Тел.: +7(495) 960-80-48
Моб.: +7(903) 576-75-96

Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург

16 – 19 июля 2005 года

Вот уже 10 лет (с июня 1995 года), как я разъезжаю по всяким заграницам. За это время я успела посетить 15 стран (многие из которых несколько раз) и несчетное количество больших и маленьких городов, а в самом красивом городе нашей страны, до которого всего 600 км (40 минут на самолете или 8 часов на поезде) так толком и не побывала ни разу. Два раза проездом – не считается, я так тогда ничего и не смогла посмотреть…

Эту ошибку надо было когда-то исправить. Мы решили это сделать именно этим летом. Долго думали-гадали, как туда поехать: на самолете, на машине или на поезде. Вообще мы бы давно туда уже съездили, только вот цены на Питерские гостиницы настолько высоки, что на недельное пребывание там уйдет сумма, сопоставимая с путешествием за границу. Вот это-то нас всегда и останавливало, рука как-то не поднималась потратить такую сумму. Но вот наконец в середине лета мы решились смотаться туда на уик-энд. Выбрали турфирму «Астравел» и гостиницу «Россия», заказали железнодорожные билеты, собрали сумки, пригласили с собой Настю. Как ни крути, а путешествие на поезде не самое комфортабельное, особенно, если учесть, что с утра следующего дня начнутся экскурсии. Поэтому мы решили, пусть и переплатить немного, но сделать наше путешествие максимально комфортным, так что заказали себе в поезде целое купе на троих, чтобы к нам больше никто не подсел, и для Насти отдельный одноместный номер в гостинице. Поездка обошлась нам по 230 долларов на каждого (билеты + проживание в гостинице с завтраком + экскурсии). Правда, на месте пришлось, конечно, тратить деньги на дополнительные экскурсии, питание, сувениры, транспорт и т.д. В общей сложности потратили еще 400 баксов на троих уже за все время пребывания в Питере, за три дня.

16 июля, четверг. Отъезд

Поезд отправлялся с Ленинградского вокзала в 22.30. На вокзал Настю пришли провожать и мама, и папа. Все наперебой давали советы, как спасаться от удушающей жары в поезде. А было, и правда, ужасно жарко и на улице, и в вагоне тем более. Папа уверял, что, когда поезд тронется, будет работать кондиционер. А он сам только недавно вернулся из командировки, и воспоминания о поезде у него оказались еще живыми. Так оно и получилось на самом деле. Ночью мы даже замерзли от кондиционера. Мы с Настей заняли верхние полки, а Антон расположился внизу. Перед тем, как заснуть, поужинали бутербродами, яйцами, бананами, соком. Потом стали шутить: звонили по телефону родителям и рассказывали всякие небылицы: типа того, что мы проезжаем Псков, Новгород, Калининград и т.д. А мама верила и на все отвечала: «Ой, как здорово!». Спали плохо и мало, все-таки в поезде нормально не поспишь.

17 июля, пятница. День первый. Прибытие, Михайловский замок, Эрмитаж, прогулка по рекам и каналам.

В Питер прибыли по расписанию, часов в шесть утра. До гостиницы добрались на такси за 300 руб. Расчетный час в гостинице в 12.00, поэтому свободных номеров в 7.00 утра было очень мало. Хорошо, что нам дали пока хотя бы одноместный Настин номер, а то так и пришлось бы нам до 10.00 где-то шататься. Мы поднялись на 10-ый этаж, вошли в номер. Он оказался вполне приемлемым, только жарко было от того, что солнце с утра светило прямо в окно. Вид сверху открывался великолепный, прямо на проспект. Я первая побежала в душ, потом стала готовить завтрак: каша из пакетиков, остатки бутербродов, чай. После завтрака мы никак не могли превозмочь свою усталость, так что все втроем, распихивая друг друга локтями и коленками, улеглись на одну несчастную узкую кровать и попытались заснуть. В 9.30 пошли выбирать себе второй номер, на этот раз мы решили взять номер на другую сторону, чтобы солнце не светило в окно, а то от жары некуда было деваться. Нас с Антоном поселили на 7 этаже, с видом на стройку. Теперь солнце начинало светить к нам в окно, начиная с 18.00. Даже шторы не спасали. Наш номер был двухместным, по размеру таким же, только с двумя кроватями. В душ пришлось идти повторно, за эти 2 часа я уже опять вспотела.

Встреча с гидом должна была состояться в 12.00, но он опоздал на целый час. Народ уже нервничал, всячески выказывал свое недовольство. Но все это еще были цветочки по сравнению с другим сюрпризом - автобусом, который нам подали: это был старый, трухлявый Мерседес, абсолютно некомфортный, без кондиционера, воняющий соляркой. Первый день в этом автобусе показался мне настоящей пыткой. На все это наложились усталость, бессонная ночь и невыносимая жара. Вот же повезло с погодой! В Питере жара редкость, поэтому им вообще не нужны кондиционеры, ни в автобусах, ни в гостиницах. Почти все экскурсионные автобусы в Питере очень старые. Мы даже видели экскурсионные ПАЗики и ЛИАЗы. Так что нам еще повезло. Мы с Настей сразу заснули под интересные рассказы гида.

Наш гид – это вообще особая история, одно имя чего стоит! Барон Лев Вульфович. Во как! Зато он настоящий знаток своего дела и истории. Знает практически все из своей области: даты, цифры, события, имена, географические места, сплетни, байки, истории и т.д. О чем ни спросишь – выслушаешь целую историю, минирассказ со всеми подробностями. Антону он особенно понравился. Правда, в первый день я ни одного рассказа так и не услышала, потому что спала.

Сначала нас отвезли в Михайловский Замок, а потом в Эримтаж. В Эрмитаже мы перекусили вкусной пиццей с мороженым и пошли осматривать достопримечательности. Конечно, Эрмитаж поражает своей величавостью, великолепием и красотой. Нам рассказали, что само французское слово «эрмитаж» обозначало сначала всего несколько небольших комнат, служивших для уединения в Зимнем Дворце (бывшая резиденция русских царей) Екатерине II. Потом это название перешло и на все остальные помещения, где теперь располагается музей. Нам очень понравилась карета для коронаций, мозаики, скульптуры, старинная мебель, тронные залы. Мы специально пустились на поиски Венеры Милосской и нашли ее. В Эрмитаже много древнегреческих скульптур, все оригиналы потертые, с остатками естественных загрязнений, склеенные из нескольких кусков, от этого они кажутся еще более загадочными и таинственными.

После посещения Эрмитажа мы поехали кататься на речном трамвайчике, а точнее, на катере по рекам и каналам. Эта поездка понравилась мне больше всего. Каждый дом, который мы проплывали, был чем-то знаменит. Мы видели дома Пушкина, Гоголя, Достоевского, бывшие доходные дома и дома, где жили герои «Преступления и наказания»: Раскольников, старушка-процентщица, Соня Мармеладова. Всего и не упомнишь сейчас, но каждый уголок в Питере – особое, памятное, историческое место. От старых домов веет историей, таинственностью, легендами. Мы проплывали остров Новая Голландия, который еще пока закрыт для посещений. Это очень таинственное и загадочное место, со старыми кирпичными постройками, сплошь заросшими деревьями и кустарником. Раньше в петровские времена там располагалась старая тюрьма и лесные склады, а также склады для сушки корабельного леса, являющиеся и сегодня памятником архитектуры раннего классицизма. Очень интересное место – церковь Спаса на Крови (очень похожа на собор Василия Блаженного в Москве), она построена на том месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен царь Александр II – прогрессивный царь-реформатор. В середине западной стороны храма находится место смертельного ранения царя. Была сохранена часть мостовой из крупных булыжников со следами взрыва бомбы и крови и часть решетки, к которой прислонился смертельно раненный царь. Наш маленький катер с легкостью проплывал под самыми низкими и приземистыми мосточками, мы даже спокойно могли дотронуться до их сводов рукой.

В гостиницу вернулись на метро уставшие, но довольные. На следующий день решили поехать на развод мостов также на катере, а не на автобусе. Ужинать пошли в ресторан нашей гостиницы. Ужин понравился, мы с Настей ели шашлык из осетрины, лосося и креветок. Было очень вкусно, да и цены приемлемые, только мороженое оказалось гадким. В ресторане мы были практически одни, так что посидели тихо и мирно. Потом пошли спать.

18 июля, суббота. День второй. Ораниенбаум, Петергоф, развод мостов.

В этот день мы после завтрака отправились в Петергоф. С утра мы с Антоном умудрились поссориться из-за кепки, так что завтракали в гостинице с Настей вдвоем. Завтрак в ресторане был нормальный, даже по европейским стандартам: омлет, сосиски, салаты, котлеты, сырники, мясо, колбаса, каша, хлопья, йогурты, выпечка и т.д. Только вот места всем постояльцам явно не хватало. Приходилось с боем выбивать себе стол. На такую огромную десятиэтажную гостиницу маленький зальчик метров 50. В результате толкотня, давка, и испорченное настроение на весь день. В этот день нам с Настей повезло, мы быстро нашли себе стол. А вот в воскресенье… Но об этом пока рано рассказывать.

Автобус был все тем же мерзким, зато в этот раз люки открыли в обратную сторону, так что всю дорогу нас хорошо продувало. Я так обрадовалась, что сразу забыла обо всех неудобствах. На этот раз жарко уже не было, и я с удовольствием слушала рассказы гида. Нас везли сначала в г. Ломоносов (Ораниенбум, в переводе оранжевое дерево). Город этот мало посещается туристами, раньше здесь располагались химические лаборатории Ломоносова и стекольное производство. Китайский Дворец – «собственная дача» Екатерины II – летний увеселительный дворец с роскошной отделкой четырех комнат в стиле тогдашних представлений об искусстве Китая и Востока в целом. Этот дворец практически не разграбили даже в годы войны, так что он остался практически нетронутым и по сей день. Он особенно знаменит тем, что там сохранились в подлиннике практически все экспонаты: мебель, стеклярусный кабинет, картины, ковры, паркет и т.д. Я туда так и не попала, а Антону с Настей очень понравилось.

Перед китайским Дворцом раскинулся небольшой прудик, за ним лесок. Очень красивое и тихое место, настоящая дача для русских царей.

После Ораниенбума мы отправились в Петергоф. Это, наверное, самое интересное и красивое место в окрестностях Петербурга. Вот уж это настоящая летняя резиденция царя! Берег Финского залива, пристань, каналы, фонтаны, парки и сады, великолепная архитектура. В Петергоф едут, в основном, на фонтаны посмотреть. Вот и мы сосредоточили свое внимание на фонтанах. Самый главный фонтан - «Самсон», он расположен в центре архитектурного ансамбля и поражает своим великолепием. Все фонтаны были спроектированы таким образом, чтобы они питались без насосов, под естественным напором воды, вода подавалась из ключей с расстояния почти 30 км. До сих пор 70% всех труб, подведенных к фонтанам, сохранились еще со времени строительства. Перед фонтаном Самсон расположен грот, в котором можно посмотреть все эти трубы. Грот этот раньше был построен специально для техобслуживания фонтанов, туда ходили специалисты обслуживающего персонала. Во все эти ходы и выходы могли забраться только очень маленькие и худенькие люди, так что для этой работы набирали людей худосочной комплекции. Пока мы бродили по этим каменным проходам, я даже пару раз стукнулась головой о своды грота.

Фонтаны-шутихи – это еще одна достопримечательность. Говорят, Петр любил разыгрывать своих гостей и подданных. Фонтаны неожиданно включались в тот момент, когда никто этого не подозревал. Все люди выходили потом мокрые, со склеенными париками, которые были посыпаны мукой. А Петр весело смеялся. Вот шуточки! Один из фонтанов – мочильная дорога – включается только три раза в сутки: в 13.00, 14.00 и 15.00 ровно на 1 минуту. Мы успели как раз к последнему включению. Зрелище было интересное: люди стояли на дороге, а тонкие струйки воды сводом поднимались над ними. Народ прыгал и радовался от счастья, как под дождиком, многие закрывались зонтами, но это им не помогало. Когда воду отключили, вся толпа была мокрая насквозь, но довольная. В сухую и жаркую погоду это было даже приятно.

На берегу Финского залива располагается небольшой пляж. Народу в море много, но поплавать никому не удается – море слишком мелкое. От пристани ракеты идут в Питер, на них можно доплыть до Авроры, Кунсткмеры и Петропавловской крепости. Но мы поехали назад на своем автобусе.

Вечером, после ужина, а точнее уже ночью, поехали опять в центр, кататься на кораблике. Теперь уже наша экскурсия называлась «Белые ночи», и мы должны были увидеть развод 4-х мостов: Лейтенанта Шмидта, Дворцового, Троицкого и Литейного. Поездка заняла всего 1 час. Возле каждого моста собирается целая толпа теплоходов, катеров, яхт и корабликов, а также автобусов с туристами (только уже на берегу). Зрелище это, конечно, неповторимое и очень увлекательное. Все мосты, которые мы видели, подсвечиваются. Несколько раз мы проплывали мимо того места и того моста, где снимался фильм «Приключения итальянцев в России». Мы все без труда узнали и сфинксов, и мост, и улицы. В общем, впечатлений на этот день было с избытком.

После прогулки по воде мы с Настей покатались на лошадях, а потом на такси поехали в гостиницу.

19 июля, воскресенье. Юсуповский дворец, Петропавловская крепость, крейсер Аврора, Кунсткамера, Исаакиевский Собор, отъезд.

Этот день был для нас самым тяжелым. Во-первых, потому, что наложились усталость и недосып от предыдущих двух дней, а во-вторых, потому что программа на сегодняшний день была самая насыщенная.

Еще до начала экскурсии в нашей группе появились некоторые активисты, которые захотели поменять программу. Остались еще места в Питере, куда всем хотелось попасть обязательно, но программа этого не предусматривала. Больше всего желающих было посетить Кунсткамеру – первый музей в России. Мы также были в их числе. Решили договориться с гидом, чтобы нас высадили по пути в Исаакиевский собор. Мы решили самостоятельно пойти в этот музей.

Но сначала нас повезли в Юсуповский Дворец. Юсуповы – знатная фамилия, эта семья короновала русских царей. Их дворец сейчас одновременно и музей, и действующий камерный театр. Дворец сравнительно современный, отреставрированный, подлинников осталось мало, поэтому он не произвел на меня большого впечатления. Больше всего понравился как раз именно семейный театр Юсуповых, на сцене которого играла сама хозяйка дома. Еще очень запомнился гид – интересная, но, по всей видимости, вредная женщина. У нее была какая-то особая манера говорить и двигаться, голос и интонации были певучие, расплывчатые, слушая ее, хотелось мирно прикорнуть. Не смотря на то, что это была первая экскурсия на сегодняшний день, я уже порядком устала, мне везде хотелось присесть.

Усталость не прошла и в Петропавловской крепости, куда нас повезли потом. Крепость – первое сооружение Санкт-Петербурга, ее постройка началась 16 мая 1703 г., этот день и принято считать днем рождения города. Я и там старалась найти свободную скамейку или усадить попу на ограду. Гид очень интересно рассказывал об истории создания крепости, и о солдатах - ее защитниках, и о Петре I, и о других русских царях, останки которых покоятся сейчас в Петропавловском соборе. Петропавловский собор является сейчас усыпальницей российских императоров и членов их семей. В соборе находится 37 надгробий из белого мрамора. Летом 1998 года в собор были привезены останки последнего российского императора Николая II, его жены, детей и слуг, расстрелянных в июле 1918 г в Екатеринбурге. Многие туристы из других групп не раз прибивались к нам, чтобы послушать интересные истории нашего гида. Я потом слышала, как они говорили, что вот это как раз и есть настоящий экскурсовод, который все знает и здорово рассказывает! А у них, наверное, были плохие гиды, раз им было там у себя неинтересно, и они все время норовили отбиться от своей группы.

Следующим пунктом нашего посещения был Крейсер Аврора. Нам дали на него всего 10 минут, потому что это не было запланировано в программе. Все уже окончательно устали, Настя начала мерзко капризничать и что-то канючить. Аврору нам пришлось очень быстро пробежать из конца в конец. Это было, и правда, интересно: настоящий боевой корабль начала 20 века. Посещение крейсера бесплатное. Все экспонаты поддерживаются там в полном порядке. Все очень аккуратно лежит на своих местах. Можно посмотреть и оружие тех времен, и матросский быт, и пушки, и униформу и т.д. Сам крейсер впечатляет своими размерами, еще поражает, что он так хорошо сохранился и выглядит очень аккуратно.

После этого мы решили расстаться с группой. Исаакиевский собор мы и сами могли посмотреть. А вот Кунсткамера – это совсем другое дело. Я мечтала посетить этот интересный музей еще со времен школы, когда мы изучали на уроках истории эпоху Петра. Это то немногое, что мне запомнилось из школьных уроков. Про первый музей антропологических редкостей и уродцев в спиртовых колбах нам всем приходилось слышать и даже читать в учебниках. Вот сколько лет уже прошло, а я так и не восполнила этого пробела в своем образовании.

Однако, видимо, не я одна решила вспомнить былые школьные годы. Перед входом стояла огромная очередь желающих посетить этот знаменитый музей. А раньше в годы Петра, посетителей загоняли туда силой, приучали к науке и просвещению. Петр собирал экспонаты со всего мира, многие врачи из Европы привозили ему в дар своих мутантов, уродцев, сиамских близнецов. Тогда они назывались монстрами. Жаль, что первоначальная коллекция Петра практически не сохранилась, от нее мало что осталось. Вся она сгорела во время пожара. Коллекцию воссоздали заново, собрали похожие экспонаты еще раз, они мало чем отличаются от первоначальных, так просто, наверное, и не заметишь. Билеты пришлось купить у спекулянта в два раза дороже. А что делать? Не стоять же в очереди несколько часов. И так времени нет. Сейчас Кунсткамера – это большой музей антропологии и этнографии, где собраны экспонаты со всего мира: одежда разных племен, орудия труда, чучела, предметы быта и культуры. Еще на последнем этаже располагается знаменитая обсерватория, куда мы не смогли попасть без экскурсии.

Сам этнографический музей не представлял для нас особого интереса. Настя совсем раскапризничалась, ее уже практически нельзя было привести в чувства. Усталость брала свое. Пришлось оставить ее на скамейке у входа в первый зал. Мы с Антоном пошли разглядывать первые экспонаты, которые еще сам Петр собирал. В музее также хранилась его посмертная маска. Первых экспонатов было немного. Новая коллекция антропологических редкостей располагалась на третьем этаже. Там пробирками с монстрами был заставлен целый зал. Еле удалось силой Настю вытащить посмотреть на все это дело. Экспозиция, действительно, оставляет неизгладимое впечатление. Такое не может не поразить, если ты только не врач и не студент-медик. Всех остальных нормальных людей пробирает одновременно и дрожь от ужаса, и любопытство. Зародыши, ручки, ножки, отрезанные головки неплохо сохранились в спиртовых пробирках, только цвет у них какой-то искусственно-желтый, кажется, что все это сделано из воска.

В Исаакиевский собор мы так и не успели. Можно было подняться на самый верх, как в Ватикане, на купол собора Святого Петра, чтобы обозреть панораму города, но время уже вышло. Сразу мы пойти не смогли, очень хотелось отдохнуть и посидеть в ресторане. А после ресторана нам почему-то расхотелось подниматься по многочисленным ступенькам на самый верх, мы совсем обленились и устали.

Мы немного посидели в скверике, съели мороженое, пофотографировались у самого знаменитого памятника Петру. На вокзал пошли пешком. На одной из пристаней Настя с Антоном заказали нарисовать на себя шаржи у местного художника-недоучки. Шаржами остались довольны, хотя никто на этих рисунках их узнать бы не смог. По дороге на вокзал мы зашли еще в шоколадный магазин. Настя купила там зайца. Деньги потратили все. Осталось только на белье в поезде. Кое-какой еды на вечер в поезде купили в небольшом привокзальном супермаркете.

Поезд по непонятным причинам опоздал, но не намного. В поезде ужинали бутербродами с паштетом, который мы еще из Румынии привезли и взяли с собой в дорогу. Обратная дорога была тяжелее дороги туда. Кондиционер в поезде сломался, было ужасно жарко. Я стала заболевать и почувствовала ночью, что у меня сильно начинает болеть горло. В Москву мы прибыли вовремя. Проводница разбудила нас уже тогда, когда поезд остановился на Ленинградском вокзале. Все уже вышли, а мы только стали вещи собирать. Все проводники над нами смеялись. Как приехали домой, сразу завалились спать. Вот так и закончилось наше короткое, но очень содержательное путешествие. Воспоминаний и впечатлений осталось много и надолго. В Питер захотелось съездить еще раз.

2006 - 2012 г. © Все права защищены
«Мастерская слова»

Разработка: ViPro
Дизайн: Студия web-дизайна Miracle.