колесо обозрения и решили прокатиться на нем. Раньше такого колеса на площади Белькур не было, оказалось, что это временный аттракцион, установленный в декабре на период зимних каникул. Претендентов прокатиться на нем было мало, поэтому колесо запустили для нас одних. К нам еще пристроился французский мальчик, который боялся высоты и не решался прокатиться в кабинке без взрослых. За 5 Евро на человека (т.е. всего за 15 Евро на троих) 42-метровое колесо с 65 гондолами крутили 6 минут. Панорама города с колеса открывается захватывающая!

Перед тем, как отправиться в гостиницу после ночной прогулки по городу, мы отыскали место посадки в автобус со станции до аэропорта, куда нам нужно было явиться завтра, и засекли время в пути. В гостинице были в 22.00. Спать легли в 23.00. Уснули без задних ног, тем более что номер в Этап Отеле позволяет каждому разместиться на отдельной кровати. Я спала на верхней полке, а Антон блаженствовал на большой двухместной кровати. Правда, этому безмятежному сну предшествовала еще смена номера. Нам почему-то предоставили номер для курящих, весь пропахший сигаретным дымом, что меня очень не устраивало. Пришлось пойти покачать права на ресепшене. Без долгих препирательств номер нам заменили.

24 января. Суббота. День пятнадцатый. Отъезд в Мюнхен

Встать пришлось в 4.00 утра. Позавтракали в номере купленной в супермаркете Галери Лафайет едой и в 5.00 вышли из гостиницы. В метро сели на второй по счету поезд, на первый чуть-чуть не успели. В субботу в такой ранний час многие жители Лиона возвращаются на метро домой после ночных прогулок и посещений злачных мест, казино, кабаков, клубов и т.д. Люди в вагонах все какие-то странные. Мы видели даже одну девочку, которая ехала босиком. Чудеса, да и только! На станции сели в и в 6.10 были уже в аэропорту.

Во многих иностранных авиакомпаниях сейчас распространена практика электронной регистрации билетов на рейс, т.е. самостоятельной регистрации без помощи служащих. Эр Франс тоже вводит такую систему. Везде в аэропорту расставлены стойки электронной регистрации, которые автоматически выдают посадочные талоны. Служащие помогают пассажирам знакомиться с нововведением, объясняют механизм действия. На самом деле, очень удобно! После получения талончика остается только сдать багаж уже без очереди. Мы так и сделали. И каково же было наше удивление, когда за лыжи с нас ничего дополнительно доплатить не попросили. Просто наклеили бирки и все! То ли это недоработка электронной системы, то ли кто-то ошибся? Сказать трудно. Главное, что мы сэкономили от 40 до 60 Евро за этот перелет. И это было приятно.

Самолет марки за 700 Евро! Нас эти подсчеты очень удивили. Странная у них какая-то экономика получается. Вряд ли это может быть экономически выгодным. Плюс к этому комфорт, вежливость и исполнение любого желания пассажира. Я пожаловалась стюарду на то, что мне жарко, и он доложил об этом капитану. Через минуту вернулся и сказал, что капитан убавил обогрев салона. Вот это, я понимаю, сервис!

Приземлились в Мюнхене по расписанию в 10.00. Теперь до 13.00 нам нужно было ждать Алексея – представителя компании Вольф с автобусом. За три часа мы изучили весь аэропорт вдоль и поперек, успели проголодаться и пообедать в ресторане. Трудно, конечно, это сделать без языка, но нам попалась русская кассирша, которая на родном языке объяснила нам все и порекомендовала блюда.

В 13.00 приехал автобус, к этому времени все участники группы партнеров фирмы Вольф, прибывшие из Москвы, Питера, Киева и других городов, собрались у выхода. Всего нас было около 30 человек. Сев в автобус, я ментально уснула. Еще бы, вторую ночь не высыпалась. Ранние подъемы меня добили. Я уже не видела ни огромных пробок в пригородах Мюнхена, ни трудной петляющей дороги в горах. Ехали мы в Австрию на курорт Хох Зельден (2100 м). Расстояние в 280 км преодолели за 4,5 часа. Дорога была долгая и утомительная, но во сне этого не ощущается. Усталость взяла свое.

Когда нас привезли в гостиницу, было уже темно. Отель назывался

В 19.00 мы пошли на ужин. Это была настоящая официальная церемония открытия мероприятия. Готовили здесь очень вкусно, но мясо, как всегда, подавали с кровью. После ужина Алексей показал нам гостиницу, лыжехранилище, раздевалку, откуда открывалась дверь прямо на трассу. Вот это настоящее катание от двери: вышел за дверь – и сразу на лыжи! Единственный минус такого расположения курорта – его оторванность от основного города. Здесь нет ни супермаркетов, ни аптек, ни сувенирных лавочек. Словом, ничего купить нигде нельзя. Даже бутылку воды нужно заказывать в ресторане гостиницы, что, естественно, намного дороже, чем в обычном магазине. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что стоимость номера шикарной 4* гостиницы в Австрии чуть ли не на 30% дешевле, чем стоимость номера нашей посредственной 3* гостиницы в Валь Торансе, где мы отдыхали.

Зельден – типичный австрийский горнолыжный курорт, располагающий 140 км трасс. Это не много. Все здешние маршруты можно обкатать за 3-4 дня. Трассы широкие, но зачастую бугристые, подъемники удобные, инфраструктура курорта развитая, комфортная. Катание здесь приятное во всех отношениях.

25 января. Воскресенье. День шестнадцатый. Первый день в Австрии

Проснуться пришлось рано. Неугомонный Алексей поднял всех на завтрак к 8.00. Но выспаться мы успели, потому что после ужина сразу легли спать. Питание здесь подают три раза в день. Завтрак – шведский стол, каждый раз одинаковый, но очень разнообразный и плотный. Обед – перекус с 15.00 до 17.00 одним типовым блюдом (блины, пирожки, солянка, тефтельки). Ужин – по меню (три блюда на выбор из двух вариантов каждое) + закуски по принципу шведского стола и, конечно, десерт.

В первый день до 11.00 мы побродили пешком по нашему поселочку, чтобы сориентироваться на местности, но ничего, кроме пунктов проката, не нашли. С 11.00 купили скипасс на 1,5 дня за 64 Евро на человека. Сегодня мы решили поехать на самую высокую здесь точку – на высоту 3367 м. Путь наверх состоял в основном из путешествий на различных подъемниках, покататься на лыжах так и не удалось толком. Забравшись на пик, мы с Антоном потерялись. Он решил пешком покорить вершину, куда на лыжах было доехать нельзя, а я отказалась от такого подвига. Тащиться в гору 400 м в лыжных ботинках с лыжами на перевес – это не для меня. Но Антон был упрям! Он двинулся в путь, попросив меня его подождать внизу.

Сначала я честно ждала, но не дождалась, замерзла. Рация не работала, телефоны тоже. Связи никакой. Чтобы согреться, я скатилась вниз и вернулась на гору, но его нигде не было. Я решила уехать совсем. В этот день я проехала всего 15 км за 4 часа, зато научилась быстро ориентироваться на этом курорте с первого раза без помощи Антона, попробовала много разных длинных трасс. А Антон все-таки преодолел себя и забрался на самый высокий пик курорта. Там он сфотографировался и, спустившись вниз, проехал через горнолыжный туннель в самую дальнюю точку курорта Зельден. В 15.00 мы вернулись в номер, там и встретились.

Обед и ужин сегодня были ужасными – кругом непрожаренное мясо. За ужином Алексей познакомил нас со своими питерскими коллегами. За столом мы так и сидели все дни вшестером: три семьи. Жена Алексея рассказывала нам, как их мучил инструктор: странная забава заставлять новичков кататься на горных лыжах без подъемника (его просто в зоне новичков отключили), туда съезжаешь на лыжах, а обратно – пешком в горку с лыжами наперевес. После таких уроков никто больше из новичков кататься на лыжах не захотел. Все эти новости мы обсуждали за ужином и премило болтали на разные темы до закрытия ресторана. В 23.00 пошли спать.

26 января. Понедельник. День семнадцатый. Знакомство с Зельденом

Сегодня мы решили поехать в сам Зельден пешком, чтобы поближе познакомиться с типичной австрийской деревушкой. Да и к тому же после вчерашнего голодного дня, когда нам все время везде в ресторане подсовывали сырое мясо, очень хотелось купить себе какой-нибудь резервной еды на всякий случай. Еще мы обнаружили, что вода в нашей гостинице, которая течет из-под крана, оставляет на сантехнике (раковине, унитазе, ванной) не рыжий, как у нас, налет, а голубой. Причем происходит это очень быстро. Если уборщица один день не помоет санузел, но на следующий день налет этот будет везде. Мы решили, что вряд ли это полезно, поэтому воду из-под крана пить не захотели. А для этого нам нужно было купить воды в бутылках. Позже я обнаружила, что, когда втыкаешь лыжную палку в снег, а потом вынимаешь, в углублении от нее снег тоже кажется голубым. Это явление мы так до сих пор и не разгадали, похоже, что на него здесь никто внимания не обращает.

Спуститься в Зельден можно было только на лыжах, на машине (на такси) или на кресельной канатной дороге. Мы выбрали последний вариант. Старая креселка, которая проходит рядом с окнами нашего номера, тащилась вниз до Зельдена 25 минут. В 11.00 мы были в городе. Зашли в магазин СПАР, там накупили всякой всячины: и еды, и чая, и воды и т.д. Короче, рюкзаки наши были очень тяжелыми. С этой поклажей мы прогулялись по сувенирным лавочкам, но ничего дельного не нашли. Несколько минут побродили по городу, кинули монетки в горную речушку и к 12.00 вернулись на подъемник. Но тут нас ждала очередная подстава. Подъемник, оказывается, закрывается с 12.00 до 14.00. А что же делать нам 2 часа? Мы сразу же приуныли, но решили воспользоваться вторым современным подъемником по типу «яйца», который идет наверх до трасс, но не доходит до нашей гостиницы. Я предложила спуститься со склонов пешком. Вчера мы видели некоторых неумелых лыжников, которые таким образом спускались вниз, но Антон отказался от этого подвига и сказал, что будет ждать до 14.00, когда включат наш подъемник.

А я решила попробовать. Тем более что гостиница была видна с той горы, как на ладони. Нас отделял какой-нибудь километр, правда, по отвесному склону. Сначала я попробовала спуститься по самой трассе, но она была настолько крута, что по ней без лыж можно было скатиться только кубарем. Тогда я вернулась и пошла в обход: не по трассе, а напрямик, по рыхлому, неукатанному снегу. Антон провожал мою скрывающуюся за горой фигурку долгим взглядом, но сам идти не решился. А мне назад пути уже не было. Подняться вверх по сугробам еще тяжелее, чем спуститься. На самом деле, спуск этот только казался легким. Я проваливалась в снег по пояс, падала, скатывалась вниз на попе, поднималась и опять падала. Все это время мы переговаривались с Антоном по рации. Спуск занял у меня минут 15, но эти 15 минут дались мне так же нелегко, как Антону вчерашнее восхождение на пик. Я взмокла до такой степени, что водолазку можно было выжимать. В 13.07 была уже в номере, выпила чаю, отдохнула и в 14.00 пошла кататься на лыжах.

Сегодня я покорила черную трассу, несколько голубых и одну длинную красную. Антон дождался открытия нашего подъемника, и мы воссоединились только в 15.30. Ему пришлось покататься совсем не много – минут сорок пять, ведь в 16.00 все подъемники уже закрывают. Сегодня я проехала около 15-18 км. Трассы были ровнее и чище, по сравнению со вчерашним днем.

Зато ресторан нас сегодня порадовал и компенсировал все наши неудачи настоящими деликатесами. На обед испекли блины, подавали их с вареньем. Мы съели по две порции, так что даже на ужин идти не хотелось. А за ужином подали чудесную рыбу. Как и вчера, болтали до 23.00, только сегодня больше о политике. Договорились завтра поехать кататься всем вместе.

Такова уж судьба лыжника, что на любом горнолыжном курорте, сколько бы дней там ни удалось провести, а снегопад застать – это входит в обязательную программу. Вот и нам здесь в Австрии не удалось избежать этой участи. Сегодня с утра пошел снег. Мы решили в 10.00 после завтрака выйти покататься всем вместе и договорились встретиться внизу. А что такое «внизу», так и не уточнили. Мы с Антоном решили, что это в раздевалке, а вся наша компания вышла на улицу и ждала нас на трассе. Так мы и прождали друг друга полчаса. Встретились случайно, когда Сергей вернулся в раздевалку. Он больше не хотел кататься. Погода на улице была не самая приятная: снег, туман, видимость нулевая. А Алексей катался с горы и ждал нас, но мы разминулись. Мы поехали вниз в Зельден. Трасса была замечательная, даже легкий снежок не мешал, а туман, оказывается, был местами. В 10.45 мы уже были внизу. Нам предстояло подождать несколько минут, чтобы купить скипасс на полдня с 11.00, он был дешевле и стоил 35 Евро на человека. Но тут нам очень повезло, какой-то немец продавал свои неиспользованные скипассы меньше, чем за полцены в связи с тем, что он должен был уехать раньше на 1 день. Я, конечно, испугалась поначалу покупать билетик с рук, но потом жадность меня пересилила. Оказалось, что это не обман, и мы таким образом сэкономили 40 Евро, купив два билетика за 30 Евро (т.е. по 15 Евро каждый).

День начался удачно, так он и продолжался. Трассы были хорошие, укатанные. У нас открылось второе дыхание. Мы пробовали длинные и сложные спуски, 3 раза скатывались в Зельден по 5-7 км, а потом поднимались на разные вершины. Посетили Пик 3068 м. В этот день проехали 35-38 км за 4 часа, все нам удалось прочувствовать: и прогулки в тумане, и катание по пухляку вне трассы, и блуждание в снегопад. Сегодня нам покорились самые интересные и разнообразные маршруты, мы остались очень довольны, тем более что наконец-то у нас открылось второе дыхание. А поздно! Этот день был последним днем катания в сезоне 2009 года. Вот так всегда и бывает, только войдешь в форму, а уже и уезжать пора.

На обед не пошли, и правильно сделали: там давали грибной суп. Мы пообедали прямо в номере тем, что купили вчера в магазине. В 17.00 приехал Хуберт – представитель завода ВОЛЬФ по кличке Вебер, и у нас в ресторане была официальная встреча, на которой награждались лучшие дилеры и подводились итоги года. Как выяснилось, в связи с кризисом объемы продаж по Германии упали всего на 7-8%, а по России и странам СНГ – на 85%. Вот вам и кризис в Германии. Тоже мне спад! Да мы бы такого спада и не заметили бы! Еще в этот день от других участников поездки мы узнали, что кто-то из наших в ресторане на горе видел Павла Волю (ведущего телепрограммы «Смех без правил») со своей спутницей. Они с ним сфотографировались, и мы все вечером с любопытством рассматривали их фотки.

За ужином, как обычно, обсуждали всякое разное и договорились до того, что решили завтра взять машину напрокат на 8 человек и поехать в Лихтенштейн. Сначала у Алексея была идея поехать в Верону, но мы отказались. Во-первых, потому, что я лично там была уже 2 раза (Антон только один), а во-вторых, потому, что ехать туда очень далеко – порядка 400-500 км в один конец. Другое дело Лихтенштейн – и находится ближе (200 км в один конец), и вообще новое государство, в котором никто из нас пока еще не был. Так и порешили: завтра на весь день отправляемся туда!

28 января. Среда. День девятнадцатый. Поездка в Лихтенштейн

В 8.00 мы вышли на завтрак, к 9.30 собрались на ресепшене, где нас ждало такси до Зельдена (40 Евро на 8 чел.). А внизу на заправке нас ждал арендованный микроавтобус – Алексей был водителем, а мы с Антоном, взгромоздившись рядом с ним на первом сидении, записались в штурманы, для чего специально на заправке купили подробный атлас автодорог. Добрые люди из нашей группы снабдили нас информацией из Интернета о Лихтенштейне, поэтому по дороге мы получили все необходимые сведения об этой стране. Лихтенштейн – это маленькое княжество, расположенное на границе с Австрией и Швейцарией, занимающее территорию 160 км2, где проживают 30 000 жителей. Столица –

Одна из основных достопримечательностей Лихтенштейна и его столицы – княжеский замок, расположенный на горе, – действующая резиденция князя. Именно поэтому нас туда и не пустили. Осматривать эту достопримечательность нам пришлось со стороны. Потом мы спустились вниз, в город, оставили машину в центре и дальше решили ходить пешком. Справедливости ради, надо сказать, что смотреть в Лихтенштейне нечего. Это государство живет, в основном, банковским делом. У них даже денег своих нет, они пользуются швейцарскими. На главной площади города мы нашли офис по туризму, раздобыли там карты города и отметили на них те достопримечательности, которые нам были интересны. Посмотреть здесь можно:

· Картинную галерею

· Краеведческий музей

· Музей современного искусства

· Лыжный музей

Лично мы с Антоном выбрали последний пункт, а вся наша команда – остальные музеи. В 13.00 каждый разошелся по своим интересам, встретиться договорились на площади в 16.00. Наш лыжный музей был дальше всех. Идти туда быстрым шагом минут двадцать. Мы с Антоном резво рванули вперед. По пути посмотрели, как живут простые жители Лихтенштейна в частных домах (по типу наших деревенских жителей). Окраина города – сплошь частная застройка, народ на своих участках содержит живность, выращивает цветы и какие-то полезные растения.

Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что лыжный музей – это обшарпанное трехэтажное деревянное здание барачного типа. Оказалось, что это частная любительская коллекция снаряжения и оборудования для зимних видов спорта от самых древних изобретений (снегоступов) до современных бобслеев, лыж, сноубордов. Сама коллекция необычайна интересна: здесь представлены не только прародители современных лыж и санок с 1880 года, но и снаряжение и одежда участников олимпийских сборных разных эпох и разных стран. Особый интерес у нас вызвали предки горных лыж, которые раньше были деревянными и даже складывающимися, ботинки были кожаными, невысокими, а крепления – примитивными. Все это можно пощупать, потрогать и сфотографировать. Нам даже удалось сделать памятную фотку с факелом олимпийского огня Туринской зимней Олимпиады 2006 года. Стоимость билета – всего 4 Евро на человека, а сколько впечатлений, эмоций и даже открытий! По окончании осмотра хозяин музея попросил нас оставить памятную запись в его журнале, что я с удовольствием сделала.

На обратной дороге зашли в местную итальянскую пиццерию. Из-за незнания немецкого языка, пришлось найти универсальный ресторан попроще, где меню было на итальянском языке. Пицца, она и в Африке пицца. Кстати, оказалась очень вкусной! С покупкой сувениров сначала возникли некоторые трудности. Что здесь можно купить такого традиционно лихтенштейнского? Княжество, как выяснилось, печатает почтовые марки для многих других стран, поэтому в магазинах наборы марок – это местные сувениры. Здесь можно даже найти коллекции, выпущенные в гитлеровский период для Германии. Но мы не купили никаких марок, просто посмотрели и ушли.

Вывод такой. В Лихтенштейне делать нечего, но для общего развития – полезно. Итак, поездка в Лихтенштейн из Зельдена с учетом такси в оба конца, бензина 38 Евро и стоимости автобана – 16 Евро обошлась на каждого примерно по 50 Евро. Обычная цена, как за организованную экскурсию через агентство.

На ужин вернулись вовремя. В ресторане сегодня долго не засиживались, всем нужно было собирать вещи, ведь завтра – отъезд с утра.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ

2006 - 2012 г. © Все права защищены
«Мастерская слова»

Разработка: ViPro
Дизайн: Студия web-дизайна Miracle.