Тел.: +7(495) 960-80-48
Моб.: +7(903) 576-75-96

Италия

15 - 21 марта 1999 г.

1. Лион - Арензано - Генуя - Пиза

Выехали мы в понедельник 15 марта в 8.00 утра, как и было запланировано. Через четыре часа достигли “канадской” границы. Перед самой границей мы нарвались на французских “гаишников”, они проверяли документы. Все у нас оказалось нормально с документами. Так что через 6 месяцев пребывания во Франции мы первый раз пообщались с их полицией. Проверяли они техпаспорт, права и … страховку. Причем последнее для них важнее всего, как выяснилось. По мере приближения к границе наше волнение несколько усиливалось, мало ли что. Но оно оказалось напрасным. Эта граница еще круче, чем швейцарская. Там хоть ради приличия на посту кто-то стоял, а тут было всего две будки, типа телефонных, на одной было написано “французская полиция”, на другой – “итальянская полиция”, и что характерно – обе пустые. Третья будка пустой не бывает никогда, там сидит мужик, который отбирает деньги – плата за проезд по тоннелю. Граница, в том месте, в котором пересекали ее мы, проходит по горам, и для проезда прокопали тоннель длиной в 13 км!!! Это знаменитый тоннель Фрежюс. Так вот, за этот тоннель взимается отдельная плата, независимо от платы за магистраль: 152 Ф в один конец, 190 Ф – в оба конца в течение недели. Таким образом, заплатив 190 Ф, мы были не только лимитированы во времени, но и обратный маршрут изменить было нельзя, так как, в целях экономии средств, проехать нужно было именно через этот тоннель (Антон очень хотел обратно проехать в тоннеле под самим Мон Бланом, но этот номер у нас не удался). Проезд в тоннеле занимает 10 мин, а когда мы увидели свет божий, то уже были на итальянской земле. Все сразу изменилось. Вместо указателя “TURIN” появился “TORINO”, а вместо “PEAGE”, что означает “ПЛАТА” - “PAGAMENTO”. Последнее слово надолго, я думаю, останется в нашем лексиконе, уж очень оно емкое и по-настоящему отражает всю сущность явления. Номера на машинах тоже очень скоро заменились на итальянские – на белом фоне с первыми буквами, обозначающими принадлежность транспортного средства к тому или иному городу. Но больше всего поразило поведение итальянских водителей на дорогах. Похоже, они находятся в полном неведении относительно того, какими приборами оборудован автомобиль, а если и знают, то абсолютно не понимают для чего все это нужно. Пользуются они только рулем: причем не только рулят, но и сигналят без перерыва. Поворотниками не пользуются никогда и ни при каких обстоятельствах, в зеркала тоже, надо думать, не смотрят и вообще ведут себя на дороге так, будто вокруг никого, кроме них, нет. Про скорость я даже упоминать не буду, ее превышают даже французы. Так что Антон показывал всем им пример правильного вождения. И, я думаю, они сильно удивлялись, поскольку, у них, видимо, правила забыли даже сами инструкторы.

К обеду мы уже были на берегу Средиземного моря, проехали через живописный курортный городишко САВОНА и остановились в маленьком городке АРЕНЗАНО на перекус и перерыв, побродили немножко по пустынному пляжу, оставив свои следы на песке. Правда Антон вот добавляет, что пляж не совсем был пустынным, там все-таки кто-то загорал. Далее наш путь лежал через город ГЕНУЯ – чуть ли не один из самых крупных портов в Италии. Он растянулся по побережью на 16 км, и выбраться из него можно, только если случится чудо. По этому городу нас водил Генуезский леший, нам пришлось проехать его два раза из конца в конец, прежде чем мы выбрались на долгожданную магистраль. Небо услышало наши молитвы и послало нам очень любезного водителя грузовика, когда мы в отчаянии остановились перед каким-то указателем. Он сам вылез из своей машины и подошел к нам, чтобы спросить, какое направление мы ищем. Впоследствии оказалось, что он увидел наши французские номера (он принял нас за французов) и, поскольку он когда-то учил французский язык (сам он был мароканцем), ему очень захотелось поговорить с кем-то по-французски. Конечно, я не стала его разочаровывать и не открыла ему тайны, кто мы на самом деле… Сам город нам совсем не понравился, он очень серый, угрюмый, грязный и повсюду из окон свешивается выстиранное белье: трусы, носки, майки и прочие интимные детали одежды.

Уже поздно вечером мы добрались до первого пункта - г. ПИЗА, проехав за этот день около 700 км. Остановились в намеченной гостинице недалеко от Пизанской башни, ради которой мы и ехали сюда. Гостиницы, как я и предполагала, оказались в Италии очень дорогие. Из-за этого, в целях экономии, нам пришлось пару ночей провести в машине.

С самого раннего утра мы, естественно, сразу побежали смотреть Пизанскую башню. Надо сказать, она производит незабываемое впечатление. Она и правда очень сильно наклонилась, так что сейчас ее обвязали на уровне 4-го этажа стальными кольцами и поддерживают канатами, а в это время укрепляют фундамент. Наклоняться она стала, оказывается, еще при строительстве, фундамент не смог выдержать ее, еще когда она была высотой 10 м (высота башни 52 м), таким образом, уже в течение 800 лет она наклоняется на 1-2 мм в год, уже совсем скоро она могла бы совсем рухнуть, но итальянцы вовремя забили тревогу и начали спасательные работы, из-за этого внутрь башни сейчас не пускают. Башня стоит на так называемом ПОЛЕ ЧУДЕС, по-итальянски PIAZZA DEI MIRACOLI, рядом с ней соседствуют несколько других архитектурных шедевров, таким образом, все достопримечательности ПИЗЫ расположены очень компактно в одном месте, что позволяет осмотреть их очень быстро, не теряя времени на перемещения по городу. Посмотрев все это, мы прошли к речке, кинули, как положено, монетки, и вернулись, чтобы купить сувениров.

2. Остров Эльба

Потом мы поехали дальше. В этот раз путь наш лежал на маленький портовый город ПЬОМБИНО, откуда каждый час отправляется теплоход на остров ЭЛЬБА, известный тем, что на нем с 1814 по 1815 год отбывал ссылку Наполеон. В 4.00 вечера мы сели на “корабь”, по размерам не меньше ТИТАНИКА, очень комфортабельный и уютный, и отправились в морское путешествие на остров. Я на таком огромном пароходе еще никогда не плавала. Размеры у него действительно внушительные: длина 102 м, высота 15 м, а ширина – 18. Он вмещает 1100 пассажиров и 220 автомобилей. Когда идет загрузка, он открывает свой огромный “рот” с одной стороны и туда выстраивается очередь из машин, причем самых разных от легковых до огромных фур. И все это исчезает в его “животике”, причем внутри у него все также просторно, и весь этот груз на нем никак не сказывается. По прибытии он открывает ротик с другой стороны, и оттуда все эти машины начинают выезжать. Погрузка и разгрузка занимают где-то по полчаса, и всеми машинами, которые в нем умещаются, можно заполнить большую улицу…Зрелище грандиозное. Мы за то время, пока пробыли в порту, не раз наблюдали его. Правда, тогда я уже немного устала, да и на верху (на открытой палубе) было достаточно ветрено), поэтому я, устроившись внизу в уютном кресле, заснула… Внутри, в салоне корабля, располагаются и бары с ресторанами, и видеозалы, и даже игровые площадки для детей, и еще много чего интересного…

На остров Эльба из порта Пьомбино ходит много разных кораблей разных кампаний каждый час. И что интересно, пустыми они не бывают никогда. Откуда у них берется столько желающих, непонятно (потому что мы были не в сезон, то есть туристов там было мало)? Причем удовольствие прокатиться туда-обратно, а особенно с машиной вместе – весьма не дешевое. Еще туда ходят так называемые глиссеры, они преодолевают это расстояние в два раза быстрее (соответственно, и стоят в два раза дороже) и летят на подводных крыльях, буквально отрываясь от воды. Нас такой глиссер не раз обгонял. Правда, глиссер этот маленький и никаких машин, а тем более, фур, конечно, не берет.

Плавание занимает ровно час. Весь остров Эльба по размерам вдвое меньше Москвы, а его столицу, г. ПОРТОФЕРРАЙО можно обойти пешком вдоль и поперек всего за час (медленным шагом), что мы и сделали. Сам город раньше представлял собой огромную крепость на берегу моря, от которой еще много чего осталось. Мы посмотрели место “заточения” Наполеона, побродили по старым руинам, по территории, на которой в настоящее время ведутся археологические раскопки, прошлись по побережью. Все побережье города – это настоящий “паркинг” для частных судов, корабликов, лодок, катамаранов, яхт, рыболовных шхун и прочих плавающих средств. Многие из них, по словам Антона, весьма дорогое удовольствие, которое могут позволить себе не все. Вообще-то, мы заметили, что итальянцы сравнительно зажиточные люди, несмотря на то, что экономика вечно у них заваливается, как Пизанская башня, которая по праву считается символом Италии, сами граждане ездят на крутых МЕРСАХ. Чеков нигде не дают, а денег стараются брать абсолютно за все, даже воздух готовы продавать. Понятно, что без теневой экономики дело здесь не обходится. Коммерсанты очень недоверчивые люди, живут и работают по знаменитому принципу “утром деньги - вечером стулья”, от которого мы здесь во Франции уже успели отвыкнуть. Вообще жизнь в Италии очень дорогая, это обстоятельство и заставило нас несколько сократить наши сроки пребывания там.

Ну вот, продолжу, после лирического отступления. В 9 вечера мы вернулись на землю, поужинали, чем бог послал, и, отогнав машину на большую и темную стоянку на пустыре в порту, стали готовиться ко сну. Ночь была теплая и мы сравнительно хорошо разместились в машине и только стали уже отходить ко сну, как тут подъехала еще одна машина, встала рядом с нами (а нас они не заметили, в лежачем состоянии нас не было видно). Мы думали, что они приехали на ночную смену в порт, но не тут-то было, из машины никто не выходил. Чуть позже, заметив характерные движения в машине, мы поняли, зачем они сюда приехали… Вот такие они темпераментные и любвеобильные эти самые итальянцы… Где-то через несколько часов эта парочка укатила и мы уже спокойно заснули до самого утра. Поднялись еще до рассвета, раньше 6.00, чтобы затемно успеть умыться и все такое, (надо сказать пустырь для этого очень подходящее место). Как только стало светать, начали приходить люди за своими машинами, началось движение, а мы в это время уже завтракали. За прошедшую ночь, погода сильно изменилась, поднялся холодный и сильный ветер, который так и не утих до конца нашего путешествия. Предыдущий день был последним, когда мы наслаждались теплой и приятной погодой. С 17 марта мы облачились в куртки, шапки и все прочие теплые вещи, хорошо, что еще мы догадались все это с собой взять.

3. Рим

В 7.00 мы тронулись в путь к заветной цели, в вечный город РИМ, о котором я мечтала еще с тех пор, когда начала учить итальянский язык в 7 классе. Итак, от города моей мечты нас отделяло всего км 300, это расстояние мы буквально “пролетели” на крыльях любви к Риму, практически не останавливаясь. Уже около 11.00 колеса нашей машины катились по римской мостовой. Мы все время твердили сами себе: “Мы в РИМЕ, мы в РИМЕ!!!” и никак не могли в это поверить. В поисках намеченной гостиницы проехались по всему историческому центру. Но как только ноги наши ступили на заветную “священную” землю, Рим преподнес нам сразу несколько неприятных сюрпризов: гостиница оказалось в два раза дороже, чем предполагалось, плюс парковка в центре города в крытом гараже рядом с гостиницей 25000 лир в сутки (порядка 20-25 баксов). Но делать было нечего, и нам пришлось смириться с такими непредвиденными расходами и вытащить из банкомата еще 300000 лир, что равняется 1000 Ф или 200 долларам. Гостиницей мы остались довольны, номер был просторный и уютный, а на стене висела картина Рафаэля, разумеется, в подлиннике. Гостиница была в самом центре города, рядом с Термами Диоклетиана (понимаю, что это мало кому, что говорит, но звучит очень гордо). В нескольких шагах и Колизей, и многочисленные Форумы, и площадь Венеции – сердце Рима, в общем, до любого стоящего места можно было дойти пешком.

Первым делом, пообедав, мы, конечно же, побежали смотреть на КОЛИЗЕЙ. По-итальянски он называется КОЛОССЕО (COLOSSEO). Это слово нас так умилило, что мы его теперь только так и называем. Конечно, это зрелище грандиозное, что там говорить, никакими словами не опишешь. Мы только на второй-третий день поняли, какое чудо мы увидели, а поначалу, когда еще только приблизились к нему, а потом забрались внутрь, находились в каком-то замешательстве и все не могли поверить своим глазам. Я его так сильно полюбила, что теперь даже скучаю по нему, такого чувства я не испытывала еще никогда, даже в Париже. Его, конечно, уже отреставрировали во многих местах, так что оригинальные камни, которым уже почти 2000 лет приходилось искать специально, чтобы коснуться того, до чего дотрагивались римские патриции. Бедному Колоссео много пришлось вытерпеть за эти годы, его разрушали и грабили многие поколения не только варваров, но и самих итальянцев. Мрамор, которым он был полностью отделан изнутри, пошел на отделку собора св. Петра в Ватикане. Вообще римляне любили разрушать одно и строить из этого материала другое. Например, арку Константина, которая стоит рядом с Колизеем, построили, разобрав арку императора Траяна. Форум Минервы был разрушен по приказу Павла V, чтобы взять оттуда мрамор на постройку фонтана на холме Яникул. Так что античные постройки служили последующим поколениям в качестве источников строительного материала, не ценили они гады ничего.

К Колизею ведет улица Императорских Форумов (VIA DEI FORI IMPERIALI). Римские императоры строили себе такие форумы в честь своих побед. Сейчас от них остались одни руины и развалины, например, на месте арки Тиберия на Римском Форуме сложена аккуратная кучка камешков и лежит маленький кусок сохранившейся колонны. Все форумы представляют сейчас собой примерно одно и то же жалкое зрелище и все по одной и той же причине – разрушали их специально, и враги, и христиане, которые ненавидели все, что относилось к язычеству. Если бы не эти “акты вандализма”, которые проходили в течение всей истории РИМА, все это до сих пор бы сохранилось в первозданном виде и простояло бы еще 2000 лет.

Далее мы прогулялись вдоль Палатинского холма, откуда и начинался РИМ. ПАЛАТИН – сердце античного Рима, там жил еще сам его основатель - царь РОМУЛ. На Палатинском холме еще много чего осталось не сильно порушенного. (Видимо, мрамора было там мало). Здесь в основном располагались покои и дворцы римских царей. Закончили мы свой первый день в Риме прогулкой к вокзалу ТЕРМИНИ.

Второй день был просто героическим, мы посмотрели практически все, что хотели, и даже наполовину выполнили программу третьего дня. Все эти дни были очень напряженными: подъем в шесть, выход из дома в 7.30, домой возвращались уже затемно. Итак, во второй день мы пешком обошли весь Рим, а точнее, его историческую часть. Начали опять с Форумов (Траяна, Августа, Цезаря), потом обошли Капитолий – один из семи холмов, на которых стоит Рим. Основная достопримечательность Капитолия – дворец Венеции 15 века. Дальше мы прошлись по площади КАМПО ДЕИ ФИОРИ (Поле цветов), на этой площади во времена инквизиции заживо сжигали еретиков, в том числе сожгли и Дж. Бруно. Сейчас на этой площади небольшой рынок.

Далее мы посетили Пантеон. Изначально это был храм 27 года до нашей эры, построенный в честь античных богов-покровителей, но через сто лет он был разрушен, и на его месте воздвигли новый. До наших дней он сохранился благодаря тому, что христиане превратили его в свой христианский храм, перезахоронив там останки святых мучеников. Сейчас там покоятся также останки Рафаеля и королевы Маргариты.

Не менее достоин внимания замок св. Ангела, тоже значительное сооружение, одно из главных достопримечательностей Рима, а также одно из семи чудес света. Изначально это был античный мавзолей царя Адриана, названный так по имени самого царя МАВЗОЛЕЯ. Теперь слово “Мавзолей” распространилось на все усыпальницы. Здесь были захоронены многие римские императоры. В течение всей истории Рима он переделывался, укреплялся и наконец стал настоящим замком, выполняющим оборонительные функции. От него идет мост прямо в Ватикан. Однако в Ватикан к знаменитому собору святого Петра мы прошли не по этому мосту, а по широкому проспекту, построенному Муссолини.

Собор святого Петра самый большой в мире. Люди входят туда толпами, а внутри пусто, как будто никто и не входил туда. Трудно сказать, сколько человек может там разместиться. Собор построен на могиле св. Петра. Спроектирован и украшен самим Микельанджело. Мы поднялись на самый верх собора, на его купол сначала на лифте, а потом по 320 ступенькам. С купола открывается великолепная панорама Рима и Ватикана. В фонтане Ватикана кинули монетки. Одна немка увидела, что мы кидаем монеты, и сказала, что вот она всегда кидает монеты в римский фонтан и возвращается уже в 9 раз.

Кстати, мне неплохо удалось попрактиковать и итальянский. Иногда, правда, приходилось выдавать некую смесь с английским, но под конец, я уже даже забыла французский, и приходилось долго настраиваться, прежде чем понять на каком языке и что надо сказать. Хотя в Италии намного проще, чем во Франции. Они все делают для туристов и поэтому все и везде пишут как минимум на четырех языках. А в некоторых местах вообще пишут на всех существующих в мире языках. Например, перед тем как подняться на купол собора св. Петра в Ватикане, мы увидели одну и ту же надпись на 20 (если не больше) языках, в том числе и на русском, которая гласила, что людям пожилого возраста необходимо иметь в виду, что кроме лифта, придется еще преодолеть 320 ступенек. Правда это относится не только к пожилым, редкие люди доходили туда “живыми”… Все гиды также стараются говорить на многих языках и сами предлагают свои услуги по переводу. Когда мы приехали в катакомбы, нам предложили подождать группу на французском языке, но мы отказались (тем более, что Антону все равно) и пошли с группой итальянской. Мне даже было интереснее. На самом деле очень необычное впечатление, когда все вроде бы понятно, но сам так не скажешь.

После Ватикана мы покатались на римском метро, которое нас не очень-то впечатлило, а потом еще и на автобусе (и что характерно, “зайцами”). Доехали таким образом до еще одной достопримечательности на окраинах Рима – Аппиевой дороги. Если я правильно поняла, вдоль этой дороги и были распяты Спартак со своими восставшими воинами-рабами. Дорога эта была построена еще в 312 г до н.э. и пересекала весь полуостров от Адриатического до Средиземного моря. Вдоль дороги на многие километры тянутся катакомбы – древние захоронения сначала античных язычников, а потом и христиан. Одну из таких катакомб мы и посетили. Это настоящий лабиринт из могил, в котором заблудиться – нечего делать, поэтому все визиты только с гидом. Эти катакомбы служили временной могилой святых Петра и Павла, говорят, что доказательства этому неопровержимые.

Вернулись мы в гостиницу просто без ног. А на следующий день опять встали в 6 утра. Завершающей частью нашего посещения Рима было ритуальное шествие к фонтану ТРЕВИ, куда все иностранцы, желающие вернуться в Рим, кидают монеты.

Мы остались очень довольны. А впечатлений столько, что мы до сих пор только это и обсуждаем, вспоминая в подробностях снова и снова все увиденное. Конечно, многое посмотреть не удалось, а что-то хочется посмотреть и по второму, и по третьему разу, но это вполне нормально, потому что Рим – это такой город, куда можно и нужно возвращаться бесконечно, и все будет мало. В следующий раз, (а мы уверены, что он обязательно будет, ведь не зря же мы повсюду накидали денег) мы на все это уже будем смотреть другими глазами.

4. Рим - Флоренция -Турин

Рим мы покидали с грустью, но впереди еще было много интересных впечатлений.

На обратном пути во Флоренцию мы заехали в маленький городок СУТРИ. Раньше, еще до римлян, в нем жили этруски. (Вообще большое количество римских поселений в области ЛАЦИО – это район вокруг Рима – располагается на месте бывших поселений этрусков. Кто такие эти этруски на самом деле, точно не знает никто. По одной из версий корни у них турецкие. Так вот эти этруски – коренные жители Аппенинского полуострова, так называемые автохтоны. Цивилизация у них тоже, видимо, была солидная. Вся центральная часть Италии – усыпана различными памятниками этих этрусков, больше всего там всяких некрополей, все они на карте отмечены звездочками, то есть, как интересные места). Ну так вот, город Сутри занимал у этрусков очень выгодное стратегическое положение. Сейчас это мелкий городишко, ничем особо не отличающийся. Зато недалеко от него стоит прямо-таки “дедушка” Колизея, не больше и не меньше. Такой же огромный, только “цельнолитый” (имеется в виду без арок и переходов). Построен он из гигантских валунов, а некоторые его части, может быть, даже и выдолблены в скале. И если у настоящего Колизея существует еще и подземная часть (там содержали животных, рабов и вообще там много разных переходов и ходов, назначение которых сейчас уже не ясно), то здесь есть только трибуны, а арена – простое травяное поле. Конечно, ни о какой отделке мрамором и речи быть не могло. Он очень простой, немного даже, можно сказать, “топорный”. В общем, работа, надо признаться, была не ювелирная. Зато он сохранился практически в первозданном виде и без реставрации. Во многом благодаря тому, что до него никому не было дела. Рушить его не рушили, а мрамора с него поиметь было нельзя. Так что ему повезло. Построен он, надо думать, лет за 100 - 200 до настоящего Колизея, хотя точно датировать никто не может. Сроки называют весьма условные – конец 1 века до н.э. Это настоящий прототип всех тех амфитеатров, которые римляне понастроили по всей Европе, в том числе и во Франции. Можно сказать, один из первых. Глядя на него, отчетливо представляешь всю эволюцию их архитектурного творчества, как они оттачивали свое мастерство и как, наконец, пришли к тем совершенным формам, которые теперь уже стали шедеврами и классикой. Этот амфитеатр произвел на Антона особое впечатление и во многом потому, что он “настоящий”, то есть не реставрированный и не восстановленный, а такой прямо и стоял все эти 2000 лет. Пускают туда бесплатно и полазить по нему можно было вдоволь.

Далее, нас ждала ФЛОРЕНЦИЯ – город эпохи Возрождения. Туда мы прибыли в пятницу – начало уик-энда, может быть, именно поэтому все гостиницы в городе и в пригородах были забиты до отказа. Так что здесь у нас была экскурсия по ночному городу. Основные достопримечательности Флоренции: собор Санта Мария дель Фиори (третий по размерам собор в мире) и Старый мост 13 века, который несколько столетий был единственным мостом во Флоренции.

Итак, после неудачных попыток найти ночлег, нам пришлось тронуться в обратный путь ночью. Ехали почти всю ночь, и уже по традиции опять заблудились в гадком городишке ГЕНУЯ, который мы с этих пор ненавидим, опять проехали его два раза туда-обратно, намотав лишних 32 км. Остановились только в 4.00 утра, чтобы поспать несколько часов, а в 7.00 снова пустились в дорогу. В 10.00 утра мы уже были в г. ТУРИН. Это в основном промышленный город. В Турине располагаются заводы ФИАТ. Все улицы города ровные и пересекаются друг с другом под прямым углом. Основная достопримечательность находится в пригородах Турина – собор СУПЕРГА, 18 века. Он хоть и простенький, особенно после того, что мы уже посмотрели, но очень душевный. Находится на высоте почти 700 м, с него открывается великолепная панорама всего Турина. В этом соборе находятся также усыпальницы многих великих людей Европы, а в одной из галерей портреты всех римских понтификов от Ромула до наших дней, которых, если я не ошибаюсь, нескольким более 260.

Уже вечером этого же дня мы вернулись домой, очень уставшие и уже немного приболевшие, но очень счастливые и довольные. Вот так моя заветная мечта наконец сбылась! Путешествие прошло замечательно, не считая некоторых перерасходов, но это все такие мелочи по сравнению с тем, что мы увидели! Эта поездка запомнится нам на всю жизнь. Покидать Италию совсем не хотелось, мы сразу полюбили ее и ее жителей, которые, хоть и не очень приветливы, на первый взгляд, но очень искренние и душевные. Есть в них что-то очень близкое нам, что трудно объяснить. И дороги у них поприятнее французских, как платные, так и бесплатные…

Всю обратную дорогу меня не покидало ощущение, что я сейчас расплачусь, вот как было жалко расставаться с Италией, но мы твердо решили вернуться сюда обязательно уже этим летом в г. САН-РЕМО (он как раз рядом с Ницей).

4. Заключение

Ну и в заключении, хотелось бы привести некоторые мысли, которые возникали у нас на протяжении всего путешествия по Италии.

Итальянцы, конечно, все жутко безалаберные, и мы поначалу, когда еще только въехали на территорию Италии, весьма нелестно о них отзывались, из наших уст по разным поводам частенько вылетала фраза типа: “Ну итальянцы и козлы!!!” Действительно, порядка у них маловато, ощущаются только лишь какие-то его зачатки, все сделано как-то тяп-ляп, но надо сказать, что это не только не раздражает, но и наоборот, придает какой-то своеобразный шарм и местный колорит. Уже достаточно быстро нам стало все это очень по душе. И я, например, почувствовала себя, как у себя дома. Все было очень по-простому, очень искренне, без натянутых и ненастоящих улыбок французов и их постоянных выражений вежливости сквозь зубы. Здесь что думают, то и говорят. Вообще Италия по духу больше похожа на нашу докризисную Москву, где всегда была возможность заработать кучу денег и не заплатить налогов. В стране вроде бы не все в порядке с точки зрения экономики, но многие люди живут в достатке и весьма неплохо. Во всей Франции нет, наверное, столько Мерседесов, сколько мы увидели в Италии уже за первые полчаса путешествия. В общем, многое у них, что называется, “по-совковому”, но не могу сказать, что это всегда плохо. Во всяком случае ощущается какая-то свобода. И если для того, чтобы жить во Франции, нужно специально привыкать, то в Италии этого делать не нужно. У меня лично сразу появилось такое впечатление, что я тут и родилась. Антону Италия тоже очень понравилась, он все никак не хотел из нее уезжать. В общем, если все это выразить коротко, то можно сказать, что Италия очень душевная страна. Конечно, видимо, не всем в ней все понравится, но экономическая ситуация и уровень жизни в стране, на мой взгляд, не так уж и важны, когда едешь путешествовать. От этого не меняется историческая и культурная ценность страны (региона). В Египте, Греции, Индии сейчас тоже, видимо, не сладко, но совершить туда путешествие, мне кажется, может быть, и в какой-то степени интереснее, чем в Америку. Антон, когда вернулся, высказал очень интересную мысль, сформулировав ее следующим образом. Он сказал, что начинать осматривать мир нужно обязательно с Рима, а не со всяких там парижей, женев, амстердамов и пр., потому что все это, по сравнению с Римом, такой “новодел”!..

Что меня всегда привлекало в Италии, так это то, что все чему бы я ни училась: в школе или в университете (история, культура, литература, философия, язык и т.д.), все это всегда было связано с культурой и историей Италии и в большей степени, конечно, Древнего Рима (и Греции). О культуре древнего Рима в той или иной мере слышали все без исключения, и слова “Колизей”, “Форум”, “Термы”, “Спартак” всем обязательно что-то говорят. Я не говорю уже о том, что для людей, имеющих гуманитарное образование, Рим и Греция – это вообще святые святых, это те места, откуда началась европейская цивилизация, история и культура. Не зря же Рим в конце концов называется вечным городом. И неважно, что сейчас эти страны находятся в каком-то упадке, это ни в коей мере не умаляет их ценности. (Следующая моя поездка обязательно будет в Грецию). В общем, разрабатывая нашу программу путешествия по этой замечательной и сказочной стране, мы постарались проложить свой маршрут по тем местам, о которых мы много слышали и читали, которые нам о чем-то говорят, которые нам были чем-то дороги в душе (заочно, конечно). Антон, например, очень любит Наполеона. Он очень хотел “пройтись по его следам” на Эльбе, посмотреть и потрогать его временное жилище на этом острове. А я жутко люблю все античное, меня от этого за уши не оттащишь. Я всегда восхищалась уровнем развития античной цивилизации. Ну и все остальное, конечно, тоже. Естественно, нельзя же было не посмотреть Пизанскую башню, Ватикан, место, где сожгли Дж. Бруно, и дорогу, на которой распяли Спартака и т.д. Так что, все места, где мы были, выбраны нами далеко не случайно. Правда, приехав на место, мы еще узнали много чего интересного, но кое-что все-таки пришлось оставить на следующий раз, нельзя же уж все во все, надо и меру знать.

2006 - 2012 г. © Все права защищены
«Мастерская слова»

Разработка: ViPro
Дизайн: Студия web-дизайна Miracle.