Тел.: +7(495) 960-80-48
Моб.: +7(903) 576-75-96

Горнолыжный тур: Франция (Три долины - Валь Торанс)

9-23 января 2010 года

Кризис в самом разгаре. Денег катастрофически ни на что не хватает, но отдыхать все равно нужно. Куда же поехать, чтобы недорого было? Этот вопрос до сих пор мучает многих россиян. И лично мы нашли на него достойный ответ. Опять Куршавель! Как это и ни смешно звучит, но именно тот самый французский курорт, на который мы ездили отдыхать в прошлом году – Валь Торанс – оказался на этот раз одним из самых дешевых вариантов. Всего 700 Евро за две недели – турпакет с перелетом, проживанием, трансфером и пр. Трудно поверить, но это так. На одного человека такая поездка после новогодних каникул обходится около 30 000 руб.! И это при том, что встреча Нового года в Подмосковном пансионате или на какой-нибудь другой российской турбазе может стоить за 3 дня около 25 000 руб. Разница очевидна! Что тут думать?!

Конечно, поначалу мы еще склонялись к итальянскому курорту Валь Гардена, на котором еще не были. Но там условия были чуть хуже, а стоимость – дороже. Повторять свои маршруты – не в наших правилах, но, учитывая сложившуюся нелегкую финансовую ситуацию, мы решили в этот раз носом не крутить и поехать на тот же самый курорт. Только отель уже выбрали другой, совсем экономичный. Мы его еще в прошлом году присмотрели. Приценились и оценили по достоинству. Основное его преимущество – «катание от двери». Вышел из лыжехранилища – и катись себе сразу вниз. Второй плюс состоит в том, что это резиденция с комнатами-студиями, где есть кухонный уголок, так что готовить можно себе самим, а это вообще двойная, если не тройная, экономия на еде по сравнению с ресторанами. Не говоря уже о том, что ресторанная еда частенько оставляет желать лучшего.

Тур заказали, как обычно, в компании PacGroup, еще в конце сентября (на двоих с учетом визы он обошелся нам в 70 000 руб., а визу в этот раз дали аж на 3 месяца – до 9 марта!), решили и на этот раз традициям не изменять. Вот только дней за десять до вылета у меня появилось какое-то странное, слегка нехорошее предчувствие…

9 января, суббота

День первый. Отъезд

Такси заказали на 9.30 утра. Вылет состоялся точно по расписанию в 14.00 из аэропорта Домодедово авиакомпанией S7-Globus(бывшая «Сибирь»). Полет длился 3 часа 40 минут. Прошел он благополучно, если не считать того, что сзади нас орали какие-то бешеные дети и еще курицу подали на обед с явным вкусом плесени. Есть мы это не стали, так что летели полуголодные.

Самолетик был небольшим – Боинг 737, может, именно это нас и спасло от двухдневного ожидания в аэропорту. Как оказалось по прилету, погода в аэропорту города Шамбери (да и в Лионе тоже) была плохая, взлетно-посадочные полосы полностью обледенели, а реагентов для их обработки почему-то у французов не нашлось под рукой в нужном количестве. Вот и перестали они принимать и выпускать самолеты. В аэропорту нас встретила ужасная картина: на улице перед зданием аэропорта ровными рядами в огромном количестве стояли тележки с багажом и лыжами, а в самом здании народу - просто тьма! Трудно было поверить, что мы прилетели именно во Францию, скорее, это зрелище напоминало индийский или египетский затрапезный вокзал, где люди сидели прямо на полу и жевали бутерброды. Протиснуться сквозь толпу и получить свой багаж было очень трудно. Но еще труднее было поверить в то, что нам разрешили посадку и мы благополучно приземлились в официально закрытом аэропорту, который уже почти целый день до этого и еще пару дней после вообще не принимал и не выпускал никакие самолеты.

Только на следующий день мы узнали, что из-за неблагоприятных погодных условий более 2000 русских не смогли вылететь из Шамбери после новогодних каникул и застряли там почти на пару дней. А ведь ровно столько же человек не могли вылететь из Москвы! В основном от этого пострадали пассажиры авиакомпании VIMAVIA.

Организация встречи в аэропорту в этот раз нас не очень обрадовала. Найти свой автобус на стоянке оказалось делом проблематичным. Нервы пришлось потрепать и себе, и гидам, на которых я и сорвала свою злость.

Выехали из аэропорта в 17.30, в 20.00 были уже на месте в Валь Торансе. По дороге сделали остановку на заправке в небольшом магазинчике. Купили еды на сегодняшний ужин и на завтрак на 12 Евро. В этом году я задалась целью точно посчитать все расходы на еду, чтобы понять, насколько дешевле обходится самостоятельное питание, поэтому методично переписывала все суммы из чеков к себе в блокнотик.

Высадили нас из автобуса у резиденции MaevaTourhotel 3* одними из первых. Оформление на ресепшене прошло быстро и без проблем. В резиденциях положено оставлять депозит (залог за номер) в размере 200 Евро (по карточке) + оплачивать туристическую таксу 12,70 Евро на человека (итого = 25,40 Евро за двоих на 2 недели). В обычном отеле в прошлом году таких доплат у нас не было. Во время регистрации познакомились с соседями по этажу – двумя русскими ребятами – Олегом и Игорем, один из которых в буквальном смысле слова оказался соседом и по Москве: он тоже жил в Митино, совсем не далеко от нас. Вот и правда, верна пословица: мир тесен. Теснее некуда!

Наши номера 123 и 124 располагались рядом, на пятом, последнем этаже. Комнатка была малогабаритной – всего 16 м2, но вполне сносной и даже уютной. Конечно, двоим там разместиться было проблематично – все время приходилось наталкиваться друг на друга, в тесных коридорах не разойтись! Но это не самая большая проблема. Тесноту можно пару недель и потерпеть. Зато все остальное было вполне комфортно: два дивана, большой складной обеденный стол, который в разложенном состоянии занимал чуть ли не половину комнаты, сервант с посудой, шкаф, телевизор, навесные полки, табуретки и две лавочки у окна. Окна большие – почти до пола, расположенные под прямым углом друг к другу, выходят во двор, на соседние отели. Для того чтобы окна в номере были с видом на горы и на лыжные трассы, нужно было доплатить 50 Евро еще в Москве, тогда и на балкон можно было рассчитывать. Но мы этого не сделали, а теперь поменять что-либо было уже нельзя. Кухонный уголок в проходе между прихожей и ванной оборудован шкафами, двухконфорочной электроплитой, СВЧ печкой и раковиной. Посуды предостаточно на любой вкус, в том числе и различных сковородок, кастрюль, кофеварок, терок, измельчителей и т.п. В ванной тоже есть все необходимое, даже раскладная сушилка для белья, непонятно только, куда ее ставить. В разложенном состоянии места для нее в номере не было совсем! Короче, комплектация номера на высоте, даже пылесос имеется, который тоже мешался, пришлось его затолкать под кровать, правда, он первые дни все время норовил оттуда вылезти без спросу.

Так вот, при самостоятельном бронировании все это удовольствие стоит около 350 Евро за номер на 1 неделю. Можно также купить что-то типа тайм-шера: фиксированная неделя в году самой маленькой студии стоит 500 Евро.

В резиденциях такие порядки: мусор за собой из номера выносить нужно самим, постель застилать тоже самостоятельно в начале и при смене белья через неделю. При отъезде нужно либо убрать весь номер, либо заплатить 30 Евро за финальную уборку, в которую не входит мытье посуды и плиты. Посуду нужно потом расставить по своим местам, как она и стояла до тебя. Для этого мы даже специально сфотографировали сервант. Постельное белье необходимо снять. Гид говорила, что за беспорядок могут и оштрафовать, т.е. вычесть некую сумму из залога за номер. За потерянные или испорченные вещи, разбитую посуду тоже придется заплатить, поэтому всю комплектацию номера и качество предоставленного оборудования нужно было проверить при заселении и подписать соответствующий документ.

Вынос мусора в принципе не вызывает никаких проблем. Мусорные контейнеры расположены прямо у входа в резиденцию. Единственная трудность – это сортировка мусора. У французов теперь три вида контейнеров: под стеклянную посуду, под пластик и макулатуру и под прочий бытовой мусор. Естественно, мы не могли держать в номере три мусорных ведра, и если стеклянные бутылки мы выносили отдельно, то раскладывать в разные пакеты баночки из-под йогурта, например, и пищевые отходы мы не имели возможности. Плюс ко всему с пакетами для мусора оказалась на курорте напряженка. Полиэтиленовые сумки по 0,04 Евроцента продавали только в Casino(это был дальний от нас магазин), а в ближайшем Sherpaза 0,80 Евро продавали только бумажные сумки, которые для мусора были абсолютно непригодны. Как нам рассказала одна кассирша, сейчас во Франции действует закон, который ограничивает использование неразлагающегося пластика, и магазинам запрещено не только бесплатно выдавать покупателям пакеты (как это было раньше), но и продавать их. Вот так они борются за экологию.

Прогноз погоды мы посмотрели еще в Москве в Интернете и абсолютно не обрадовались. Получалось, что все две недели должен был идти снег. Редкие солнечные дни были возможны, но без гарантий. Поэтому мы еще с самого начала озаботились культурной программой. Гид предложила нам экскурсию на сыроварню за 65 Евро и поездку на бобслее за 150 Евро 1 спуск в течение 3 минут в долине Plagne. Эти цены нас просто шокировали. И мы твердо решили развлекать себя самостоятельно и подешевле. На экскурсиях в других городах мы уже и так были в прошлый раз. Больше ничего стоящего турфирма предложить нам не смогла.

После того, как мы распаковали вещи, лыжи спустили в лыжехранилище. Сушилки для ботинок там нет, поэтому обувь все равно нужно было сушить в комнате своими электросушилками. Расположившись в номере, мы поужинали тем, что удалось купить на заправке, и легли спать в 1.00 ночи.

10 января, воскресенье

День второй. Встали на лыжи

Самое главное, с чего нужно было начать первый день пребывания на курорте, – это с закупки продуктов. В универсаме Casinoнакупили много еды на 45 Евро. Ребята взяли еще бутылку коньяка Арманьяк за 12 Евро. Сразу захотелось накупить всего и побольше, особенно местных деликатесов, поэтому Олег не удержался от развесной ветчины двух сортов.

С учетом того, что погода не обещала быть стабильно хорошей, да и кататься первые дни до умопомрачения мы не собирались, решили взять сначала абонемент на полдня за 30 Евро с 12.30. Первый день пробовали силы у себя в долине. Катались до 16.00 3,5 часа, проехали около 30 км. Игорь после первого же подъема потерялся. А мы побывали на вершинах Pecletи Caron. Оказалось потом, что Игорь практически ездил следом за нами, только почему-то по рации мы его не слышали. Рации были у всех, поэтому настроить их друг на друга не составило никакого труда, только на дальних расстояниях они не работали. Качество трасс нас приятно удивило. Снег был плотный. В прошлом году было больше снежной каши и бугров.

Первый обед в номере был абсолютно не оригинальным – сосиски с макаронами, которые в отличие от наших варятся очень долго. После обеда мы сразу заснули и проспали до 18.00. Потом до 19.00 вместе с уборщицей проверяли комплектацию номера и меняли испорченную посуду на новую. А к 20.00 нас пригласила наша турфирма на коктейль в местный ночной клуб. Правда, обещанная пьянка так и не состоялась, ее по непонятной причине перенесли. Но второй раз возвращаться опять туда же нам уже не захотелось. Мы пили чай с коньяком все вчетвером и болтали до 23.00. Договорились о том, что завтра Олег научит нас играть в покер.

Перед сном посмотрели какой-то страшный фильм по С. Кингу «1408» на мини DVD, который мы предусмотрительно купили специально для этой поездки всего за 3400 руб., так как таскать ноутбук совсем не хотелось. Взяли с собой также много разных фильмов, чтобы на каждый вечер хватило. Оказалось, не зря.

Антон решил усовершенствовать инженерную систему в номере. Поскольку у нас было очень холодно, он починил отопление: перекрыл стояк во всей гостинице, чтобы пробить предполагаемую воздушную пробку в батарее. Вроде сработало. В номере стало заметно теплее. Спать легли в 2.00 ночи.

11 января, понедельник

День третий. Поездка в Orelle

Сегодняшний день тоже решили провести в своей долине, поэтому опять купили скипасс на полдня и катались с 12.45 до 15.30. После вчерашнего первого катания в этом сезоне все болит. Сегодня втроем поехали в долину Orelle. Игорь с раннего утра куда-то укатил и домой вернулся только к 17.00. Настоящий фанат! Трассы, как и вчера, просто замечательные, кататься – одно удовольствие. Температура -15 С, солнечно. Проехали около 20-30 км. На подъемниках Олег нам рассказывал правила игры в покер. Так что свободное время провели с пользой.

На обед купили курицу гриль на четверых и с удовольствием съели ее вечером. На еду сегодня потратили 47,70 Евро. До 20.00 отдыхали, а потом у нас состоялась первая пробная партия в покер. Играли пока больше в открытую, чтобы понять и прочувствовать логику игры. Вместо денег и фишек нарезали бумажки. Но все равно оказалось очень увлекательно. Нам понравилось. С этого дня в покер мы играли почти каждый вечер.

В нашем отеле можно было на завтрак заказывать себе каждый день свежий хлеб и круассаны. Их привозили к 8.00 на ресепшн из соседней булочной. Два круассанчика стоили 1,70 Евро. Антон говорил, что это безумная цена за небольшие булочки, но зато они были такие вкусные, особенно со свежей ветчиной! До сих пор вспоминаю и облизываюсь. С того дня я стала каждый день на завтрак заказывать себе такие местные французские деликатесы.

Спать легли в 1.00 ночи.

12 января, вторник

День четвертый. Поездка в Meribelle

Встали в 9.00. Сегодня купили скипасс опять на полдня, только уже на всю зону катания Три Долины за 37,50 Евро. Долго думали и считали, но оказалось, что если в погоде не уверен, то покупать каждый день скипасс на полдня даже на максимальную зону катания все равно выгоднее, чем брать абонемент на 8, 10 или 13 последовательных дней без перерыва. С утра опять ходили в магазин, на сей раз еды купили только на 10 Евро.

В 12.30 встретились все вместе у нашего ближайшего подъемника и рванули на MontValon. Мы даже в прошлом году на эту вершину не забирались. Из-за плохой погоды она часто была закрыта. Спуск с этой вершины около 4-5 км занимает не больше 5 минут. Зато удовольствия – море! Трасса приятная и в меру сложная. После нее поехали в MeribelleMottaret. Дорога туда проходит по очень пологой зеленой трассе, по которой приходится палками отталкиваться, зато виды вокруг очень живописные, сказочный хвойный лес по обе стороны «лыжни» заставляет остановиться и полюбоваться красотами природы. Правда, если притормозишь, то разогнаться потом будет нелегко. Так что лучше не рисковать. Игорь всю дорогу видеокамеру не выключал и заснял это наше путешествие от начала и до конца.

На обратном пути опять вернулись на MontValon, только уже втроем. Антон откололся. Он еще после первого спуска как-то неудачно глотнул холодного воздуха и у него слегка заболело горло.

В отель вернулись в 16.00. До 20.00 отдыхали после обеда. Потом собрались на совещание. Завтра обещают плохую погоду, снежные заряды на весь день, так что нужно было придумать себе развлечение с пользой. Например, взять машину напрокат…

Весь вечер выбирали по карте маршруты с достопримечательностями и интересными замками, звонили в прокатную контору AVIS. К однозначному решению, что делать, мы все равно так и не пришли. Решили действовать завтра по ситуации. Игорь уже купил себе абонемент до конца нашего срока пребывания, так что на автопутешествие по замкам не согласился.

До 23.00 играли в покер.

13 января, среда

День шестой. Старый Новый год в Женеве

С утра пошел снег. Причем сильный. Прогноз не обманул. В 9.15 мы сели в автобус до станции Мутье (ближайшая железнодорожная станция). Билет стоит в один конец 10 Евро. В 10.30 были уже на месте. До 12.00 выбирали машину.

Если кто-то думает, что взять машину напрокат в провинциальном французском городишке очень легко, то он ошибается. Мы и сами поначалу так думали, а оказалось, совсем наоборот. Трудности подстерегали нас совсем не там, где мы их ждали.

Выйдя со станции вокзала, мы увидели рекламу какого-то малоизвестного агентства по прокату автомобилей LAMI по соседству с Europcar. Сначала решили заглянуть именно в LAMI, а потом уже сравнить цены с Europcar. Служащие этой, никому не известной конторы – неприятного вида мужчина и в меру любезная женщина - долго и терпеливо объясняли нам условия аренды машины. Цена оказалась более чем приемлемая и чуть ли не в 2 раза дешевле фирм Europcarи AVIS. Уже во время отъезда домой от одного из гидов PacGroupмы узнали, что это вообще самое дешевое агентство в Мутье. Но тогда еще нам было это неведомо, поэтому сравнить цены все равно было необходимо.

Решение нами было принято быстро и окончательно: 160 Евро за 2 дня в LAMI(500 км общего пробега) не идет ни в какое сравнение с 240 Евро (400 км) за 1 день в Europcar или AVIS. Берем машину в LAMI! Довольные, мы вернулись и стали уже оформлять документы, но тут ребята стали задавать через меня хозяину прокатной конторы всякие каверзные вопросы. В частности, камнем преткновения стало время возврата машины. Логично было бы предположить, что если мы берем машину на двое суток в 12.00 дня, то и вернуть мы ее должны до 12.00, только уже через 2 дня. Но служащий уперся, ни в какую не принимал во внимание наши логические доводы и потребовал вернуть машину до 18.00 завтра 14 января. Буквально через какую-то минуту такого напряженного разговора он просто взорвался, чуть ли не бросил нам в лицо наши документы и крикнул, что вот именно для нас у него никакой машины НЕТ!!! «Возвращайтесь в свой Валь Торанс и катайтесь там на лыжах, а не на моей машине, если вас не устраивают мои условия!» - кричал он брызгая слюной. Такой реакции от нормального человека обычно не ожидаешь. Поэтому мы поначалу даже опешили, забрали свои документы и ушли. Загвоздка оказалась только в одном. Он уже успел заблокировать депозит за аренду машины на 1000 Евро с карточки Олега, что и сообщили из банка посредством СМС. Пришлось вернуться для прояснения ситуации. Да и что делать без машины, мы тоже себе смутно представляли. Деваться в этой глуши было абсолютно некуда. А брать авто в два раза дороже тоже не хотелось, вряд ли мы смогли бы еще где-нибудь найти такую же привлекательную цену.

Мы потребовали разблокировать карточку, чтобы вернуть депозит, но женщина объяснила нам, что они ничего не могут сделать. Якобы эта сумма не снята, и, по всей видимости, только в самом банке можно решить эту проблему. Она долго показывала нам разные чеки, счета других контрактов, объясняла разницу между депозитом и снятой суммой, а мы демонстрировали ей малоутешительный текст СМС из банка. Наконец к дискуссии опять подключился зловредный хозяин конторы. Я шепотом спросила ребят, не стоит ли нам опять попросить у этого ненормального машину? А куда деваться? Мы практически находились в безвыходном положении. И я, собрав всю свою волю в кулак, чтобы не нахамить, опять поинтересовалась, не передумал ли он насчет своего решения отказать нам в машине. Но этот негодяй был непреклонен. Тогда я объяснила суть нашего конфликта женщине. Та оказалась целиком и полностью на нашей стороне и обещала посодействовать. Она удалилась с нервным типом в соседнюю каморку, пошепталась с ним пару минут, а потом вернулась и объяснила нам суть конфликта. Оказывается, ему не выгодно было сдавать нам машину до 12.00 15 января, т.к. с 12.00 он ее якобы никому сдать уже не сможет и потеряет целый день. Да мы и так уже особо не возражали и согласны были на все его условия, не оставаться же нам было без машины на эти два дня. Тем более что 15 января она там уже точно была не нужна. С горем пополам документы оформили. В процессе подписания разных бумажек Олег увидел входящего в двери парня в фирменной куртке PacGroupи решил попросить у него совета. Но тому было не до нас: оказывается, он только что попал в аварию и разбил машину почти на 4000 Евро, взятую напрокат, теперь пришел улаживать все формальности, связанные со страховкой. Зато уже потом, через 10 дней, когда мы возвращались в аэропорт на автобусе, Олег опять увидел этого парня. Тогда нам удалось с ним подольше побеседовать. Оказалось, что он является постоянным клиентом LAMI, и тот бешеный хозяин прокатной конторы тут же после нашего отъезда пожаловался ему на наше непристойное поведение. По его словам, мы, как выяснилось, хамили, кричали, топали ногами и вообще угрожали ему разбить машину. Вот почему он не хотел нам ее давать! Такие интересные факты нашей биографии стали для нас настоящим откровением…

Четырехместный Мерседес Smart, который мы отвоевали в неравном бою у сумасшедшего француза, оказался вполне приличным и удобным. Осмотрев его и записав в договор все внешние дефекты, мы двинулись в путь.

Первым пунктом назначения был замок Ripaille на границе Франции и Швейцарии. К сожалению, он оказался закрыт. Зимой, как выяснилось, многие достопримечательности во Франции недоступны для широкой публики. Прогулявшись вдоль замка по глубокому мокрому снегу, мы забрели в какой-то укромный уголок, который был частным владением на территории самого замка. Вот живут же люди! Из двери бывшей хозпостройки замка (а сегодня частного дома и одновременно небольшого винного производства) выглянула женщина и очень невежливо спросила, что нам здесь нужно. Мы сказали, что просто ходим-смотрим. На что она заметила, что здесь просто так ходить нельзя, эта территория принадлежит им, а то, что калитка открыта, так это ничего не значит, просто снег сейчас идет… Я вообще не поняла связи между снегом и калиткой. Мне Антон потом объяснил, что если ее закрыть, то уже не откроешь потом, когда снегом засыплет. Дорожки-то чистить им лениво!

Делать было нечего. Решили поехать в Женеву, благо она была совсем недалеко от замка Ripaille. Около 50 км. По дороге проезжали очень живописную средневековую деревушку Yvoire, которой уже более 700 лет. Летом она, как следует из фотографий, вся утопает в цветах, а зимой здесь серо и скучно.

В Женеву попали только к 16.00. Зимой этот город тоже великолепием не блещет. Знаменитый фонтан на озере выключен. А что еще там в этой Женеве смотреть? Вдоль берега выстроились вряд современные квадратные офисные здания из стекла и бетона, на которых пестреет реклама различных марок швейцарских часов. Создается впечатление, что кроме часов в Женеве вообще ничего не продают. Все первые этажи этих зданий заняты под магазины часов, ярко освещенные витрины привлекают внимание, но зайти туда не хочется.

Больше всего нам тогда захотелось найти уютный ресторанчик, в котором можно спокойно перекусить и отметить Старый Новый год. Но это оказалось делом явно непростым. Ресторанов на центральных улицах Женевы нет вообще! Рядом с подземным паркингом, где мы оставили свою машину, есть только одна пиццерия. Мы с большим трудом разыскали какой-то очень крутой ресторан, чуть отойдя от центральной «торговой» улицы. Решили зайти. Меня сразу смутило то, что народу там не было вообще, только толпа менеджеров и официантов, шумно болтающих за одним из столов возле окна. Мы выбрали уютный столик, и нам принесли меню, которое нас как-то сразу разочаровало. Выбор блюд небольшой, названия их мало понятны русскому человеку, зато цены!.. Как из того анекдота про официанта, который можно было перефразировать примерно так: «Это вы меню принесли или пытаетесь продать мне весь ваш ресторан?»

Мы решительно встали с недовольными лицами, захлопнув меню. Официантка поспешила к нам. «Что, уходите?» - спросила она. «Да, нам что-то не понравилось» - ответила я. Она ехидно улыбнулась: «А! Дорого?!» «Ну, да» - честно призналась я. Ее последующей реакции никто из нас не ожидал. Она громко рассмеялась нам в лицо! Я с изумлением посмотрела на нее. «А что же вы хотели? Это Женева!» - гордо произнесла она. «Если здесь для вас дорого, тогда вам прямая дорога в пиццерию!» Мы уже это и без нее поняли. Мы ушли, а служащие ресторана, оставшись опять в гордом одиночестве, видимо, стали обсуждать нас, не стесняясь в выражениях. По их веселым лицам за окном ресторана я это сразу поняла.

В пиццерии мы посидели на 70 Евро на троих – отметили Старый Новый год с бокальчиком вина. Тоже не очень-то и дешево. А куда деваться? Мы же в Женеве! Мне очень жаль было Олега, которому еще предстояло вести машину по извилистым горным дорогам в полной темноте. А после такого сытного ужина хотелось уже сладко поспать. Но Олег с честью справился со своей нелегкой задачей, доставил нас на курорт в целости и сохранности.

Из ресторана ушли в 19.00. Делать в Женеве больше было нечего, и мы тронулись в обратный путь. При съезде с платной дороги нас ожидало интересное маленькое приключение. Мы встали в очередь на оплату, но, как оказалось, все терминалы брали только пластиковые карточки. Оплачивать 4,10 Евро по карточке нам явно не хотелось. Мы уже приготовили купюру в 5 Евро, но засунуть ее было просто некуда. Функции по приему наличных в аппарате терминала были отключены. Прошло несколько минут. Сзади стали нетерпеливо гудеть машины, потом сдавать задним ходом в другие терминалы. А мы все стояли и тщетно пытались засунуть купюру то в одну, то в другую дырку автомата. И все безрезультатно. Наконец Олег нажал кнопку вызова помощи и из динамика послышался человеческий голос: «В чем проблемы?» Я перегнулась через спинку переднего сидения и крикнула в автомат, что аппарат не принимает деньги. На что нам ответили, что здесь нельзя расплатиться наличными. Все автоматы запрограммированы на карточки. Другого способа не существует. Мы продолжали стоять на своем. «У нас нет карточки» - сказала я. «Что же нам теперь делать?» На том конце послышалось какое-то шуршание, и функция приема наличных загорелась на аппарате. «Вставляйте свою купюру» - недовольно произнес служащий. Мы очень обрадовались и засунули свои 5 Евро в щель. Аппарат засосал их, потом хрюкнул и насыпал нам 90 центов сдачи. Ура! Шлагбаум открылся, и мы смогли двинуться дальше.

В гостиницу приехали в 22.30. Машину поставили рядом с соседней гостиницей, с трудом отыскав место, где не было запрещающего стоянку знака. По словам Игоря, снег шел сегодня на нашем курорте весь день. Закончился он только поздно вечером.

14 января, четверг

День пятый. Сыроварня Villarenger, Альбервиль

Еще с вечера я прочитала в буклете расписания автобусов, что билеты из Мутье в Валь Торанс на 17.45 бронировать нужно заранее, аж за 48 часов! А то мест может не быть. Этот рейс последний. Если не сесть на этот автобус, то попасть к нам на курорт можно будет только на такси. Я не на шутку перепугалась и решила рано утром побежать на вокзал, чтобы сразу купить обратные билеты. В 8.00 я вышла из гостиницы. Первым делом посмотрела, не угнали ли нашу машину и не эвакуировали ли ее на штрафстоянку. Машина была на месте, и я с облегчением вздохнула. Пройдя мимо, я все-таки обернулась и увидела на лобовом стекле листочек. Пришлось вернуться и прочитать. Это оказалось предупреждением местных властей о том, что, согласно местному закону, стоянки автомобилей у домов запрещены. Все машины следует оставлять на специальных крытых или открытых платных парковках. От нас требовали убрать машину немедленно. Я позвонила по рации Антону, он связался с Олегом, который переставил машину к окнам другой гостиницы, соседней с нами.

В 8.17 я уже шла обратно с билетами. Оказалось все совсем не так страшно. В автобусе на обратном пути нас было всего 11 человек. Зря я так переживала.

Сегодня первым пунктом нашей программы было посещение семейной сыроварни недалеко от нашего курорта, которое мы забронировали еще вчера по телефону. Перед выездом мы походили немного по местному рынку на площади, где фермеры продавали сыры, сладости, колбасу. В 10.20 двинулись в путь. Деревенька, в которой нам предлагалось посетить сыроварню, располагается недалеко от курортного городка Сан-Мартин де Бельвиль и называется Вилларенджер. Там и домов-то штук пять не больше. Вот в одном из них и находится «козеферма». Нас приветливо встретили 5 собак – все как одна похижие друг на друга – черные овчарки. Хозяева поначалу даже не показывались. Фермеры держат 110 коз, доят их, а потом из молока делают сыр двух сортов. «Том» - белый, по типу творога, который через 2 месяца превращается в обычный твердый созревший сыр с плесенью. Второй тип сыра изготавливают из оставшейся сыворотки. Сквашивают молоко специальными ферментами. Хозяин сыроварни любезно продемонстрировал нам процесс дойки коз, кухню, на которой сквашивают молоко и формуют сыры, хранилище твердых сыров и холодильную камеру. Откровенно говоря, антисанитарные условия производства сыра нас с Антоном просто потрясли. Сразу после дойки коз хозяин грязными руками стал хвататься за баночки, емкости и за сам готовый сыр, когда показывал нам место его приготовления.

Январь – не сезон для производства сыра. Козы еще не окотились и дают пока мало молока. Сейчас хозяева продают еще тот твердый сыр, который остался с сентября-октября. В благодарность за этот бесплатный визит мы купили 2 маленьких свежих сыра без плесени за 6 Евро. Олег сказал потом, что этот творожок ему очень понравился. Мы с Антоном так и не решились его попробовать. Таким образом, эта экскурсия на сыроварню обошлась нам всего в 6 Евро на троих (т.е. в стоимость самого сыра), не считая аренды машины и бензина, а турфирма просила за нее 65 Евро с человека. Конечно, как мы потом выяснили, то была другая сыроварня, чуть побольше, видимо, промышленная, и располагалась она в Мутье. Но эта тоже нам понравилась, тем более что она помогла нам составить представление о жизни и быте обычных французских фермеров.

После посещения сыроварни мы отправились в Альбервиль. Основной достопримечательностью этого небольшого провинциального города считается средневековый квартал Conflans 11 века, куда мы сразу и направились. Бродить по старинным узким улочкам средневекового города – одно удовольствие. Каменные стены, часовни, башни, крепости – все это так и осталось практически нетронутым. И посреди всей этой старины живут обычные современные люди. Памятник архитектуры не мешает им иметь здесь квартиры, рестораны, кафе, сувенирные лавки.

С большим удовольствием мы посидели в уютном ресторанчике за бизнес-ланчем всего за 50 Евро на троих. Меню было превосходное: закуска, основное блюдо, десерт на выбор – все очень вкусно.

После сытного обеда поехали в современный город. Здесь в 1984 году проходила зимняя Олимпиада. В городе создали даже специальный музей Олимпиады. Олимпийский парк и главный стадион, где некогда горел олимпийский огонь, выглядят сейчас как-то скучновато. За 7 Евро мы с Антоном прикупили в магазинчике сувенирную тарелку. На этом экскурсия в славный город Альбервиль закончилась.

Нужно уже было ехать в Мутье сдавать машину. По дороге заправились на 38 Евро. В общей сложности проехали 512 км. Хозяина прокатной конторы LAMIдолго пришлось ждать. На этот раз он старался выглядеть культурным и даже предложил нам послать факс в банк с просьбой побыстрее разблокировать сумму залога, но Олег не знал номера факса банка, поэтому нам так и не удалось это сделать. Приняв машину, хозяин уже решил попрощаться с нами, однако мы потребовали документы о том, что машина сдана в целости и сохранности, что претензий он к нам не имеет, а также чек на сумму 160 Евро. Все эти документы он нам оформил, стараясь казаться спокойным, но вдруг абсолютно на пустом месте опять вспылил! Его вывела из себя моя просьба написать его номер телефона на копии контракта. Движения его резко стали дерганными, глаза налились кровью, после чего он изрек такую фразу: «Вы очень геморройные клиенты. Если бы у меня в день было по 2 таких клиента, как вы, я бы уже с ума сошел!» Да, уж! Видимо, он и не замечает, что давно стал сумасшедшим…

Я решила не возмущаться лишний раз, хотя настроение было уже слегка подпорчено. В 16.45 мы вышли из прокатной конторы и пошли прогуляться по местным магазинчикам. В 17.45 сели на автобус. Подведя финансовые итоги, можно сказать, что двухдневная поездка с арендой авто обошлась нам по 132 Евро на человека с питанием в ресторанах или по 90 Евро без питания. Всю обратную дорогу я спала. В 19.00 были уже на месте. По пути в гостиницу зашли в супермаркет, купили еды на 46 Евро. Шел сильный снег.

В номере слегка перекусили и в 20.30 отправились с Олегом на вечер покера, который организовывался на курорте бесплатно в зале Forum. Любителей покера набралось около 80 человек. Сначала всем объясняли правила игры, потом раздали фишки и рассадили за столы. Я не решилась участвовать и просто сидела рядом с Олегом, изображая группу поддержки. А у Олега поначалу все очень хорошо пошло. Соперники вокруг были какие-то слабые и даже нервные, сдавались без боя. В 21.30 я решила покинуть его, чтобы не мешать уже хорошей игре и попрощалась, пожелав всяческих успехов. Но не успела я войти в номер, как буквально через несколько минут услышала хлопнувшую дверь соседнего номера. «Чего это он так быстро вернулся?» - только подумала я, как раздался телефонный звонок. «Ну, вот, ты ушла, и я сразу проиграл!» - объяснил Олег. А я-то хотела как лучше! А получилось, как всегда…

15 января, пятница

День седьмой. Куршавель

Вот с этого дня и начались у нас какие-то мелкие неудачи. Антон заболел, еще с вечера он почувствовал себя плохо. Кататься на лыжах он не пошел, остался в номере смотреть DVD. А мы с Олегом и Игорем поехали в Куршавель 1650. Абонемент на подъемники на полный день всех Трех долин стоит 46,5 Евро. Выехали в 11.00, в 16.00 вернулись в гостиницу. Катались 5 часов. Всю ночь шел снег, поэтому на нашем курорте все трассы были разбиты, а в Куршавеле их ратрачат лучше и чаще, так что нам удалось насладиться всей прелестью широких, твердых и в меру пологих голубых склонов Куршавеля, на которых даже кое-где проступал «велюр». Погода была чудесная! Гоняли с ветерком! Посмотрели местный аэропорт Куршавеля. Доехали до Куршавеля 1850. Мы с Олегом купили там сувениры, а Игорь снимал нашу пешую прогулку на видео.

В 14.00 двинулись в обратный путь. К 15.00 были около подъемников Plattiers, ведущих на наш курорт. В 16.00 прибыли на место. После такого тяжелого дня пришлось идти в аптеку покупать Антону капли в нос, заодно купила еды на 19 Евро в супермаркете. Интересный факт: купить во Франции обычных сосудосужающих капель типа «Нафтизина» или «Галазолина» не представляется возможным без рецепта. Так что Антон много дней мучился с насморком и с забитым носом.

После ужина я спала до 19.00. Потом нам в номере меняли постельное белье.

16 января, суббота

День восьмой. Куршавель 1300, 1650, 1850

Суббота на курорте – день заезда и отъезда. В коридорах и на ресепшене все с чемоданами толкаются, иной раз можно лифта целый час ждать, и то потом не уехать. У гостиниц куча машин. Французы едут отдыхать в горы на уик-енд.

Сегодня тепло, температура будет еще повышаться, а вечером обещали снег. Антон заболел окончательно и бесповоротно. Надежды на то, что он поедет кататься в ближайшие дни, уже не осталось.

С утра погода прекрасная, светит солнце, поэтому мы опять решили рвануть в Куршавель втроем. Соседи заставили меня встать в 7.00, чтобы к 9.30 уже стоять на лыжах. Обещали «вельвет». Говорили, что это ни с чем не сравнимое удовольствие. Наверное, я соглашусь, только каждый раз вставать из-за этого удовольствия так рано я бы не решилась. Один раз, конечно, можно. Даже интересно. Но каждый день… Это уже слишком.

Поначалу шло все очень хорошо, даже прекрасно. Мы преодолевали спуски без остановки и засекали время. Лично у меня трасса от подъемников «3 Valees» до первого подъемника в сторону Куршавеля заняла примерно 5 минут. А у ребят, судя по всему, еще меньше.

Вот так и гоняли. Сначала направились в Куршавель 1850, а оттуда сразу стали спускаться в Куршавель 1300. Мы там с Антоном в прошлом году так и не успели побывать. И правильно сделали. Ничего хорошего там нет. Одно только название, что Кушравель, на самом деле – полный обман. Все трассы там протерты до дыр, снег мокрый, трассы местами усыпаны камнями. Олег от такого ужаса даже упал. А я так сильно пережала ботинки, что еле доехала вниз, ноги просто онемели.

Внизу мы увидели трамплин. Больше никаких достопримечательностей. Зря ехали. Вернулись в Куршавель 1650, а потом захотели прокатиться по трассе с громким названием «Русские горки», для чего пришлось ехать на очень шустром бугеле, оседлать который мне удалось только с третьего раза.

В районе Altiport настала моя очередь падать. Причем упала я очень неудачно, даже коленку травмировала. До сих пор не понимаю, как это произошло. Просто на ровном месте! То ли загляделась, то ли задумалась? Игорь, ехавший сзади, вовремя подоспел, помог мне одеть отскочившую лыжу. Зато сам буквально через несколько секунд потерял набалдашник от палки. Значит, обязательно вернется в Куршавель – верная примета!

Нога немного болела. Но наколенник меня спас. Ехать теперь пришлось очень осторожно, практически не двигая коленками. Олег на обратной дороге повез меня специально на подъемниках вниз таким путем, чтобы миновать крутые спуски. Главное для меня было сегодня - добраться домой без потерь, приложив минумум усилий. А Игорь поехал обычным маршрутом. Внизу мы встретились у подъемников Plattiers.

В номере, сняв наколенник, я поняла, что нога болит очень сильно. Пришлось идти в аптеку покупать мазь от растяжений.

Погода во второй половине дня стала портиться, сгустились тучи. Заметно теплеет. К вечеру уже около 0 С. Ночью пошел снег, но быстро закончился.

17 января, воскресенье

День девятый. Плохая погода

Прогноз не обманул. Как и обещали синоптики с 10.30 утра в горах туман. Видимость нулевая. Просветления на небе весьма редки. Сегодня у меня вынужденный выходной, который пришелся как нельзя кстати. Коленка болит. Без наколенника даже просто ходить по улице трудно, а уж про лыжи и говорить нечего.

С утра мы с Олегом решили прошвырнуться по магазинам. Он покупал подарки, а я присматривала себе лыжные перчатки, мои к этому времени уже успели порваться. Перчаток в магазинах великое множество, однако их стоимость меня несколько озадачила. Цены колеблются в диапазоне от 33 до 145 Евро. В то время как у нас в спортивных магазинах самые дорогие перчатки стоят максимум 1000 руб. Тратить такие деньги что-то не хотелось. Я приняла решение перчатки зашить. Приценилась к ниткам. Но и тут подстава! 4 Евро за катушку - это же почти 200 руб. С ума сойти! А если учесть то, что я эти перчатки купила за 250 руб., то такие цифры вообще в голове не укладываются. Спасибо Игорю, опять выручил. Он оказался запасливым, нитки всех нужных цветов возил с собой (в виде швейного набора, конечно). Он любезно дал мне попользоваться нитками, так что перчатки я зашила бесплатно.

Снег шел до 16.00. Олег после шоппинга успел даже немного покататься. А мы с Антоном после обеда смотрели фильмы на DVD. В 19.00 ребята ходили на ужин в отель «3 valees», где мы останавливались в прошлом году. Сегодня там устраивали вечер савойской кухни, так что им удалось попробовать местные деликатесы: раклет и тартифлет.

C 20.30 до 23.00 играли в покер.

18 января, понедельник

День десятый. Meniures

День сегодня просто прекрасный. Солнечно. Однако все трассы после вчерашнего снегопада разбиты. Сплошная каша. Я купила скипасс на полдня в долину Meniures за 34 Евро. С Олегом мы встретились в 12.45 и поехали в StMartinпо двум голубым длинным трассам. К моменту нашей встречи Олег уже успел укататься в соседних долинах. А Игорь сегодня опять отправился в Куршавель.

Больная нога еще пока дает о себе знать, поэтому расслабиться на полную катушку не получилось, пришлось ездить медленно и аккуратно.

Спуск в StMartinзанял у нас полтора часа. Еще час – возвращение на свой курорт. Время еще оставалось, и мы решили забраться на пик 3130 м в нашей долине, но случайно перепутали подъемники и сели на Portette, который доставил нас на другую вершину 2700 м. Может, оно и к лучшему все так произошло. Кто знает, что там было на том спуске, учитывая неудовлетворительное качество трасс.

В 15.30 вернулись в отель.

Игорь по-прежнему бьет все рекорды. Уходит рано, возвращается позже всех. У него с собой в рюкзаке всегда полный набор оборудования: и видеокамера, и даже GPS. По последнему приборчику он определяет расстояние, которое удалось преодолеть за день. Так вот он подсчитал, что примерно за 6 часов катания проезжает около 95 км (с учетом подъемников). Но ему этого было мало. Он решил пойти на рекорд и преодолеть отметку 100 км.

С 21.00 до 23.00 опять играли в покер.

19 января, вторник

День одиннадцатый. Показательные выступления

С утра прошвырнулись по магазинам. Антон пришел в себя после тяжелой и продолжительной болезни и решил немного покататься. А я как раз почувствовала первые признаки болезни. Видимо, Антон заразил. Скипассы купили сегодня на полдня только в нашу долину по 30 Евро с носа. В 12.30 встретились с Игорем у подъемников и решили поснимать немного на видео наши покатушки.

Самая хорошая трасса на нашем курорте Stade. Она в меру сложная и всегда ухоженная, отратраченная до «вельвета». Правда, спуститься по ней редко когда удается, как правило, ее резервируют либо для соревнований, либо для тренировок профессионалов. Вот и на этот раз нам не удалось по ней прокатиться. Она была закрыта. А жаль. Пришлось спускаться по соседней трассе Stade-2. Она тоже ничего, но хорошего места для съемок на ней найти уже труднее. Сегодня я тоже была с камерой. Мы по очереди снимали друг друга, устраивая «показательные выступления» для камеры. После спуска с Moraineя отнесла камеру в номер, а Игорь продолжал снимать весь день.

Во второй части нашей программы мы съехали по длинной трассе pluviometrе. После чего Антон пошел домой, а мы с Игорем еще скатились по широкой и интересной трассе Hermine, которая, в отличие от других, сегодня была прекрасного качества.

Домой вернулись в 15.30. После обеда я принялась усиленно лечиться, чтобы завтра быть в форме, но мне это, как выяснилось, совсем не помогло.

Вечером, как обычно, играли в карты вчетвером. Сегодня Олег обучал нас преферансу, который нам совсем не понравился.

20 января, среда

День двенадцатый. Один дома

Еще с вечера я стала чувствовать наступление болезни, а утром и подавно стало плохо. Голова кружилось. Ни о каких лыжах даже и мечтать уже не приходилось. Опять не повезло: нога прошла – насморк начался. Пришлось остаться в номере.

Антон купил скипасс на полдня в нашу долину и пошел кататься в гордом одиночестве с 12.30. Соседи уехали рано, наверное, опять махнули в Куршавель…

С утра светило солнце, а после 10.30 небо стали заволакивать тучки. В прогнозе было сказано: «белый день». И он не обманул.

Я улеглась с DVDплеером на диване и стала выбирать фильмы. Антон за время своей болезни пересмотрел с десяток разных фильмов, прочитал все свои журналы, а также одну книжку Сидни Шелдона и моего Пелевина. Теперь настала моя очередь. Наш мини DVD, купленный всего за 3400 руб. в «Ашане» специально для этой поездки, как мы подсчитали, уже несколько раз себя окупил. Досуг нам обеспечил.

От нечего делать я принялась вести разные подсчеты: сколько мы потратили денег на скипассы, сколько – на продукты. Так вот выяснилось, что решение не покупать в этом году абонементы на последовательные дни, как это мы обычно делаем, оказалось верным. С учетом плохой погоды и болезни Антона, а теперь и моей, экономия составила 240 Евро. Но даже если бы Антон катался все это время со мной вместе, мы бы все равно сэкономили около 110 Евро. Что касается питания, то тут вообще все очень экономично получилось. Без учета тех двух дней, когда мы питались в ресторане в Женеве и в Альбервиле, затраты на еду у нас составили по 9 Евро на человека с сутки, т.е. 18 Евро на двоих (из них 1,70 Евро – это свежеиспеченные круассаны на завтрак, доставленные прямо в гостиницу). И это при том, что мы каждый день на обед пили вино (бутылка очень приятного белого вина Muscatстоит около 3 евро), а иногда и коньяк, и ни в чем себя не ограничивали. Питались очень даже вкусно и вполне разнообразно, с ресторанной едой не сравнить. Оказывается, жить в резиденции очень выгодно и удобно.

Антон вернулся в 15.00. После обеда мы опять устроили себе киносеанс. На этот раз посмотрели фильм «Адмирал», который нас очень поразил.

21 января. Четверг

День тринадцатый. Belleville

Сегодня я чувствую себя уже лучше. С утра мы взяли скипассы на полдня в долину Bellevilleпо 34,5 Евро и поехали кататься сначала втроем с Олегом. Игорь присоединился к нам на трассе Boismint, мы его по рации разыскали. Теперь все были в сборе. Сначала поехали в Menuires, потом повторили наш с Олегом маршрут до StMartin. Трасса эта легкая и приятная, почти совсем пологая, зато перепад высот 1300 м и длина около 10-12 км непрерывного спуска. Где-то на полпути потеряли Олега, который остался ждать нас в ресторане. На обратном пути мы его нашли. К себе в долину мы стали подниматься уже около 15.00. Уже стали заметны очереди на подъемники, все торопились возвратиться на свои курорты. Последняя черная трасса Goitchel, которая ведет на наш курорт, оказалась очень разбитой под конец дня, с огромными буграми и даже ледяными проплешинами.

Домой вернулись в 16.15. Болезнь все-таки дает о себе знать. Никуда она не отступила. К вечеру заболело горло.

После ужина опять смотрели кино. Ночью первый раз засыпала с большим трудом. А вообще здесь спится очень хорошо. Лично я все эти дни спала как убитая всю ночь, да еще и вечером после обеда по 2 часа обязательно.

22 января, пятница

День четырнадцатый. Сборы

С утра я поняла, что окончательно заболела. Опять пришлось остаться в номере. Антон меня поддержал. Жалко, конечно, погода, как назло, стояла великолепная! Весь день мы посвятили упаковке чемоданов и сбору вещей. В перерывах я старалась усиленно лечиться.

Подвели окончательные итоги по финансам:

· Я каталась всего 8 дней из 13 возможных, на скипассы потратила 289 Евро

· Антон катался всего 6 дней, на скипассы потратил 192 Евро

· На питание потратили 257 Евро (т.е. по 9 Евро на человека в сутки)

· Рестораны – 79 Евро

А еще нам подарили в супермаркете Sherpaклюквенный пирог. Мы ради него собирали специально купончики, которые выдавали за каждую покупку от 20 Евро. Набрать 14 купончиков всем четверым нам удалось только к концу нашего пребывания. Олег в последний день пошел в супермаркет за обещанным пирогом. Надо сказать, что на картинке он выглядел очень даже внушительно. А в жизни оказался размером с пирожное. Смех, да и только! Последний день пребывания в Валь Торансе отметили все вместе этим пирогом, разделив его на 4 части по-братски. После праздничного пирога смотрели отснятый Игорем фильм про нас. Он не только снял его, но и смонтировал спецэффекты. Получилось очень классно. Фильм записали на флэшку и увезли с собой.

Ребята сегодня установили рекорд – проехали 113 км за целый день. Катались с самого утра и до 17.00, пока последние подъемники за ними не закрыли.

23 января, суббота

День пятнадцатый. Отъезд домой

Встать пришлось в 8.00 утра, номер освободили к 9.45. За уборку я предварительно заплатила 30 Евро, но все равно пришлось самой мыть посуду, расставлять ее на полках в серванте, снимать белье, выносить мусор.

Автобус приехал за нами в 10.35. В Мутье к нам подсели отдыхающие с других курортов. Итого набралось 38 человек.

Пока спускались в автобусе вниз, у меня заложило уши, перепад-то большой. Но самое интересное было то, что их так и не разложило до самой посадки в самолет. Сказалась болезнь. Начался насморк. Причем такой сильный, что рулон бумажных полотенец я израсходовала за 2 часа.

В аэропорту Шамбери опять много народу, причем половина из них русские. Русские надписи и объявления по-русски – это уже правило, а не исключение. Русскую переводчицу вызывали к стойке администрации по громкоговорителю чуть ли не каждые пять минут. Что говорить, приятно чувствовать себя как дома. На регистрацию длинная очередь, но мы всего этого почти не заметили. Перед вылетом посидели в кафе. В аэропорту набрали кучу рекламных проспектов о достопримечательностях здешних мест. Теперь информации у нас более чем достаточно! В следующий раз культурную программу можно будет разнообразить.

Вылет состоялся без задержек, ровно в 17.00. В самолете уши разложило, а при посадке заложило опять. Только в Москве я узнала, что у меня начался отит. Еще две недели после этого мне пришлось от него лечиться. Но и на этом мои несчастья не закончились. Уже дома я обнаружила, что где-то в аэропорту потеряла часы…

Приземлились в 22.30. Багаж получали целый час. Вместе с Олегом на троих заказали такси до Митино. Минивен из Домодедово стоил 2100 руб.

Дома были в 1.00 ночи, спать легли только в 5.00 утра.

2006 - 2012 г. © Все права защищены
«Мастерская слова»

Разработка: ViPro
Дизайн: Студия web-дизайна Miracle.