Тел.: +7(495) 960-80-48
Моб.: +7(903) 576-75-96

Соединенные Штаты Америки:

Нью-Йорк – Ниагарский водопад – Вашингтон – Филадельфия – Нью-Йорк – Орландо – Нью-Йорк

15 сентября – 27 сентября 2002 г.

Сегодня за завтраком, практически не глядя в телевизор, я случайно уловила обрывок фразы из какого-то американского фильма: «…а живет она в Беттери Парк…». Любопытно, что мое сознание (или даже подсознание) восприняло это далеко не всем известное название как что-то до боли знакомое и родное, как будто бы в фильме произнесли фразу типа: а живет она в Митино (или, например, в Беляево). Да, в такие минуты я действительно чувствую, что мне принадлежит ВЕСЬ МИР…

Путешествие в Америку открыло в нашей жизни какой-то совершенно новый этап. Во-первых, потому, что эта страна была для нас чем-то вроде далекой планеты, непостижимой и чужой, которая теперь превратилась в родную, близкую и понятную. А во-вторых, потому, что именно с этой поездкой пришло какое-то другое понимание мира, осмысление его и принятие, как своего. Мира, где нет границ, чужих стран и чужих планет. Такого мира, где любые расстояния преодолимы и любые желания исполняются.

Это правда, Америку можно или любить, или ненавидеть. Безразличным к ней оставаться невозможно. Чаще всего, конечно, эти два совершенно противоположные чувства соединяются в одно очень сильное и противоречивое. Америка и притягивает, и отталкивает. С одной стороны, трудно понять наших соотечественников, которые уехали туда в поисках лучшей доли, а с другой, - их нельзя не понять, наблюдая за тем, как представители всех возможных национальностей со всего света, еще не научившись толком говорить по-английски, уже признают эту гостеприимную страну своим домом и вывешивают из окон в порыве патриотизма американские флаги. Нет, наверное, в мире ни одной другой такой страны, которую так ненавидят иностранцы там за океаном и так идеализируют сами ее граждане. Они ощущают себя жильцами многоквартирного небоскреба, соседи в котором – люди разных национальностей из разных стран. Америку так же, как и любую другую страну, нельзя понять издалека, не прикоснувшись самому к ее образу жизни, не влившись в ее размеренный ритм дорог, не почувствовав себя маленьким микробом на фоне ее небоскребов и большим человеком при ощущении того, что все эти дома-великаны – творение рук таких же людей, как и ты. А прожив там хоть и короткий промежуток времени, понимаешь, что на самом деле ты прожил еще одну полноценную жизнь, потому что решил некоторые такие проблемы, которые раньше тебя не волновали, потому что понял то, о чем раньше и не задумывался, потому что увидел другую жизнь других людей, которые, даже внешне, если приглядеться, очень отличаются от всех нас. Да и вообще, не говоря уже о том, что один день, проведенный в другой стране, по количеству полученных впечатлений можно приравнять к трем годам, проведенным дома.

Это путешествие мы планировали сравнительно давно, однако не предполагали, что совершится оно именно в этом году. Так получилось, что Европа уже порядком надоела, и выбор наш пал на далекий континент, якобы открытый Колумбом, до которого даже на самолете 10 часов лететь. Я долго планировала маршрут, читала различные путеводители и сайты в интернете. Не обошлось и без советов знакомых, которые, кстати сказать, очень помогли. В конце концов я выбрала турагентство, которое помогло оформить визу, заказать билеты и забронировать отель в Нью-Йорке.

Сезон мы выбрали очень удачно. Именно сентябрь–октябрь для Америки – наиболее посещаемое время. Ранней осенью уже не так жарко, примерно как у нас летом.

Визу в посольстве получили очень легко. Да и не удивительно, с нашей-то географией в загранпаспортах. Так что наше путешествие как началось очень гладко, так и прошло, словно разыгранное по нотам. Не обошлось, конечно, и без маленьких приключений, но без них, наверное, не было бы так интересно.

15 сентября – воскресенье. Прибытие в Нью-Йорк.

В воскресенье 15 сентября началось наше увлекательное путешествие. Еще в аэропорту Шереметьево2 мы ощутили на себе некоторые последствия теракта в Нью-Йорке, которому к тому моменту стукнул уже год. Служащие аэропорта тщательнейшим образом и по много раз проверяли содержимое наших сумок и карманов. Запрещали даже перочинные ножи брать на борт. Так нам пришлось расстаться с важным в путешествии инструментом – складным ножиком, в котором было практически все необходимое для дальней дороги. Ножик отдали тете Вале, которая провожала нас в аэропорту. Каждого пассажира проинструктировали по несколько раз перед посадкой в самолет, попросили не брать у посторонних лиц передач, не оставлять без присмотра багаж, дабы туда какой-нибудь злостный террорист не засунул взрывное устройство. В общем, благодаря стараниям работников авиакомпании Дельта, наш полет прошел удачно, и террористы, как ни старались, на борт к нам проникнуть не смогли.

Вылетели из Москвы точно по расписанию в 14.00. Десять часов в полете оказалось большим испытанием для нас, не привыкших проводить в воздухе более 3 часов. Кормили не так, чтобы вкусно (в Аэрофлоте лучше кормят), зато вина и водки можно было брать, сколько угодно. Из всего экипажа только одна стюардесса оказалась русская. Она, по своей русской привычке, жадничала и считала каждую бутылку выпитого пассажиром спиртного, так что по этому деликатному поводу пришлось обращаться к американским стюардессам. Вино подействовало на нас достаточно быстро, может быть, поэтому весь послеобеденный промежуток полета прошел для нас весело. Мы разглядывали пассажиров и подшучивали над ними между собой. Ну а потом, успокоившись, занялись чтением. Я продолжила изучать правила американского дорожного движения по книжке, которую мне любезно одолжили еще в Москве.

Разница во времени с Нью-Йорком у нас 8 часов, поэтому по местному времени мы приземлились в 16.00 в аэропорту им. Джона Кеннеди. А на самом деле в Москве уже была полночь. В тот день мы ужасно устали и под конец дня спички в глаза можно было вставлять, потому что они упорно не хотели открываться и смотреть, куда положено. Спать мы тогда легли по нашему времени около 4.00 – 5.00 утра. Но до этого нам предстояло еще пройти таможню, паспортный контроль, поймать такси, постоять в пробках, оформиться в гостинице, побродить по ближайшему универмагу и поужинать в Макдональдсе. Единственное, чего не пришлось делать, так это валюту менять. Америка, как это и не странно, - первая и единственная страна, где имеют хождение наши родные зелененькие американские доллары.

В Нью-Йорке выход из аэропорта в город точь-в-точь такой же, как в фильме «Брат2». Сразу, откуда ни возьмись, появляются какие-то «левые» таксисты, которые ловят наивных новичков. Я даже почти согласилась поехать с ними, однако меня остановило только то, что никто больше из тех, кто стоял в очереди за настоящим «желтым» такси, не реагировал на якобы выгодное предложение частного негра-предпринимателя. Мы остались в очереди, которая организованно продвигалась. Каждому пассажиру помогали сесть в подъезжающие одно за другим такси. Стоимость проезда до Нью-Йорка – фиксированная: 35 баксов. Плюс к этому надо прибавить так называемые толлы – плата за проезд по мостам. До нашей гостиницы, которая находилась рядом с железнодорожным вокзалом Пенсильвания, получилось 38,5 долларов. Мы дали таксисту 40 и долго ждали сдачи. Тот понял, что на чай ему не дадут, и уехал, обидевшись и хлопнув дверью.

Все такси в Нью-Йорке большие и длинные машины типа Фордов. Водитель отгорожен от пассажира специальной пластиковой стенкой. Тарифы вывешены в салоне, так что лишнего таксисту не взять. Поприжал им хвосты нынешний мэр. Еще бы! Конкуренция у них сейчас огромная. Такое впечатление, что по улицам одни такси ездят. Каждая вторая машина – желтое такси. Сверху особенно это очень бросается в глаза. Еще обращает на себя внимание то, что, в основном, все таксисты – негры или индусы. (Мы, правда, всячески старались там в Америке слова «негр» не произносить, дабы не получить от них в пятак).

Еще, что нас сразу как-то шокировало, это внешний вид местных служащих, особенно, тех самых негров. Все они какие-то грязные, неопрятные, одеты, как с помойки, в спущенных штанах, засаленных рубашках не со своего плеча, стоптанных ботинках, в общем, хуже наших бомжей. Не знаю почему, но с аккуратностью и чистоплотностью у них, видимо, проблемы.

На улице было влажно и жарко. Войдя в гостиницу, мы поняли, что это нормальная для них погода, потому что даже в номере влажность была явно повышенная, что сопровождалось специфическим запахом. Жили мы на 15 этаже огромной гостиницы. Из нашего окна открывался типичный нью-йоркский пейзаж: узкие улицы и высокие дома. Из одного окна мы могли любоваться Эмпайр-стейт-билдингом – самым высоким зданием в Нью-Йорке после прошедшего теракта. Номер был просторный, но неуютный. Видно, что гостиница была построена уже давно, лет 30-40 назад. Все там было как-то по-дурацки и неаккуратно: и электрика, и сантехника (это у меня уже профессиональное наблюдение сказывается). Антон, правда, тоже обратил внимание на отделку, а точнее, на ее полное отсутствие, у нас даже молдоване ремонт лучше делают. И все это убожество стоило больше 170 баксов за ночь! А что делать, цены на гостиницы в Нью-Йорке сумасшедшие. С этим нужно было просто смириться. Цены на продукты в магазинах нас тоже неприятно удивили. Какие-то йогурты (а завтрак в стоимость номера не входил, так что нам пришлось запастись едой на утро) стоили чуть ли не по 4 доллара за штуку. Все остальное в том же духе. Нас тогда поразило полное отсутствие выбора продуктов. Поесть можно было только в ресторанчиках или маленьких кафе. Такое впечатление, что сами американцы дома ничего себе не готовят. Поужинать нам пришлось в Макдональдсе, который также оказался раза в 3 дороже нашего московского. Правда, уже потом мы заметили, что цены в разных Макдональдсах отличаются, и значительно. Дошло до нас и то, что на Манхеттене, где очень много офисных зданий, нет смысла торговать просто продуктами. Рестораны и закусочные пользуются здесь куда большим спросом.

Мы еще побродили какое-то время по самому большому в мире универмагу MACY’S, но от усталости практически ничего не замечали. Итак, получив первую порцию незабываемых впечатлений, мы отправились в гостиницу, чтобы, выспавшись, восполнить потерянные силы, ведь самое интересное должно было начаться только завтра.

Спали мы почти 12 часов. Перевести биологические часы на 8 часов назад оказалось намного легче, чем мы предполагали. (Зато вот обратно уже в Москве они переводились с большим трудом и чуть ли не целую неделю.)

16 сентября – понедельник. Нью-Йорк: статуя Свободы, Центр Международной торговли, Чайна-таун.

Наш первый день в Америке начался с разглядывания утреннего городского пейзажа из окна. Глядя на эти «каменные джунгли», мы действительно верили, что вот теперь-то мы наконец в Америке. Только здесь, наверное, так замирает сердце при созерцании этих каменных глыб, которые так похожи одна на другую и в то же время такие разные.

«Любимый приют изгнанников, Нью-Йорк – город иноземцев, может быть, даже инопланетян. Как искусственный спутник земли он стоит в стороне от нее. Возникший без претензии на историческое величие, Нью-Йорк рос естественным путем. В нем нет никакой умышленной идеи, более того – у него нет даже своего лица. Уникальность Нью-Йорка лишь в его всеядности. Он сворачивает вокруг себя пространство и время. Его нельзя назвать городом одной эпохи, он не принадлежит ни одной культуре, ни одной истории, ни одной расе. Нью-Йорк - совокупность всего, сумма человеческой природы, включающая и все теневое, темное, низкое, злое в ней. В нейтральности и ничейности Нью-Йорка – его безмерная притягательность. Здесь нет общего знаменателя, и потому в Нью-Йорке так просто быть самим собой. Он ничего другого и не требует от человека, даря ему высшую свободу – безразличие».

«Прилепившись к самому краю Америки, Нью-Йорк служит транзитом между тем светом и этим. Не удивительно, что тени чувствуют себя здесь так привольно: это их страна. Но виновата в этом не зловеще потусторонняя география, а безалаберная городская архитектура. Нью-Йорк – это оправленный в цемент случай. Все главное в этом городе уместилось на узком островке. Вынужденный ютиться там, где его основали напуганные индейцами голландцы, Нью-Йорк превратил равнинный ландшафт в альпийский».

«И правда – горы. Гряда небоскребов громоздится вдоль горизонта в восхитительном беспорядке: пьянящий произвол проведения исключает трезвую градостроительную логику. Лишенный ее рельеф тут не подражает природе, а является ею. Здешняя архитектура растет, как бамбук в джунглях. Не только так же быстро, но и так же непараллельно. Ни одно здание не учитывает соседа. Дома то кучкуются, где попало, то наползают друг на друга, то жмутся к земле, то пронзают небо. Единственный закон, которому подчиняется дикая градостроительная поросль, продиктован страхом остаться в тени. Дональд Трамп, самый амбициозный из мириад строителей, мечтающих расписаться на Манхеттене, уже 20 лет пытается водрузить 200-этажный дом и вернуть городу давно украденную у него славу столицы небоскребов. Осуществлению этого проекта мешает его тень, угрожающая покрыть собой лучшую часть острова. Раньше Нью-Йорк так не церемонился, из-за чего и вырос бесстыдно тесным. Этот город можно осмотреть либо сверху, либо со стороны». (А. Генис, «Тени Нью-Йорка»)

В этот день нам предстояло многое узнать, понять этот огромный город, его логику, научиться ориентироваться в нем, вжиться в его проблемы, слиться в толпе с его обитателями, чтобы в общем потоке ничем заметным от них не отличаться, другими словами, нам нужно было научиться чувствовать себя полноценными жителями Нью-Йорка. Это была задача не из легких. Вооружившись планом города, (а это был наш единственный инструмент освоения чужого пространства) мы отправились к ближайшей станции метро, которая называлась «Пенн стэйшн», что в переводе на русский означает «Вокзал Пенсильвания». Нам нужно было добраться до Нижнего Манхеттена, т.е. в Даун Таун (а жили мы в среднем, соответственно, в Мидтауне). Оттуда из Беттери парка отправляется паром на остров Свободы. Именно с него-то мы и решили начать нашу экскурсию по городу. Мы вошли в метро, купили два жетона и сразу же стали задыхаться от жары. На улице было где-то под тридцать градусов. А в метро – все сорок. Оказывается, все Нью-Йоркские кондиционируемые поезда «выбрасывают» тот горячий воздух, который образуется в процессе охлаждения вагонов, прямо на перрон. От этого духота в метро стоит невыносимая, прямо как в бане.

С их жутким метро мы сначала пытались разобраться самостоятельно, усердно изучая схему метрополитена. Но сразу запутались: на каждой станции останавливаются поезда с нескольких веток и направлений, причем ветки обозначаются не только разными цветами, но и буквами, а также цифрами. Более того, какие-то из направлений скоростные, т.е. могут и не остановиться на той станции, где нужно сойти, а какие-то вообще ходят только по выходным дням. Я сразу ударилась в панику, понимая, что тут без пол-литра не разберешься. Но пол-литра мы с собой не взяли. В нашем распоряжении были только редкие пассажиры, причем такого вида, что спрашивать у них что-то совсем не хотелось. Наконец, я решилась. Первая попытка была неудачной. Зато вторая переросла в настоящую дискуссию. Нашим собеседником оказался немец, который вот уже 4 года жил в Нью-Йорке. Как выяснилось, он и сам не знал, как доехать до той станции, куда нам было нужно, ведь все американцы знают, в основном, только один-единственный маршрут: свой собственный. Чуть-чуть в сторону – это для них уже что-то страшно непонятное, так же, как и для нас. Зато, узнав, что мы из России, наш попутчик стал с интересом расспрашивать нас, достаточно ли у нас в стране хлеба и мяса, можем ли мы купить овощи. В общем, он проявил необычайную заботу о нашем питании и был по-настоящему удивлен, что кушаем мы в России хорошо. Он вспомнил еще что-то относительно нашего социалистического прошлого, сказал, что очень хотел бы приехать в гости и с этими словами вскочил в свой поезд и уехал. Мы облегченно вздохнули, освободившись от его навязчивого присутствия, и стали дальше думать, как же нам поступить. В результате Антон принял единственно правильное в этой ситуации решение, ехать куда получится, вниз по карте, а там прогуляться пешком. Так мы и сделали.

Вышли мы из метро в самый центр деловой части города. Здесь было так мало народу, что мы даже не поверили, что это одна из самых значительных частей не только Америки, но и всего мира. Ровно в 9.00 утра все служащие «заползают» в свои норы – офисы в небоскребах, - и остаются там до конца рабочего дня. По улицам бродят лишь туристы. За 5 минут мы дошли до Фондовой биржи. Именно здесь назначаются курсы валют и цены на нефть, можно сказать, что здесь и вершатся судьбы всего мира. Это была знаменитая улица WALLStreet. По ней мы прошли до набережной, в Нижний Манхеттен. Ну а там уже было совсем рукой подать до Кастл Клинтон. Это историческое место, что-то типа укреплений или оборонительных сооружений, которые долгое время служили местом прибытия иммигрантов. Раньше здесь был музей иммигрантов, а теперь он переместился на отдельный остров Эллис Айленд, туда можно добраться на том же пароме, что идет на остров Свободы, но мы туда не поехали. Билет на паром стоит всего 10 долларов туда-обратно. Мы прибыли на остров Свободы, где надеялись забраться на знаменитую статую – символ Америки. Ее еще после Французской революции подарили американцам французы, каркас для нее спроектировал сам Эйфель. Очень хотелось посмотреть на эту статую изнутри, но не тут-то было. Нам по обыкновению не везло. За день до нашего прибытия статую закрыли на ремонт на целый год. Вот это была подстава! Говорят, что до того, как Статую Свободы закрыли, перед ней выстраивались огромные многочасовые очереди. А теперь все стало спокойно и безлюдно. Времени расстраиваться у нас не было. Мы обошли вокруг постамента, побродили по местному парку, зашли в магазин сувениров. Нужно было ехать обратно, ведь впереди была еще обширная программа.

Следующим пунктом нашего посещения были развалины Центра Международной Торговли. Хотя от развалин там практически ничего не осталось. Все убрали и привели в порядок. На месте двух башен-близнецов теперь простой котлован, в котором ползают трактора, копошатся рабочие. Специально оборудована площадка для обзора, так что любопытные туристы могут с любых сторон посмотреть на то, что осталось от символов Америки – башен-гигантов, которые и 30 лет-то не простояли. Люди до сих пор несут сюда цветы и венки, для этих целей отведен отдельный пятачок. Проход к «развалинам» открыт через международный Финансовый центр по специальному стеклянному переходу. Многие здания, которые находятся в непосредственной близости от места трагедии, еще не до конца отреставрированы. Видно, как их фасады задело осколками, окна некоторых небоскребов до сих пор забиты фанерой. С противоположной стороны установлен мемориал жертвам, на нем выгравированы тысячи фамилий погибших. Еще один интересный мемориал - крест из железных балок, который был найден в развалинах, - также установили на специальный постамент, теперь он зловеще возвышается над котлованом. Вокруг этого печально знаменитого места, которое привлекает внимание всех без исключения туристов, идет бойкая торговля любительскими фотоснимками, сделанными тогдашними туристами во время трагедии. А чуть дальше на одном из заборов развесили различные вещи, найденные в развалинах спасателями. Теперь этот забор издалека напоминает барахолку, однако только при приближении к нему начинаешь понимать, что эти пыльные, грязные вещи и сувениры развешены здесь далеко не для продажи. Вид «развалин» произвел на меня лично большое впечатление, ведь я совсем не так себе все это представляла.

После осмотра этой достопримечательности мы поняли, что пора уже где-нибудь и подкрепиться. Пообедать мы решили зайти в китайский квартал Чайна Таун. Там, говорят, дешевле всего можно поесть. Меньше чем за 10 долларов на двоих мы пообедали в одном из ресторанчиков с французским названием NICE. Это действительно было недорого, поскольку на улице какой-то кекс стоит 1 доллар, а маленькая бутылочка воды – 2 бакса. Конечно, за 10 долларов в этом ресторане все было именно по-китайски: жирные вилки, старые тарелки, допотопный чайник с зеленым чаем, чашки с отбитыми уголочками и стулья а ля советская столовая. Да и еда была какая-то очень национальная, лично мне досталась свинина со сладким соусом барбекю, хотя на размер порций мы не пожаловались. Тарелка была действительно огромная. Вместе с нами обедала какая-то китайская семья и еще два итальянских бизнесмена, которые обсуждали очень важные свои дела. Брезгливо протерев вилки и ручку чайника, мы без особого удовольствия съели каждый свою порцию сладкого мяса. Больше нам задерживаться в этом ресторане было не за чем. Мы вышли на улицу. Вообще сам грязный и вонючий китайский квартал произвел на нас неприятное впечатление, и мы постарались, как можно быстрее убраться оттуда. Правда, на обратном пути мы все-таки зашли в какой-то мелкий магазинчик и за 1 бакс купили сумку, которая нам пригодилась, чтобы везти домой купленные вещи и подарки.

Теперь путь наш лежал к Бруклинскому мосту. Бруклинский мост через реку Гудзон на момент своей постройки был самым длинным в мире подвесным мостом. Теперь он, конечно, свое первенство потерял, но славу свою сохранил. Пройтись по нему нам так и не удалось, видимо, там нет пешеходной дорожки. Зато мы постояли под ним и понаблюдали за какой-то китайской свадьбой, которая туда специально приехала.

После такой замечательной прогулки, нагруженные всякими сувенирами, мы вернулись в гостиницу и дали себе немножко отдохнуть. На вечер мы запланировали сходить на разведку на вокзал, чтобы узнать, как добраться на поезде в аэропорт Newark. Именно там мы должны были взять в аренду свою машину, дабы отправиться в недельный автомобильный тур по Америке.

В поисках нужного нам перрона мы обошли весь вокзал и опросили всех служащих и даже полицейских. После этого мы в очередной раз убедились, что ничего путного у самих американцев узнать не удасться. Я опять, как всегда, жутко расстроилась и чуть не расплакалась. Мы сделали уже по несколько кругов по этому самому вокзалу, прежде чем нашли тот поезд, на котором нам следовало ехать через день. Хорошо еще, что на помощь пришла случайно подвернувшаяся нам украинская девушка – продавец в сувенирном привокзальном магазине. Она разговаривала со своей мамой по телефону. Когда мы услышали ее русскую речь, то уже практически не удивились, так как сегодня утром нас уже похожим образом «разыграли»: служащая в гостинице, которая отвечала за сейфы, долго слушала, как мы пытались по-английски арендовать сейф, а потом решила нас больше не мучить и стала разговаривать с нами на чистом русском языке. Мы очень обрадовались и стали сразу ее расспрашивать обо всем, что нас на тот момент интересовало. Конечно, долго она с нами разговаривать не могла: мы и так скопили большую очередь. Но кое-что она все-таки успела нам поведать. Она рассказала нам и про Брайтон Бич, и про метро, и про магазины, и даже толкнула маленькую речь на тему свободы и прав человека, которые в Америке соблюдаются, а в России – нет. Странно. Мы ее тогда не поняли. Ну а теперь вот эта украинка в сувенирной лавке. Антону ужасно интересно было пообщаться с кем-то на давно забытом русском языке. Продавщица так растрогалась, что продала со значительной скидкой все, что нам понравилось в ее магазине. Сама она была студенткой. В Америке ее все очень устраивало, жила она здесь уже 4 года и уезжать не собиралась. Жизнь здесь размеренная и спокойная, быт устроен. Не то, что у них там на Украине, где ее родственники явно голодают и до сих пор.

Вот так и закончился наш по сути первый американский день. К вечеру, правда, от обилия впечатлений, нам казалось, что мы здесь прожили уже как минимум целую неделю.

17 сентября – вторник. Нью-Йорк: Эмпайр-стэйт-билдинг, ООН, Рокфеллер-центр, Брайтон-бич.

Утро вторника было солнечным. Но яркое солнце оказалось обманчивым. На улице дул сильный ветер, а мы оделись, как на пляж. Особенно почувствовался холод на высоте 86 этажа Эмпайр- Стейт-билдинга, куда мы отправились в первую очередь. До него от нашей гостиницы – всего несколько минут пешком. За 9 долларов можно подняться на двух лифтах на самую высокую точку в Нью-Йорке и полюбоваться панорамой города. Это действительно незабываемое зрелище. Такой необычной панорамы ни в одном другом городе мира не найдешь: высокие каменные коробки, пересекающиеся под прямым углом узкие улицы и практически ни одного дерева, только в верхнем Манхеттене единственный парк, за которым сразу начинается Гарлем – бедный негритянский квартал. Река Гудзон как бы отрезает Манхеттен от материка и образует остров, который соединяется с остальным т.н. Большим Нью-Йорком многочисленными мостами, и все они похожи один на другой. Сама деловая часть Манхеттена – не такая большая, как кажется на первый взгляд. Ее можно запросто за два дня пешком обойти, что мы и сделали. Самые высокие небоскребы сосредоточены в нижней части города. В центральной части здания сравнительно невысокие. С высоты башни можно увидеть и статую Свободы, и штаб квартиру ООН, и даже Брайтон бич, и много чего еще.

Эмпайр-Стейт-билдинг начали строить еще в 1931 году. И построили в рекордно короткие сроки: за 1 год и 45 дней. Рабочие работали в несколько смен без выходных. На его постройку ушло 60000 т стали, 10 млн кирпичей, установлено 6500 оконных блоков, уложено 5600 м телефонного кабеля и 96 км водопроводных труб. В здании 1860 ступенек и 73 лифта, которые поднимаются на высоту со скоростью 427 м в минуту. Его вес 365000 т. В начале здание стоило 50 млн долларов (включая стоимость земли – 1 га), на настоящий момент оно стоит 41 млн долларов. И, что характерно, его ремонт сейчас каждые 10 лет оценивается в 67 млн долларов, что на 26 млн больше, чем его стоимость в настоящее время. На момент постройки здание считалось восьмым чудом света – это был самый высокий небоскреб в мире (381 м), до появления в 1973 г. в Нью-Йорке башен Центра международной торговли.

Вдоволь полюбовавшись панорамой города, сделав кучу снимков и подробно изучив сувенирную лавку, мы отправились в Штаб квартиру ООН. На набережной сели немного отдохнуть и увидели, как рядом с нами приземляются вертолеты, на которых долларов за 100 можно полетать над городом. Видимо, эта услуга пользуется хорошим спросом у туристов: вертолетов над Нью-Йорком кружится немало.

Понаблюдав за этой забавной железной птицей, мы отправились к зданиям ООН. Перед штаб-квартирой, состоящей из 4 зданий, развеваются флаги всех стран – членов организации. На этой территории не действуют даже законы США! Представители 150 государств, работающие в ООН, пользуются особыми правами, закрепленными в международных договорах о дипломатическом статусе. В обычный день можно было и на территорию войти, и внутрь, но нам опять не повезло. До самой пятницы в ООН проходило какое-то совещание, вокруг стояли полицейские машины, улицы перегородили, и людей никуда не пропускали. Мы, конечно, огорчились, но делать нечего, пришлось идти дальше. По дороге то и дело нам попадались офисы знаменитых компаний: Пфайзер, Сони, Крайслер, Метлайф, IBM и многие другие. Наконец мы увидели какой-то спортивный магазин и, зайдя туда, поняли, что без покупок мы уже не выйдем. Всего за 60 баксов мы купили Антону джинсы Wrangler, кроссовки Wilson и еще какую-то водолазку. Дальше шли уже нагруженные сумками. Где-то нашли еще целый набор фотопленки по супердешевой цене.

Следующей нашей остановкой был Рокфеллеровский центр. Это огромный комплекс зданий между Пятой и Шестой авеню. Здесь есть все: офисы, рестораны, музеи, театры, школы, службы быта, парки и фонтаны. Настоящий город в городе. Сюда американцы ходят, как на праздник. Средства на сооружение всего комплекса, состоящего из 15 зданий, выделил Рокфеллер младший – 125 млн долларов, и это в 30-е годы, во времена глубочайшей депрессии. Отдельные здания занимают офис Дженерал Электрик, театр Радио-сити-мьюзик-холл и музей Современного искусства.

Мы погуляли по Парк-авеню, посмотрели Трамп-тауэр и еще много всяких знаменитых гостиниц, где останавливаются известные люди и руководители государств. Под конец дошли и до центрального магазина LEVI’S. Однако там ничего интересного мы не нашли. Все стоило безумных денег, да и модели были, прямо скажем, не из лучших.

Так закончилась первая половина этого дня. Вечером мы запланировали поужинать в каком-нибудь русском ресторанчике на Брайтон-бич. Дорога туда от нашей станции занимает на метро по прямой где-то минут 30-35. Брайтон-бич начался для нас уже в метро. Антон сразу заметил пассажиров, читающих газету «Новое русское слово» по-русски. И действительно, каждый второй пассажир в вагоне был русский. Похоже, что все они ехали с работы домой. Чем ближе мы подъезжали к конечной станции, тем меньше становилось американцев. Люди даже начали между собой по-русски разговаривать. Ну а на станции, там вообще кроме русской речи мы больше ничего не слышали. Стали появляться русские названия, реклама по-русски, объявления. Конечная остановка Брайтон-бич точь-в-точь, как в фильме «Брат2»: тот же мост, те же вывески, те же люди, так же разговаривают. Не соврали они в кино, и правда, снимали в Америке. Мы прошлись по центральной улочке в поисках ресторана, но ничего не нашли, кроме книжного магазина, где купили подробный атлас автомобильных дорог и ту самую русскую газету. На другой улице нашли настоящий русский универсам. Там продавался черный хлеб местного производства, глазированные сырки по 1 доллару за штуку, килька в томатном соусе и другие русские деликатессы. Мы очень обрадовались и запаслись черным хлебом на наше предстоящее путешествие.

Русский квартал оказался аккуратным и сравнительно чистым, не то, что китайский. Все рестораны расположены вдоль пляжа. Да уж, русские неплохо обосновались здесь. Правда, они уже, видимо, забыли, что такое Россия, а молодое поколение и совсем не знает. Все они уже настоящие американцы, только по-русски говорят, да и то не очень хорошо, как то странно и наполовину по-американски. В уютном ресторанчике «Татьяна» мы поужинали за 40 баксов. Блюдами остались довольны. Все по-нашему, национальная еда и очень вкусно: настоящий квас, черный хлеб, квашеная капуста, грибы. Порции огромные. И все это еще и с видом на море.

Выйдя из ресторана, мы прогулялись по вечернему пляжу и отправились в обратный путь. Нужно было спешить, ведь в нью-йоркском метро вечером безлюдно и страшно. Могут напасть бандиты. Действительно в 20.00 вечера мы ехали в вагоне практически одни! Но обошлось без приключений, слава богу.

18 сентября – среда. Аренда автомобиля.

Итак, Нью-Йоркская часть нашего путешествия была завершена. Теперь по плану мы должны были взять машину напрокат на целую неделю и проехать на ней по наиболее интересным местам в Америке, которые были в зоне нашей досягаемости. Пункт проката автомобилей, в котором мы забронировали себе машину, находился в аэропорту пригорода Newark. Добраться туда можно было по железной дороге как раз с вокзала Пенсильвания, возле которого мы и жили. Очень удобно. От нашей гостиницы – всего два шага. Билет до аэропорта на американскую электричку стоил 11 баксов. Это всего 2 остановки, как, например, от станции Павелецкая до станции Нижние котлы. Правда, уровень комфорта в том поезде ни в какое сравнение с нашей электричкой не идет: кондиционированные вагоны, сидения мягкие, как в самолете, остановки высвечиваются на электронном табло, да еще и контролер не забывает напоминать, где выходить. Стекла в поезде тонированные, так что кажется, что на улице всегда пасмурно, а на самом деле солнце светит и жара. Вообще у американцев с железными дорогами напряг. Их очень мало, и стоят они дорого. Основной транспорт – это машина и самолет: дороги удобные, самолеты дешевые, так что поезда и не нужны вовсе.

До аэропорта мы добрались благополучно, но дальше я никак не могла понять, что делать. Нам стали объяснять, что до пункта проката автомобилей нужно ехать еще на поезде (т.н. airtrain). Служащие называли нам остановку Р2, а я все думала, что они чего-то путают, ведь мы и так уже на поезде приехали, зачем же еще? Хорошо, Антон догадался, что это поезд типа шатла, который перевозит пассажиров внутри аэропорта, а то я уже опять чуть слезу не пустила. Увидев таких «додов», служащие аэропорта явно забеспокоились. Они посадили нас в вагон подъехавшего поезда и 10 раз повторили номер остановки: «Пи ту», что означало Р2, показав все это на карте движения поезда. С нами вошло еще несколько пассажиров. Мы, наконец, успокоились, поняв, что это у них за система такая, и стали смотреть в окно. Когда мы подъехали к следующей остановке, некоторые пассажиры стали выходить, но тут в дверь заглянула служащая другой станции и спросила нас: «Вы едете до станции Р2?». Мы кивнули. Тогда она стала отчаянно жестикулировать и кричать: «Оставайтесь в поезде, езжайте дальше!» Да мы, собственно и не собирались выходить. Названия станций показывали на табло, да плюс еще и объявляли громко и четко. Надо было быть совсем ненормальным, чтобы пропустить свою станцию. Двери закрылись, мы были шокированы таким поведением служащих и ничего не понимали, а пассажиры в вагоне стали громко смеяться и все хором говорили нам: «Сидите, не вставайте, Р2 – это дальше!» Мы догадались, что информацию о двух странных пассажирах, которые ничего не понимают, передают по рации со станции на станцию, поэтому на следующей остановке мы уже с улыбкой ждали следующего напоминания. Двери открылись, служащая очередного перрона сказала, глядя на нас: «Вам дальше». И пассажиры вновь стали нас дразнить. Но вот наконец и станция Р2. Мы вышли и сели в специальный автобус компании «Аламо», который и доставил нас до пункта проката автомобилей.

Само оформление документов заняло у нас совсем немного времени. Правда, девушка за стойкой немного покривилась на наши русские права, но это только так, больше для приличия. Нам пришлось дополнительно оформить страховку, подписать еще много всяких документов, ознакомиться с которыми у меня не было времени, мы оставили номер своей кредитки, и нам дали пакетик с ключами от машины. Мы очень удивились. И все? А как же дальше ехать: куда и по какой дороге? Никто нам ничего объяснять не собирался. Пришлось спрашивать. На скорую руку служащая объяснила нам, как выбраться из аэропорта и расписала нам маршрут до Ниагарского водопада по номерам дорог. Мы еще толком ничего не сообразили, но надо было уходить. Сзади образовалась очередь.

Машинка была очаровательная: беленькая, спортивная, двухдверная, марки «Понтиак», модель «Санфайр» (что по-русски переводится как «Солнечный огонь»). По их меркам это самая маленькая машинка, эконом-класс. А по нашим – обычная машина, размером чуть больше нашей «девятки». Она была еще совсем новая, всего 9000 миль пробега (это что-то около 15000 км). Пока Антон бегал в туалет, я поймала какого-то негра на стоянке и стала его допрашивать, где тут в машине что включается и вообще, как автоматическая коробка работает.

К машине Антон привык практически сразу. Правда, коробка автомат его совсем не впечатлила. Когда надо было разогнаться, машинка начинала страшно рычать, а скорости не прибавляла. Эта особенность автоматической коробки Антона очень бесила всю дорогу. Из всех функций в машине мы пользовались только кондиционером. Как работает все остальное, мы поняли только в конце пути, когда, собственно, уже нужно было возвращаться: на пятый день до нас дошло, как включить радио, а на шестой - как выключить ближний свет (так ведь и ездили все эти дни с включенными фарами).

Труднее было освоиться с дорогами. Первый же нужный нам поворот мы проехали. Потом стало легче. В Америке все ориентируются по номерам дорог, которые указаны на карте и на указателях. Кроме номеров указывается направление: север, юг, запад, восток. Маршрут расписывается примерно так: 90 юг, 86 восток, 75 юг и т.д. Дороги в Америке подразделяются на междуштатные – интерстэйты (самые широкие, удобные и скоростные), федеральные и локальные. Последние совсем маленькие и узенькие, но все равно хорошие. Еще есть такие специальные дороги без номеров, они называются Garden и Parkway и отличаются особой экологичностью: они вдоль засажены деревьями. Последняя - вообще уникальная трасса: по 8 полос в каждую сторону, 4 из которых специально для грузовиков. Некоторые отрезки пути платные, например, мосты. Но плата обычно не бывает очень дорогой. До Ниагарского водопада мы ехали по маршруту, который нам составила служащая Аламо, а потом научились и сами ориентироваться. В общем-то логика несложная.

Так что дороги у американцев шикарные, только строгие ограничения скорости все портят: максимальная скорость, которую мы видели, - 65 миль в час, это не больше 110 км в час. А так хочется разогнаться на хорошей машинке да по такой дороге! Но нельзя. Нужно слушаться и соблюдать все правила, а то гаишники их американские очень строгие, могут поймать за любым кустом. Вот почему американцы не гоняют. Они тоже, конечно, чуть-чуть превышают скорость, но не больше чем на 2-3 мили. Из-за этого обгоняют они очень медленно и долго. Забавно получается. Мы много раз видели, как ловят водителей на трассе за нарушение скорости, так что старались быстрее других не ездить. Да, это не Европа, где все гоняют под 200! Правила дорожного движения тоже очень смешные. Например, ни в коем случае нельзя обгонять стоящий школьный автобус. Это самое страшное нарушение, которое может допустить водитель. Поэтому школьных автобусов все очень боятся. А вообще, в каждом штате свои правила, но это не так страшно, как кажется, потому что все дорожные знаки обязательно с подписями, например: «На красный стоять!», «На красную стрелку ехать нельзя!» или «На стрелку пропустить всех!». Так что для тех, кто владеет английским языком, особого труда ездить не составляет. Правда, по городу кататься с непривычки Антону было не очень легко. Его, например, смущало, что светофор установлен не до перекрестка, а после, и всякие такие прочие нюансы.

К их единицам измерения: милям, галлонам и фунтам, мы привыкли уже на второй день. А что делать, даже спидометр у них в милях и бак бензиновый измеряется в галлонах. В нашей машинке было 14 галлонов – это где-то 50 л. Через какое-то время мы и сами уже стали все измерять в их единицах. С этого момента мы почувствовали, что совсем освоились и «обамериканились».

На дороге мы чувствовали себя как мыши среди слонов. Вот уж где ездят на огромных машинах! Джип «Гран Чероки» на их автобане выглядит примерно, как у нас «Ока». Их Форды и Шевроле – просто гиганты какие-то, дома на колесах, в них и корову можно поместить, и свинью.

В первый день нам нужно было преодолеть расстояние 600-700 км и остановиться на ночлег в каком-нибудь мотеле. Ехали мы быстро, никаких проблем по дороге не было. Останавливались на Restarea, это у них так называются площадки для отдыха. Там можно и заправиться, и перекусить, и даже мотель найти.

Под конец дня наше напряжение постепенно стало проходить, и страхи тоже улетучились. Все оказалось совсем не так страшно, как мы предполагали. Больше всего нас порадовала цена на бензин: около 30 центов за литр, - это почти как у нас. Заправить полный бак – всего 15 долларов. Ну вот, с дорогой мы освоились, с заправками – тоже. Оставалась только одна проблема – ночлег. Темнело в это время уже рано. В 20.00 была уже совсем ночь. А в темноте искать гостиницу в незнакомой стране – радости мало. Мы даже и не заметили, как стало смеркаться. На заправке спросили, нет ли где поблизости гостиницы. Нам указали на выход 46 (все отвороты с трассы обозначаются номерами и называются EXIT, что значит – «выход» по-нашему). Действительно, именно там мы и нашли целую кучу мотелей, которые все были похожи один на другой, только принадлежали разным маркам. Наиболее распространенные марки гостиниц: Daysinn, Redroof, Redcarpet, Bestwestern. Такое расположение гостиниц позволяло быстро провести маркетинг по ценам, и мы выбрали самую дешевую под названием PinkOakinn – 47 баксов за ночь. Правда, нам все тут в Москве обещали мотели за 20 баксов, но уже потом мы поняли, что на т.н. интерстэйтах дешевых мотелей быть не может. Минимальная цена – 50 долларов за номер в сутки. Да и то, сама по себе называемая цена где бы то ни было (в магазине, на заправке, в гостинице, в лавке, в ресторане) никогда не бывает окончательной. К ней нужно еще прибавить налог, т.н. “таксу”. Такса составляет около 5% от стоимости товара или услуги, она считается уже непосредственно на кассе самим продавцом. Вот такое у них интересное ценообразование. На маленьких дорогах (локальных или федеральных) можно было найти гостиницу подешевле, но по таким дорогам наш маршрут проходил редко, да и вечером, когда приходилось уже искать гостиницу, на узенькой и неосвещенной деревенской дорожке было как-то жутковато, даже несмотря на то, что качество покрытия любой дороги отличное. Американцы не делают различия между большими и маленькими дорогами, строят их одинаково хорошо. Для тех, кто путешествует самостоятельно, в отелях предусмотрена целая система скидок. Для того, чтобы воспользоваться ею, необходимо на дороге найти специальное бюро «ААА» («Трипл Эй»), там можно взять карточку на скидки в отелях и ресторанах. Но нам так и не удалось вовремя найти такое бюро, хотя один раз мы проезжали мимо, и я узнала его, но было уже поздно. А жаль, размер скидок доходит иногда до 20%.

Сами американцы много путешествуют по стране на собственных автомобилях или берут их напрокат, поэтому инфраструктура туризма на дорогах развита очень хорошо, почти так же, как в Европе. Везде можно остановиться и получить информацию о достопримечательностях, бесплатные карты, планы, проспекты и брошюрки. При въезде в каждый штат обязательно есть такое бюро информации, где специальный служащий все объяснит и покажет, причем абсолютно бесплатно.

Итак, первая наша остановка была в местечке Батавия, за 50 км от Ниагарского водопада. Поторговавшись со служащей отеля, которая была индийского происхождения с характерным акцентом, мы взяли номер по минимальной цене с условием, что спать мы будем на одной кровати, а вторую трогать не станем. Конечно, мы этого делать не стали, и попортили обе две кровати сразу. На зло! Очень уж нас разозлила вторая их служащая: настоящая толстая американская корова, она по дури вылила целую канистру нашей питьевой воды, которую мы оставили в холле, пока относили чай к себе наверх. В общем, не успели оглянуться – ни канистры, ни воды. Тоже мне блюститель порядка! Она решила, что мы мусор принесли из машины выкинуть. А вода питьевая, между прочим, недешево стоила там. Антон еще долго еще потом ругался всеми неприличными словами, какими владел. Но ничего не поделаешь, потом мы стали умнее. Пришлось все забыть и лечь спать. Назавтра нам предстояло увидеть нечто грандиозное – Ниагарский водопад…

19 сентября – четверг. Ниагарский водопад.

Погода с утра была великолепная. Настоящее теплое лето! Настроение было преотличное. От Ниагарского водопада нас отделяли каких-нибудь 30-40 минут езды. Кстати, Ниагарский водопад находится в штате Нью-Йорк, а вот сам Нью-Йорк - в штате Нью-Джерси.

Чтобы добраться до водопада, нужно сначала попасть в город Ниагара Фолз, он представляет собой островок и соединяется с материком двумя мостами через речку Ниагару. Этот город, видимо, только и предназначен для обеспечения инфраструктуры туризма, потому что кроме этого, местным жителям здесь делать нечего. На водопад приезжают туристы со всего света в любое время года, поэтому в городе много гостиниц и ночных развлечений. Рядом с водопадом разбили настоящий парк отдыха с ресторанами, стоянками и аттракционами.

Речка Ниагара проводит границу между Канадой и Америкой, и часть водопада находится все-таки на стороне Канады, однако канадская часть не настолько интересная, поэтому для того, чтобы завлечь к себе туристов, канадцам понадобилось специально изобретать различные аттракционы: колесо обозрения, горки, комнаты ужасов для детей и много чего другого. Ничего такого на американской стороне нет. Здесь можно было только подняться на специальную вышку, прокатиться на пароходике прямо в самое сердце водопада или спуститься по лестнице вниз к его подножию. Все это, конечно, мы и проделали. Впечатлений уйма!

Уже при подъезде к водопаду начинают попадаться указатели типа: «Пешком в Канаду – туда», «На машиине в Канаду – сюда». Очень забавно. Мы пошли по одной такой узенькой тропинке по направлению указателя «Пешком в Канаду» и уперлись в турникет, который обычно стоит в у нас посольствах. Рядом с турникетом будка с окошком, там сидит кто-то и проверяет паспорта. Американцев пускают без проблем, а вот всех остальных – нет. Мы постояли возле канадской границы и даже сфотографировались рядом с этим турникетом и пошли обратно по узенькой тропинке, в которой совсем нельзя было угадать заветного спасительного пути к канадской границе.

После неудачной попытки под шумок смыться в Канаду мы побрели осматривать сам водопад. Состоит он как бы из трех частей. Высота падения воды где-то метров 50. Вода падает вниз с такой силой, что мелкие капельки поднимаются обратно вверх, образуя что-то типа туманного облака, которое разносится ветром в разные стороны. Внизу, у подножия водопада, ощущаешь себя, прямо как в сильный шторм, и, если бы не специальные плащи, которые выдаются для этих развлечений, то можно было бы вымокнуть с ног до головы в одно мгновение. Поплавать на кораблике также очень прикольно, сильный ветер не дает удержаться на палубе. Чтобы тебя не смыло, надо обязательно держаться за что-нибудь. Плащи помогают не очень-то сильно, все равно все возвращались мокрые, хорошо, правда, что в 30-градусную жару одежда высыхает моментально.

Мы обошли все места, с которых открывались потрясающие виды на водопад, побывали также на островах «Трех сестер», но самой незабываемой частью нашей программы был заключительный полет на вертолете. Всего-то за 100 баксов можно полетать на персональном вертолетике над Ниагарским водопадом, да еще и залететь на территорию Канады. Сам полет длится не более 10 минут. Для того, чтобы не оглохнуть от шума вертолета, выдают специальные наушники. В них вообще ничего не слышно, поэтому разговаривать между собой приходилось на языке жестов. Антон, высунувшись из окна, начал все быстро-быстро фотографировать. Исщелкал целую пленку. А вообще за этот день мы истратили целых три.

После полета на вертолете я решила побаловать себя мороженым. За 2 доллара мне надавили в вафельный рожок не меньше полкило мороженной массы. От вида этой порции мне стало плохо. Причем это была маленькая порция. Я с ужасом подумала, какая же тогда большая… Я честно попробовала съесть все это, но не получилось. Остатки пришлось выкинуть.

Пообедали в машине какими-то сосисками, которые купили в местном универмаге. Запаслись там также всякой другой едой на дальнюю дорогу. Где-то уже в седьмом часу мы отправились в обратный путь. Остановиться решили в той же самой гостинице на вторую ночь, думали тогда обойтись без приключений. Да не тут-то было. Мы тогда еще не знали, какие «приключения» нам готовит предстоящая ночь в этой злосчастной гостинице. Но об этом в следующей части…

20 сентября – пятница. Дорога в Вашингтон.

Еще ночью я проснулась от какого-то кошмара. Мне казалось, что на меня напала стая комаров и искусала меня. Все тело чесалось ужасно, и я побежала в ванную мазаться мазью от укусов. Странно, что самих комаров нигде не было ни видно, ни слышно. Я решила, сначала, что американские комары стали какими-то мутантами, летают тихо, не издавая ни звука, чтобы их не могли поймать. Я снова попыталась уснуть. А уже на утро нас ждал неприятный сюрприз. Антон, посмотрев на мою истерзанную тушку, сказал, что это были клопики. Я не поверила. В Америке в 21 веке – клопы!? Этого не может быть! Но когда мы заглянули в кровать, то увидели, что их там видимо-невидимо. Хорошо они мною закусили этой ночью. Вот это был пир для них! Мы ужасно расстроились. И это еще мягко сказано. Настроение было испорчено еще на несколько дней. Антон первым делом стал думать, как бы подать в суд на эту гостиницу, но делать мы, конечно, ничего не стали. Самое страшное, чего мы боялись, – это привезти клопов домой в Москву. А мне потом еще долго снились кошмары. В каждой гостинице, где мы останавливались потом, мне мерещились клопы. Среди ночи я просыпалась и проверяла, не покусал ли меня еще кто-нибудь. Да, это, действительно, было ужасно. Подходила к концу первая неделя нашего пребывания, от плохого настроения нам очень захотелось домой. Мы почувствовали какое-то отвращение к Америке, американцам и вообще ко всему, что видели вокруг. Помню, что, стоя возле Белого Дома, мы изнывали от жары и прочих неудобств, проклиная саму идею поехать в Америку и тот день, когда она зародилась в нашей глупой голове. Но это уже было в самом Вашингтоне, до которого нужно было еще добраться, а пока мы еще только готовились идти на завтрак в гостинице.

Завтрак в американских провинциальных гостиницах весьма неплохой. Перед тобой ставят подносик с кексами, фрукты, рогалики, печенья или тосты с повидлом или сыром. В меня, конечно, больше одного кекса и тоста не влезало. А вот у Антона счет шел на подносы, они исчезали в его желудке с неимоверной быстротой (не сами подносы, конечно, а их содержимое), у него было желание наесться впрок до самого вечера. В общем, завтрак, который был рассчитан на всех обитателей гостиницы этого дня, был успешно уничтожен простым советским парнем. Пусть знают нас, русских! Мы не видели реакцию служащих, а жаль! Они, наверное, не поверили, что мы все это съели, видимо, решили, что завернули с собой в пакетик.

Итак, славно подзаправившись, мы двинулись в Вашингтон. Весь этот день нам опять предстояло провести в дороге. Но и не только, еще мы хотели посетить различные супермаркеты, посмотреть, что у них здесь продают и почем.

По дороге нам попались два очень крупные супермаркета известных марок: «AMES» и «WALL-MART». Это не такие супермаркеты, как в Европе. Здесь практически не продают продуктов, только вещи, шмотки, бытовые предметы, химию. Очень много одежды, но нельзя сказать, что все это так дешево, как обычно говорят про Америку. Цены примерно, как в наших магазинах или у нас на рынках. Есть, конечно, и дешевые вещи, но не так много. Все, что было большого, дешевого или подлежало распродаже, мы сразу скупили: затарились фотопленкой, сувенирами и подарками, Антон купил себе кожаный ремень и еще много всякой дребедени. Да и сами экскурсии по магазинам оказались очень увлекательными, в последнем мы провели, по-моему, больше двух часов, и то нам показалось мало. Надо было ехать, дорога еще была длинная впереди, а так можно было весь день там проторчать. Антон ходил по всяким «мужским» отделам (инструменты, оборудование), как по музею. Внимательно разглядывал каждую штучку, пытаясь отгадать, зачем она нужна. А я, наоборот, носилась колбасой взад-вперед, искала всем подарки, высунув язык. Самое интересное, что себе я так ничего и не купила.

Еще мы видели магазин подержанных авто. Цены – просто с ума сойти, так и хочется купить что-нибудь. Самая дорогая машина, 4000-4500 долларов. И это, например, суперджип с коробкой автомат. В идеальнейшем состоянии. А так, средняя цена 2500-3000 баксов.

Простые американцы, жители деревень, живут неплохо. У каждого собственный домик, отделанный евровагонкой, дворик, садик, гаражик. Заборов нигде нет, дома так и стоят вдоль дороги, так что не понятно, где кончается частная территория. Во дворе детская площадка, несколько автомобилей и обязательный атрибут – американский флаг. Флаги вешают либо на крыше, либо на окнах, либо возле входной двери, а некоторые устанавливают их на свою машину и гордо рассекают с ним по всей стране. Вдоль дорог нам частенько попадались рынки, там шла активная торговля тыквами, как раз приближался Хэлоуин. Еще мы видели частный лес. Остановившись на одной из стоянок, чтобы перекусить, мы заметили, что в лесу чуть ли не на каждом дереве прикреплена табличка: «Частная собственность». Вот буржуи!

Мы постепенно приближались к Вашингтону. По карте выискивали населенные пункты, где можно было бы остановиться на ночлег. И только тут нам бросилось в глаза, что все населенные пункты повторяют названия уже известных мест в Европе. Получатся, что в Америке всего за несколько часов можно чуть ли не всю Европу объехать: там есть и Рим, и Сиракузы, и Александрия, и Бристоль, и Балтимор, и Аннаполис, и даже Петербург с Москвой. Вот они какие смешные эти американцы. На свои названия фантазии не хватает, так давай у других воровать! Я уж не говорю о том, что в Нью-Йорке все названия лондонские. Запутаться можно.

Итак, в городишке с английским названием Балтимор, мы решили остановиться на ночлег. Странно, но отели в Америке никак не обозначаются, нет в названиях слова «Отель», поэтому за гостиницу запросто можно принять, например, больницу. Чуть позже мы освоились с такой системой и поняли, что в названиях гостиниц практически всегда присутствует частичка «INN». В тот вечер мы обошли в Балтиморе несколько гостиниц, цены на которые нас просто шокировали: 90-100 долларов за ночь, и ни центом меньше. Понятно, конечно, все-таки мы находились рядом с американской столицей. Каких-нибудь полчаса – и ты в Вашингтоне. Вот откуда такие цены астрономические на мотели. Мы уже отчаялись, когда вдруг нашли нечто приличное всего за 67 баксов. Гостиница называлась “Red Roof inn”. Ее особенностью было то, что каждый номер имел отдельный вход с улицы или с балкона. Номер был просторный и вполне приличный. Мы остались довольны, жаль, только завтрак не полагался, а то бы мы их опять разорили на кексы.

21 сентября – суббота. Вашингтон.

Ну вот, наконец, и Вашингтон – столица Америки. Наверное, такая и должна быть настоящая столица любого государства: тихая, спокойная, немноголюдная, чистая и аккуратная. Это не Москва с ее толпами народа, Вашингтон выглядит как простой провинциальный город, правда очень богатый.

Мы оставили машину в подземной стоянке недалеко от Белого Дома всего за 8 баксов. Наверх поднялись на лифте и, чтобы выйти на улицу, прошли насквозь шикарный магазин. На этом же уровне располагался холл не менее шикарной гостиницы, судя по всему, дико дорогой. До Белого Дома было рукой подать, только вот сильная жара сразу как-то прибавляла усталости. В машине спасались кондиционером, а вот на улице от духоты и палящего солнца силы сразу куда-то улетучивались.

Мы совсем не удивились, когда нам сказали, что Белый Дом закрыт. Мы уже к этому привыкли. В Америке стали бояться террористов, поэтому все значимые места позакрывали. Можно было только подняться на Монумент. Это памятник Вашингтону, он напоминает Стеллу на Поклонной горе. Не знаю почему, но туда мы вообще не пошли. Мы обошли Белый Дом вокруг, сфотографировались на его ступеньках, посмотрели на Овальный кабинет президента снаружи и на его вертолетную площадку, а также на главную рождественскую елку страны, которая стоит на футбольном поле прямо напротив Овального кабинета. Правда, это была не совсем елка, а что-то напоминающее кипарис, подстриженный по форме елки, но ничего, пусть будет елка, если им так больше нравится. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что по-английски она называется «Рождественским деревом», а не елкой, так что здесь никто никого не обманывает.

Потом мы двинулись к Капитолию, это что-то типа нашей Думы. Он, естественно, тоже был закрыт. Вдоль всей дороги от Белого Дома до Капитолия на скамейках сидят бомжи и нищие. Они ужасно воняют, хотя одеты прилично. На одном из таких бомжей мы заметили совсем еще новенькие ботинки, точь-в-точь такие, которые Антону очень понравились в магазине, и он их тогда чуть было не купил за 50 долларов.

Мы посидели в парке рядом с Капитолием на скамеечке, глядя на расставленные везде фонтанчики, которые автоматически поворачивались. В тот момент, когда они повернулись к нам и направили свою струю прямо нам в моську, мы вскочили и быстро убежали из парка. Прогнали нас, гады. Не дали посидеть спокойно.

По схеме города добрались до метро. Сил уже не было никаких, да я еще и ногу умудрилась натереть босоножками совсем некстати. Какого же было наше облегчение, когда мы зашли в метро. Там было прохладно. Даже, можно сказать, ужасно холодно. Вашингтонское метро совсем не такое, как в Нью-Йорке, оно более современное и аккуратное. Система оплаты – зональная. Мы сначала ничего не поняли, потому что служащих не было - одни автоматы, а как ими пользоваться никто из нас не знал. Мы изучили карту метро, увидели на табло время ближайшего поезда, рассмотрели во всех деталях автомат, продающий билеты, и все. Дальше мы уже не знали, что делать. На помощь пришла какая-то пара пассажиров, они сжалились над нами и помогли купить билеты до станции Пентагон, куда мы и направлялись. Спасибо им, а то мы еще бы долго не разобрались с их дурацкой системой.

Сам Пентагон находится в пригороде Вашингтона. Раньше и туда можно было сходить на экскурсию, а теперь – только закрытые двери, да таблички с надписями «фотографировать запрещено». Но мы все равно засняли несколько важных военных объектов: закрытую дверь, стену, желтые противотанковые ежи, парочку «Хаммеров» и табличку с надписью «Пентагон там». Обойдя практически все здание Пентагона вокруг – этакий оплот американской военщины, - мы нашли тот угол, куда в прошлом году упал самолет террористов. До сих пор с этой стороны здание огорожено временным забором из синего полотна, а выбитые окна так пока и забиты фанерой. Напротив этой части Пентагона через дорогу – Арлингтонгское кладбище, тоже знаменитое место. Вообще само здание не вызывает никаких эмоций, оно слишком простое, невысокое, светло-коричневого цвета. Рядом с ним немноголюдно. Ходят редкие служащие. Стоянка машин полупустая. О величии самого Пентагона практически ничего не говорит. А ведь долгие годы само это слово навевало ужас на многих наших соотечественников. Да и атмосферы какой-то особой секретности также не чувствуется, разве что таблички с зачеркнутыми фотоаппаратами через каждый метр. Но что тут такого можно сфотографировать, чего нет на открытках?! Побродив в этом интересном месте, мы почему-то вспомнили про военную базу Эндрюс, где укрывался американский президент, во время терактов 11 сентября. Она указана на карте. От места, где мы находились – просто рукой подать. «Почему бы и не посмотреть, раз уж мы решили облазить все военные объекты?» - подумали мы. Но до этого мы еще посмотрели на штаб-квартиру ФБР (по-английски FBI). Так себе, ничего примечательного, здание как здание в советском стиле 80-х годов. Зато вокруг продаются всякие сувениры с символикой ФБР: майки, бейсболки и прочая дребедень.

Здание ФБР было последним объектом нашего посещения в г. Вашингтон. Забрав машину, мы отправились по направлению знаменитой военной базы Эндрюс. По дороге заехали перекусить в Макдональдс. Как всегда, купили традиционный набор на ужин и пошли есть в машину. Только потом Антон заметил, что в этом Макдональдсе все намного дешевле, да и почему-то не было ни одного белого, кроме нас. «Может, это какой-то специальный негритянский квартал?» - догадался Штирлиц.

До базы ехали как-то странно. Вдруг стали исчезать таблички с указателями дорог и направлений (странное дело для Америки), сама по себе дорога превратилась в узкую асфальтовую тропинку, вокруг был какой-то лес, и ни одной машины, даже дома и то редко попадались. По времени мы ехали уже сравнительно долго, но где мы были, мы так и не понимали. Первая же табличка с указанием направления дала нам понять, что мы давно уже проехали нужное нам место. Странно, что мы так ничего и не заметили. Видно, хорошо американцы спрятали и замаскировали свою военную базу, так просто не найдешь. А то мы уж решили, что здесь все можно, раз на карте отмечено. Ну ладно, мы не очень-то и расстроились. Уже смеркалось, а мы опять оказались в негритянском квартале, только уже по другую сторону дороги. Тут нам в глаза бросились яркие вывески супермаркетов и рекламные объявления о распродажах. Любители халявы, мы быстро зарулили на стоянку и побежали по магазинам, которых здесь было немало. Ни в одном из них мы так и не встретили ни одного белого человека, зато сами негры как-то странно на нас косились, хорошо еще, что не побили, а то всякое могло случиться. В одном из таких магазинов Антон взял массажную зубную щетку за 1 доллар, а я - 2 американских флага. С таким оригинальным джентельменским набором мы и подошли к кассе под пристальными взглядами недоумевающих негров, стоящих в очереди. Кассирша, услышав нашу иностранную речь (а мы как раз обсуждали, не взять ли нам 3 американских флага, раз они такие дешевые), спросила нас с удивлением: «Вы что, немцы?». «Нет, мы русские», - ответили мы с достоинством и, довольные покупками, отправились к машине. Один из этих флагов теперь гордо реет у нас дома в коридоре, на самом высоком месте и не дает нам забыть о наших веселых приключениях в Америке.

Правда, самое веселое, как оказалось, было еще впереди. Рано нам было радоваться. Американские гостиницы опять преподнесли нам очередной сюрприз. Поначалу мы все выпендривались, 80 баксов за ночь в гостинице «Холидей инн» нам показалось дорого. Это было часов в восемь вечера. Еще через час при очередной остановке мы рады были и 100 баксов заплатить, да мест нигде не было. Так мы проехали еще несколько десятков километров. Скоро уже и Филадельфия была близка, время 23.00, мы засыпали на ходу, а свободных гостиниц не было. Только потом я поняла, что с субботы на воскресенье, когда все американцы отправляются в путешествие, свободные гостиницы – это редкость. Оставалось только одно - ночевать в машине, но здесь не Европа, и так не принято, хотя мне уже было все равно. Последняя гостиница «Америка Инн», в которую мы заглянули, была явно дорогая. Это было видно уже по внешнему виду. Я за этот вечер привыкла слышать отказы служащих, типа «Мест нет», «У нас все занято» и т.д., но в этой гостинице случайно оказался свободный номер, правда, это был люкс за 172 доллара! Но мы так хотели спать, что готовы были уже и все 500 заплатить. Служащая гостиницы на ресепшене оглядела нас внимательно и не поверила в нашу платежеспособность. Неужели мы так плохо выглядели? В общем, конечно, ничего хорошего: какие-то нищие русские, странно одетые, лохматые и уставшие, как под забором где-то валялись. Еще бы, попробовала бы она весь Вашингтон пешком исходить, с ней бы и не такое было! Эта толстая негритянка несколько раз повторила нам цену, потом еще взяла в залог 50 баксов на случай, если мы чего сломаем, и отдала нам ключ от последнего оставшегося свободным номера. Конечно, наша рука с трудом поднялась отдать такую сумму непонятно за что, но тогда усталость наша оказалась сильнее жадности, и мы пошли устраиваться.

Номер был двухкомнатным. Это, пожалуй, было его единственным отличием от обычных номеров. Мы выспались вдоволь, отдохнули и привели себя в порядок. Но что нас действительно порадовало, так это завтрак. Вот уж где мы оторвались с утра! Антон специально выбрал место для завтрака возле мусорки, чтобы быстро скидывать туда одноразовые тарелки и упаковку от съеденного, а потом набирать все это заново, типа мы вообще еще пока ничего не ели. Здорово он это придумал! Мы не только съели всего, что там было, на свои 172 доллара, но и взяли с собой, не стесняясь (не до этого было), и кексы, и фрукты, и сыр, и йогурты. В общем, хватило и на обед, и на ужин.

22 сентября – воскресенье. Филадельфия.

С утра, сытые и довольные, мы отправились в путь. Нам предстояло увидеть Филадельфию – город, с которого началась вся Америка. Именно в нем 200 лет назад в здании Independence Hall была подписана Декларация Независимости. Для самих американцев это по-настоящему святое место, они все ездят сюда на экскурсию. Из гостиницы мы вышли уже где-то в двенадцатом часу, ехать до Филадельфии было не больше часа. Но мы не торопились, смотреть в этом городе, кроме их священного места, особенно было нечего. При въезде в штат Пенсильвания (именно там находится город Филадельфия) мы заехали на стоянку, где специально был оборудован пункт информации для туристов. Служащий нам все очень ясно и понятно объяс

2006 - 2012 г. © Все права защищены
«Мастерская слова»

Разработка: ViPro
Дизайн: Студия web-дизайна Miracle.